Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру (специальность - 08.00.05 Экономика)
p> . создание новых рабочих мест предприятиями с иностранными инвестициями, что способствуют повышению уровня занятости населения России и снижению социальной напряженности;

. конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом;

. в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.
Прямые - иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;
Портфельные - участие иностранного инвестора в управлении предприятием отсутствует или весьма пассивно (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг).
Методы:

1. привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

2. регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

3. привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

4. создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;

5. привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;

6. размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.

Вопрос № 16. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами.

1. Тарифные методы

. Таможенные тарифы на импорт – специфические (фикс. сумма с единицы измерения); адвалорные (в виде процента от таможенной стоимости товара); фискальный и протекционистский характер.

. Тариф на экспорт – мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке

. Таможенный союз – беспошлинная торговля или единый тариф.

2. Нетарифные методы

. Квотирование

. Добровольные экспортные ограничения - страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну; вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры

. Экспортные субсидии - прямые ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ); косвенные ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.)

. Демпинг - следствие государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию

. Международные картели

. Экономические санкции

Вопрос № 17. Фискально-бюджетная политика. Ее роль и функции в системе государственного управления.

Фискально-бюджетная политика – мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.
Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.
Дискрециональная ФП (сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост)

В период спада: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

В условиях инфляции: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.
Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов (встроенные, стабилизаторы – экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства).
Налоги
Государственный бюджет (подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.)
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.

Вопрос № 18. Кредитно-денежная политика. Ее роль и функции в системе государственного управления.

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия.
Высшая конечная цель КДП заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Проводником КДП является
Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке.
Инструменты регулирования денежной массы в обращении:

7. операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг (Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.);

8. политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка (Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными.);

9. изменение норматива обязательных резервов (если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег).

Вопрос № 22. Формы и методы управления инновационными процессами в современной экономике.

Цели инновационной политики:

. выделение ее приоритетов, разработка механизмов их реализации;

. активизация развития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования в этих целях производственных площадей и ресурсов;

. ускорение принятия закона об инновационной деятельности;

. принятие мер по развитию финансовой системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов и др.

Инструменты инновационной политики государства

. программы технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом;

. отдельные инновационные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах.
Прямые методы
Косвенные методы

. Кредитные методы (преобразование кредитной и банковской систем, льготные условия кредитования)

. Налоговая система

. Амортизационная система (Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений расширяет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную активность)

Вопрос № 25. Основные понятия теории эффективности

Содержание эффективности производства. В основе экономического прогресса лежит повышение эффективности производства. Специфическое содержание эффективности в каждой системе хозяйства определяется общественной формой производства, его целевой направленностью, своеобразием факторов и результатов производства. На всех этапах исторического развития общество интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат?
Эффективность общественного производства — это соотношение конечного результата производства — продукта П и затрат совокупного труда Т на его получение. Иными словами, критерием эффективности общественного производства является достижение наивысших результатов с наименьшими затратами. В наиболее общей форме эффективность общественного производства можно выразить как отношение П:Т.
В национальной экономике эффективность общественного производства измеряется величиной национального дохода, а по отдельным регионам, отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции, отнесенных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпами роста этих показателей. Важным требованием эффективности общественного производства является производство потребительных стоимостей, в наиболее полной мере соответствующих по качеству и составу потребностям общества.
Радикальная экономическая реформа, всесторонняя демократизация общественной жизни создают предпосылки для повышения эффективности общественного производства. Показатели эффективности. Для характеристики эффективности производства применяется система показателей, таких как качество продукций, соответствие ее общественным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо- и материалоемкость. Рост качества продукции — важнейший показатель эффективности производства. Расширение выпуска высококачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства, характерная черта научно-технического прогресса.
Эффективность производства находит свое отражение в достижении соответствия его результатов общественным потребностям. Главным показателем эффективности производства является производительность труда. Некоторые экономисты их отождествляют. Производительность труда выражается в количестве по-гребительных стоимостей, произведенных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Повышение производительности труда зависит от квалификации работников, их опыта, уровня организации производства. На производительность труда влияет величина и особенно качество фондовооруженности труда. Последняя измеряется отношением стоимости фондов к затратам живого труда (численности работников). Фондо-отдача характеризует эффективность использования основных производственных фондов и измеряется количеством продукции, приходящейся на данную величину основных фондов. Фондоемкость — стоимость основных производственных фондов на единицу объема производства продукции.
Снижение фондоемкости означает рост эффективности воспроизводства и использования основных производственных фондов. Материалоемкость — один из важных показателей эффективности использования материальных ресурсов — сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Она определяется отношением стоимости материальных затрат к величине произведенной продукции.
Обобщающими показателями экономической эффективности являются норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства и критерий эффективности производства. Показателем эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство.
Рентабельность характеризует результативность использования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.
В условиях перехода к рыночной экономике изменяются содержание и показатели эффективности производства. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, в качестве первичного хозрасчетного показателя экономической рентабельности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечение конкурентоспособности.
В новых условиях сохраняется и общенациональный показатель эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния народа.
Общенациональная эффективность производства зависит от эффективности производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятия, объединения, акционерные общества, совместные предприятия). Чем эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше эффективность национальной экономики, тем больше у общества ресурсов для решения социальных и экономических задач.
Возрастает связь экономических показателей эффективности с социальными. Чем выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты выражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни, увеличение свободного времени, улучшение условий труда и экологической обстановки в регионе.
Пути и факторы повышения эффективности производства. Повышению эффективности общественного производства способствуют освоение достижений научно-технической революции, научная организация труда, рациональная система специализации и кооперирования производства, развитие инициативы и самостоятельности трудовых коллективов, структурная и организационная перестройка национальной экономики, совершенствование хозяйственного механизма, использование преимуществ международного разделения труда, совершенствование системы стимулирования и мотивации труда.
Факторами повышения эффективности общественного производства можно считать научно-технические, организационно-экономические, социально-психологические и внешнеэкономические условия функционирования производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать