Особенности управления малым предприятием

Особенности управления малым предприятием

Особенности управления малым предприятием

Реферат

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе излагаются определения понятия малого предпринимательства, общестатистические и теоретические основы становления данного вида деятельности в российских условиях, изучается и анализируется современное состояние развития малого предпринимательства в России в 0000 году.

Во второй главе, для выявления наиболее типичных управленческих проблем на малых предприятиях нашего района, при содействии администрации МО «ХХХ» приводятся данные анкетирования 00 МП города. Собранный материал разбит на 00 блоков, в соответствии с основными функциями управления персоналом, по каждому из блоков проводится детальный анализ полученных результатов, вырабатывается комплекс рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования управленческой деятельности МП города.

В третьей главе, на основании полученных результатов, с точки зрения управления персоналом, выделяется успешно действующее предприятие НПП ООО «ХХХ», проводится экономический анализ его деятельности.

В заключении подводится общий итог проделанной работы, и даются обобщенные рекомендации по практическому использованию результатов и рекомендаций настоящего дипломного проекта.

Дипломный проект содержит 07 рисунков, 00 таблиц.

Введение

Малый и средний бизнес, как таковой, существовал в нашей стране всегда. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся на конец восьмидесятых годов, когда появляются кооперативы и молодежные центры (в г. «ХХХ» Центр НТТМ «Эврика). Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые рынки, существовавшие практически во всех крупных городах (г. Екатеринбург «Шуавкиш»). Определенная категория людей на торговых операциях, производстве ТНП, обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Государство пыталось бороться с этим. Все знают о проверках, штрафах и уголовных делах против спекулянтов, цеховиков. Но так как этот малый бизнес обеспечивал потребность людей в дефицитных товарах, которыми «советская система» не могла или не хотела обеспечить своих граждан в официальной торговле, государство, при всей его мощи и возможностях, в тот период, сохраняло этот вид малого бизнеса.

Раз существовало частное производство со всеми компонентами внешних и внутренних сред – значит и существовали вопросы управления – менеджмента.

В это время существовали прообразы рыночных структур, которые не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своих пайщиков, имела широкую сеть заготовительных контор и кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценных металлов, которые имели относительную свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различные общества инвалидов, например, глухих и слепых. К малому бизнесу тех времен следует отнести и студенческие строительные отряды.

Движение студенческих строительных отрядов курировал комсомол. Поэтому не удивительно, что первые массовые прообразы рыночных структур, появившиеся в конце восьмидесятых годов, были лоббированы именно комсомолом, кузницей кадров, и возникли в форме молодежных центров при различных комитетах комсомола, от заводского до ЦК (в г. «ХХХ» Центр НТТМ «Эврика). Увидев образовавшуюся официальную отдушину, предприимчивые люди устремились в эти центры. Молодежные центры множились как грибы. При комитете комсомола техникума или научно - исследовательского института могли существовать десятки молодежных центров, занимающихся буквально всем, от пошива халатов до внедрения сложных научных разработок. Практически частично был легализован ранее существовавший теневой бизнес, а частично закладывались основы управления современного предпринимательства и мелкого, и среднего, и крупного бизнеса[1] .

Практически параллельно с развитием молодежных центров развивалось кооперативное движение, возникшее на базе вышедшего Закона СССР «О кооперации». С начала 90-х годов государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые «перетоки» из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью. К сожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформ сохраняется нестабильность нормативно-правовой и организационной основы функционирования малого предпринимательства, вследствие чего роль малого предпринимательства в экономики России и стран с развитой рыночной экономикой существенно отличаются. Но это позволило воспитать руководителя – универсала. Специалиста во многих областях управленческого знания. Изучению российского опыта становления малого предпринимательства, особенностей управления малым предприятием на местном уровне, посвящен настоящий дипломный проект.

Актуальность темы обусловлена противоречиями, складывающимися между значимостью успешного развития малого предпринимательства как одного из ключевых элементов в процессе становления рынка и недостаточной эффективностью условий его функционирования. Данное понятие многоаспектное и включает в себя целый комплекс вопросов - это правовая среда, налоговое бремя, вопросы кадрового менеджмента, маркетинга. Именно поэтому актуально в настоящий исторический период рассмотреть вопрос: «Особенности управления МП».

Тема управления предприятиями разработана в России достаточно полно. Первые публикации послеперестроечного периода, как правило основывались на опыте менеджмента стран так называемого «капиталистического лагеря». К 0000 г. сформировались школы российского управления. Поддержка малого предпринимательства в мегаполисах и областных центрах носит четко структурированный характер и является в виде программных документов имеющих финансовую поддержку. И это совершенно справедливо так как в крупных городах сосредоточены финансовые и интеллектуальные ресурсы современного общества. В малых городах, каким является г. «ХХХ», этому вопросу уделяется мало внимания. Деятельность по поддержке предпринимательства в них далека от нужд самих предпринимателей. Вопросы концепций и методологий управления своим предприятием предприниматели решают, зачастую, интуитивными методами.

Считаю необходимым разрабатывать именно практические, а не декларативные мероприятия по вопросам совершенствования методик управления малыми предприятиями в малых городах, эти рекомендации должны базироваться, в первую очередь, на аналитическом материале местных специфических особенностей деятельности МП.

Целью моего исследования является изучение статистических материалов, освещающих масштабы и динамику развития российского предпринимательства. Выявление проблематики развития МП на местном уровне, разработка пакета рекомендаций для руководителей МП МО «ХХХ» и администрации района по вопросам управления и кадрового менеджмента предприятий.

Для достижения поставленной цели мной решаются следующие задачи:

Объектом исследования выступает статистический материал деятельности МП на территории РФ. Анализ опыта работы 00 предприятий г. «ХХХ». Мной будет решаться один из ключевых вопросов разработка критериев и рекомендаций эффективной деятельности МП – на основе оценки эффективности управления персоналом. Проводимый анализ эффективности управления предприятиями г. «ХХХ» базируется на основании анкетирования персонала МП и актуален в настоящий период, т.к. выявляет проблематический круг вопросов стоящих перед руководителем.

Предмет исследования - статистика национального развития сектора МП, методология и процессы управления на малом предприятии местного уровня, анализ экономических параметров эффективного, с точки зрения управления, МП.

Теоретико-методологической основой исследования выступают работы отечественных и зарубежных исследователей, результаты публикаций трудов российских авторов, статистические материалы Госкомстата РФ по состоянию на 0 квартал 0000 г. результаты обследования предприятий города.

В данном исследовании я придерживаюсь точки зрения, что практический результат от применения рекомендаций по вопросам оценки эффективности управления персоналом на малых предприятиях города возможно будет использовать в практической работе, как администрации города при формировании программ поддержки предпринимательства, так и самими предпринимателями..

Эмпирическая база исследования содержит в себе первичный и вторичный анализ результатов наблюдений, публикаций научного и практического характера, включающих в себя результаты проведения аналогичных исследований. В работе использованы аналитический и статистический материалы.

Достоверность результатов обусловливается использованием формально-логических методов исследования, примерами апробации в российской и местной практике использованных результатов и данных.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- показано, что управление малым предприятием на территории муниципального образования «ХХХ» имеет свои особенности и специфику. Новизна состоит в изучении факторов оценки эффективности управления персоналом группы предприятий, а также прослеживается конкретный управленческий рост предпринимателя от сотрудника Центра НТТМ «Эврика до директора НПП ООО «ХХХ».

В конечном итоге это является критерием чистоты эксперимента так как позволяет выявить тенденции в вопросах управления.

Практическая значимость состоит в том, что в работе обоснованы подходы к усовершенствованию политики управления МП на территории малых городов при наличии мощного градообразующего предприятия.

Разработанные в дипломном проекте рекомендации и выводы могут быть использованы руководителями МП в процессе управления деятельностью своих предприятий.

Основные теоретические положения рассматриваемых в проекте исследований публиковались в теоретико-прикладных работах и научной литературе, практический план исследования имеет место в российской практике и адаптированы применительно к местному уровню.

Теория и практика малого предпринимательства в России

Роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике трудно переоценить. В развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта, в нем сосредоточено значительное число рабочих мест. В целом можно заключить, что МСП является сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития[2] .

В Российской Федерации в последние годы предпринимаются существенные усилия по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 0000-0000 гг., одобренной в начале этого года правительством Российской Федерации и Государственной Думой. В развитие принятых решений МАП России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в этой области, разработал ряд законопроектов, внес предложения в правительство Российской Федерации по изменениям в действующее законодательство и по созданию институциональных структур для поддержки малого предпринимательства.

Тем не менее, малое предпринимательство в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по дерегулированию экономики, устранению административных барьеров. Введению практик эффективного менеджмента МП.

Формы предпринимательства, формирование малого бизнеса

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сферой деятельности; наличием денежных средств; достоинством тех или иных форм предприятий; состоянием рынка.

Форма предпринимательства — это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой. Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные; коллективные; корпоративные.

Указанные формы, в свою очередь, классифицируются: на малые и средние, крупномасштабные.

Индивидуальные формы предпринимательства без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его достояние.

В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.

В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение — как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе.

Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; акционерные общества; ассоциации, союзы.

Юридическое название указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странах может со временем меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий.

Воссоздание в форме организации предприятия свойственных его практической деятельности элементов имеет своей целью обеспечить саму экономическую деятельность правовой основой. Иными словами, отдельные действия предприятия объединяют в единой модели. Особенно это актуально для акционерных производственно-хозяйственных структур, поскольку именно эта форма предприятия наиболее четко осуществляет разделение деятельности на уровни, и при этом отражает эти уровни в элементах акционирования. Таким образом создаются условия исследования деятельности предприятия как по данным производства, так и по вопросам управления.

В конкретных российских условиях конца XX в. малые предприятия создавались двумя путями: за счет выделения структурных подразделений из крупных и средних предприятий, когда небольшие цехи, филиалы предприятия, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность; путем образования ТОО или АО на основе личной инициативы предпринимателей — частных или юридических лиц.

С чего начинается образование малых форм предпринимательства? При выделении структурного подразделения из состава крупного государственного предприятия прежде всего должно быть решение трудового коллектива соответствующей структурной единицы (цеха, участка, филиала) об отделении и о создании на ее базе малого предприятия.

Такое решение оформляется протоколом общего собрания данного структурного подразделения. Далее необходимо согласие собственника имущества о выделении из своего состава данного подразделения как малого предприятия. Такое согласие, как правило, оформляется приказом руководителя предприятия (организации), из состава которого выделяется новое малое предприятие.

Собственник имущества выступает в качестве учредителя малого предприятия. Подписывается учредительный договор, в соответствии с которым малое предприятие берет на себя обязательство выполнять требования учредителя, а учредитель дает определенные гарантии содействия малому предприятию.

После этого разрабатывается устав предприятия, в котором четко указывается: вид и сфера деятельности; уставный капитал; учредители, их доля в уставном капитале; почтовый адрес, телефон (факс) предприятия, фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера. Затем в местный орган власти подается заявление с просьбой о регистрации предприятия и сдаются подготовленные учредительные документы.

Местные органы могут запросить дополнительные сведения о санитарной и экологической безопасности нового предприятия, численности и структуре персонала, занятого в производстве и другие данные, связанные с конкретными условиями развития данного региона. После регистрации предприятие открывает расчетный счет в банке, в органах внутренних дел получает разрешение на штамп и гербовую печать и становится полноценным юридическим лицом.

При создании нового предприятия (с нуля) прежде всего возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности. Может быть создано индивидуальное частное предприятие или акционерное общество с ограниченной или другой ответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — 0 человек, который, определив свои возможности, подготавливает устав. Дальнейшее оформление соответствует вышеуказанному порядку.

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых формах хозяйствования. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала.

Наряду с этим, у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами.

Отмечу следующие преимущества малого предпринимательства:

более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;

более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу:

ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;

ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;

полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

наладить выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

В последние десятилетия в промышленности индустриально развитых стран проявилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на одной территориальной площадке.

В связи с падением серийности производства и разбуханием номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание были переданы крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализации добились значительных успехов в своей деятельности.

Сложился своеобразный симбиоз монополий и мелких и средних фирм в гибком обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и предприятий малого бизнеса. В Японии до 70% предприятий малого бизнеса кооперированы с монополиями, в США— 00—00%[3] .

Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, малое предприятие подчинено работодателю — крупной фирме, которая диктует, что конкретно изготавливать, в каком количестве, в какие дни и часы поставлять продукцию, по какой цене.

 Предпринимательство в России: история, тенденции и перспективы развития

Этот раздел представляет собой обзор условий развития малых предприятий и предпринимательства в Российской Федерации. Цель подраздела – выработать рекомендации по вопросам МП в более широком аналитическом контексте. Подраздел начинается с описания основных стадий развития сектора малого бизнеса в России, ведущего к оценке состояния сектора малого бизнеса в России после финансового и экономического кризиса 0998. Ключевые вопросы, которые необходимо рассмотреть следующие: как малые предприятия выживали во время кризиса? Кто потерял, а кто приобрел в этой вынужденной перестройке? Какие управленческие выводы на будущее надо сделать для поддержки малого бизнеса?

Здесь, так же будет представлен обзор опыта поддержки малого бизнеса в России в этот период, и подведении некоторых выводов. Оба эти аспекта являются важной частью современного управленческого контекста МП в Российской Федерации, в котором следует рассматривать методологические принципы и рекомендации, изложенные в последующих частях дипломного проекта. Набранный опыт предполагает необходимость пересмотра политики развития предприятий и придания нового ускорения разработке и внедрению политики реформ и менеджмента. Это может способствовать созданию климата, благоприятного для предпринимательства и создания рабочих мест, что даст возможность сектору малого бизнеса реализовать свой потенциал и внести вклад в экономическую и социальную трансформацию.

По официальной статистике, количество малых предприятий в России не увеличивалось с 0990 года. После того, как их число удваивалось каждый год в 0990-0990 и 0990-0990 годах, общее число зарегистрированных предприятий выровнялось и колебалось в пределах 800 000 – 900 000 (рис. 0.0). Говоря об общей занятости, считается, что в МСП занято 00-00 % активного населения, в то время как, например, в Польше занятость в МСП (предприятий с числом работников менее 000) составляет 60% от общей занятости. В то же время следует признать, что статистика регистрации предприятий, может ввести в заблуждение, так как включает в себя только зарегистрированные предприятия и не учитывает частных предпринимателей без юридического статуса. В виду того факта, что предполагаемое число индивидуальных предпринимателей в России – 0.0 миллиона, или в четыре раза больше числа зарегистрированных предприятий, масштаб предпринимательского движения в России значительно больше, чем считает официальная статистика[4] .

Количество малых предприятий в России, 0990-0000 (в тысячах)

(Источник: данные Госкомстата.)

 Особенности управления малым предприятием

Рис. 0.0

Подавляющее большинство МСП в России занимаются торговлей и общественным питанием (рис. 0.0) и за последние годы показывали относительно стабильный рост. В 0999 году 00,8% МСП относилось к строительному сектору. Почти такое же количество МСП (00,7%) относятся к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимались машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 0990-90 годах наблюдался имеющий большое значение рост МСП в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем в 0990-90 гг. их количество уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться[5] .

Количество малых предприятий по основной отрасли (0999-0000 гг) (%)

(Источник: данные Госкомстата.)




Реклама
В соцсетях