Активное изменение форм собственности предприятий, приобретение ими финансовой самостоятельности привели к ликвидации во многом неэффективной системы снабжения строительными материалами, приводившейся в движение административно-командными рычагами и заложили фундамент формирования системы взаимовыгодных товарообменных связей.
Создавшаяся ситуация определяет приоритетные направления развития и реорганизации промышленности строительных материалов. Генеральным становится курс на производство высокоэффективных и высококачественных материалов, деталей, изделий и конструкций, в первую очередь для возведения многоэтажных зданий по индивидуальным проектам.
Особо важными для ЧР следует считать организацию и развитию
производства:
- строительных материалов, изделий и конструкций из автоклавных
ячеистых бетонов;
- цемента;
- строительного гипса, других гипсовых вяжущих и изделий на их основе;
- магнезиальной, гидравлической извести и роман-цемента;
- строительных материалов из стекла (включая листовое оконное);
- тепло-, звукоизоляционных материалов на базе местных ресурсов гипса,
трепела, песков, карбонатных и глинистых пород;
- кровельных материалов (керамическая, цементнопесчаная и известково-
песчаная черепица);
- керамической плитки для полов.
Примером выявления предприятием рыночного спроса может служить
АООТ “Стройдеталь”. В начале текущего года здесь была выпущена опытная
партия оконных блоков с тройным остекленением. Это новшество напрямую
связано с начавшейся реформой “коммуналки”. Ведь тройные оконные рамы
позволят сэкономить тепло в квартирах и повысить звукоизоляцию.
Специалисты “Стройдетали” при разработке изменили некоторые стандарты,
к примеру, более современно выглядит фурнитура. В связи с этим
потребовалось специальное разрешение от Министерства по делам
строительства, дорожного и коммунального хозяйства ЧР. Как только
предприятие его получит, выпуск блоков будет поставлен на поток. А это
оживление производства, создание новых рабочих мест, приток денежных
средств.
Глава 2. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА.
Основная цель промышленной политики в регионе - это в первую очередь создание высокотехнологичного промышленного комплекса с эффективным механизмом функционирования, обеспечивающим экономическую самостоятельность Чувашской Республики, конкурентоспособность ее продукции на российском и мировом рынках, достойный уровень жизни народа.
Важнейшими направлениями промышленной политики Чувашской
Республики являются разработка и реализация программы энерго- и
ресурсосбережения, предусматривающей: сокращение потребления
топливных, энергетических и материальных ресурсов, снижение зависимости
от импорта; ускоренное внедрение современных технологий и оборудования
энерго- и ресурсосбережения, снижение издержек производства и повышение
конкурентоспособности выпускаемой продукции; уменьшение техногенной
нагрузки на окружающую среду, снижение загрязнения воздушного, водного
бассейнов и почвы.
Несмотря на многочисленные декларации о структурной перестройке
экономики в республике не удалось сформировать целостную структурную
политику. Структурные изменения происходят в основном стихийно. При
этом экономика теряет потенциал будущего роста, переходит к
депрессивному функционированию с сырьевой ориентацией, а в лучшем
случае с ориентацией на выпуск продукции первичной переработки.
Теряется наукоемкое производство. Программа конверсии все еще остается
на бумаге.
В дореформенное время продукция наукоемких отраслей, состоящих преимущественно из предприятия военно-промышленного комплекса, составляла более 80% всего объема промышленного производства республики. С потерей рынка сбыта предприятия ВПК не сумели переориентироваться на выпуск “гражданской” продукции. Процесс конверсии затянулся. В результате снизилась налоговая база, сократились рабочие места. Тяжелым бременем на бюджеты районов и городов легли затраты на содержание переданных в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы. Выросли расходы на пособия безработным. Положение усугубило изменение возрастной структуры населения - увеличивается доля пенсионеров. В этой ситуации единственным, хотя и чрезвычайно трудным, выходом является скорейшая структурная перестройка экономики.
Работу по структурной перестройке экономики ЧР необходимо вести в
следующих трех основных направлениях:
- развитие производств по глубокой переработке сельскохозяйственного
сырья и ресурсов леса;
- осуществление конверсии предприятий ВПК, их переориентация на выпуск
продукции невоенного назначения;
- создание нового производства, ориентированного на выпуск
конкурентоспособной импортозамещающей продукции на базе как
существующего производственного потенциала, так и с привлечение
инвестиций.
Реализация всех указанных направлений связана с наращиванием объема инвестиций, в том числе и иностранных, и повышением их эффективности.
По состоянию на 1 апреля 1997 г. на территории Чувашской
Республики действовали 76 совместных предприятий и филиалов. Например,
развитие предприятия “АББ-Реле-Чебоксары” на территории Чувашии на
практике подтвердило перспективность региона для привлечения инвестиций
со стороны иностранных партнеров.
В то же время в республике пока еще не сформировалась культура инвестиционной деятельности, нет должных институтов, занимающихся этими вопросами, не отработана технология привлечения инвестиций. Из-за отсутствия знаний и опыта в сфере инвестиционной деятельности руководители нерационально тратят свои силы, энергию, средства. Нет бизнес-карт республики, разработанных по общепринятой методике инвестиционного проектирования. Потенциальные инвесторы плохо информированы о республиканских предприятиях-товаропроизводителях. До сих пор не освоено умение рекламировать свою продукцию.
Основным внутренним ресурсом исполнения программ повышения технического уровня производства в республике является потенциал конверсии. Политика только финансовой поддержки оборонных предприятий ведет к разрушению потенциала ВПК. В условиях отсутствия четко очерченной народнохозяйственной концепции конверсии республиканские органы управления должны взять инициативу в разработке и реализации программы конверсии в Чувашской Республике.
При переходе к рыночным методам ведения хозяйства принципиально меняются критерии размещения производительных сил - вместо максимизации общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса и обеспечения конкурентоспособности предприятий. Увеличиваются экономические и социальные развития. Отказ от планово-директивной системы управления требует определенных мер государственного воздействия на реализацию решений по развитию экономики регионов.
Повышение устойчивости и адаптации к условиям рынка должно основываться на базе диверсификации направлений производственной деятельности в хозяйствующих субъектах и промышленности в целом. В этой связи необходимы укрепление и развитие информационных, маркетинговых служб и их кадровое обеспечение.
В целях повышения эффективности промышленности ЧР необходимы формирование и реализация программы санации промышленных предприятий, стимулирование создания института “реальных” собственников. В связи с этим важны адресная работа с предприятиями, разработка механизма функционирования сообщества собственников предприятий и их взаимодействие с администрацией (менеджерами) и работниками.
В первые годы экономических реформ правительство Чувашской
Республики уделяло внимание в основном макроэкономическим проблемам,
пытаясь найти пути выхода из кризиса в целом. Проблемами
микроэкономики, т. е. предприятий, занимались от случая к случаю,
скорее реагируя на просьбы отдельных предприятий, чем проводя
целенаправленную стратегическую политику. В основе такого подхода
лежала идея о невмешательстве государства в экономику. Считалось, что
предприятия сами должны приспособиться к новым условиям. В этой
ситуации предприятия или выживают ценой огромных усилий, тратя огромные
государственные ресурсы, или терпят крах. При этом старое отмирает, а
новое формируется медленно, нередко приобретая уродливые формы.
Эффективность производства не повышается, задерживается рост доходов, а
вместе с этим нет и экономического подъема.
Предприятия могут выжить только при условии повышения конкурентоспособности своей продукции , для чего необходимо повысить ее качество, снизить издержки, четко организовать управление производством, сбытом, финансами, наладить современный учет и контроль, стратегическое планирование.
До конца не наведен порядок в вопросах собственности. Не сформирован институт ответственного собственника. Акционеры, как правило, отстранены от управления предприятиями. Некоторые представители директорского корпуса, сконцентрировав в своих руках значительный пакет акций, ведут себя зачастую как временщики, не заботясь о повышении качества управления, не привлекая стратегических инвесторов, не обновляя ассортимент выпускаемой продукции.
В республике в отношении предприятий должна проводиться дифференцированная политика. Государственную поддержку должны получать предприятия, способные за короткое время (не более года) наладить производство конкурентоспособной и пользующейся спросом продукции.
Основным направлениями поддержки предприятий являются следующие:
- предоставление “налоговых каникул”;
- консервация основных фондов, не участвующих в производственном процессе;
- снижение тарифов на электроэнергию, тепло, газ;
- участие в финансировании инвестиционных программ из средств фонда стимулирования материального производства;
- оказание помощи в создании эффективного механизма управления, прежде всего предприятиям, полностью или частично находящимся в государственной собственности;
- участие в финансировании услуг консультантов, подготовке и переобучении кадров.
В отношении предприятий с длительным инвестиционным циклом или не имеющим возможности в ближайшие два года выйти из экономического кризиса, но производственный потенциал которых не потерял своей значимости, правительство должно проводить политику оказания информационно-консультативной помощи в разработке инвестиционных проектов, бизнес-планов, привлечения инвестиций, реструктуризации производства. К предприятиям-банкротам безотлагательно должен применяться механизм санакции или ликвидации.
Меры, принятые на предприятиях промышленности Чувашской Республики
для обеспечения бесперебойного снабжения, дали обнадеживающие
результаты. Так, активно формируется система хозяйственных связей с
поставщиками, предприятия активно ищут новых поставщиков и не только
потому, что старые ненадежны. Проблема стоит шире. Сбыт требует
постоянных усилий по приспособлению выпуска к запросам покупателей. И
здесь на втором месте ( после политики сдерживания цен) стоят
мероприятия по реструктуризации производства. А изменение ассортимента
выпускаемой продукции и тем более смена профиля предприятия предъявляют
новые требования к поставщикам. По-видимому, далеко не все вчерашние
партнеры адекватно и своевременно реагируют на изменения рыночной
конъюнктуры. Кроме естественного запаздывания платежеспособного спроса
в цепочке “производитель конечной продукции - поставщик”, “перестройку”
последних тормозит ряд субъективных и объективных факторов - от
неразвитости рыночного мышления до невоспроизводимости конкретных
ресурсов из-за природных, технологических, финансовых ограничений.
Значит, необходимо искать новых партнеров, в кооперации с которыми
улучшиться сбыт. Понятие бесперебойного снабжения кроме ритмичности
поставок включает и снабжение качественным сырьем, материалами,
комплектующими, утилизация которых позволит выпускать
конкурентоспособные изделия. Для ряда производств низкое качество
отечественного сырья в ситуации спада платежеспособного спроса
воспринимается как ограниченность сырьевой базы.