Парадоксы бухгалтерской отчетности

Парадоксы бухгалтерской отчетности

Парадоксы бухгалтерской отчетности

Ярослав Вячеславович Соколов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой статистики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета.

Никогда не надо верить в данные отчетности, они всегда должны вызывать сомнения. Анализируя отчетность, мы должны с предельной осторожностью относиться к тем данным, которые принимаем во внимание. Рассмотрим важнейшие парадоксы, присущие бухгалтерской отчетности.

Никогда не надо верить в данные отчетности, они всегда должны вызывать сомнения. Даже если при составлении отчетности все было сделано абсолютно правильно, и у ее составителей не было никаких желаний что-либо исказить, то, тем не менее, анализируя отчетность, мы все равно должны с предельной осторожностью относиться к тем данным, которые мы принимаем во внимание.

Любой администратор должен быть хозяином в своем доме и по крайней мере знать, какие сознательные отклонения от требований нормативных документов делает бухгалтер. Но дальше перед администратором встает вопрос огромной важности: можно ли отчетность, составленную по предписанным нормативными документами правилам, считать достоверной? Полностью это сделать невозможно по причине того, что самой бухгалтерской методологии присущи определенные парадоксы. Они объективны, и их надо знать, понимать и уметь принимать во внимание. Рассмотрим важнейшие парадоксы, присущие бухгалтерской отчетности.

Прибыль есть, а денег нет

Этот парадокс может иметь место, если предприятие деньги, полученные в виде прибыли, вложило в немонетарные (не денежные) активы, у фирмы существует непогашенная дебиторская задолженность или бухгалтер не списал текущие расходы и они отражены в балансе.

Многие предприниматели не понимают этой ситуации. Часто в поисках путей для сокрытия прибыли они говорят: "Я куплю за счет прибыли компьютер, автомобиль, станок, дом и т. д. и тем самым спрячу прибыль". Это не так. Все подобные приобретения только меняют структуру актива баланса, не затрагивая представленных финансовых результатов. И вопреки бухгалтерским предрассудкам никто никогда ничего не покупал за счет прибыли. Все покупают только за деньги или за обещание их уплатить. (Бартер — это тоже обмен посредством денег, но без их непосредственного участия. Деньги тут выступают в функции меры стоимости.)

Рассмотрим общие проявления этого парадокса.

1. Фирма купила ценности, стоимость которых больше полученной прибыли. В активе (касса и расчетный счет) денежные остатки крайне незначительны, а прибыль огромна.

Допустим имеют место следующие балансы (балансы 1 и 2 в у.е.):

Баланс 1 (исходный)

Актив




Реклама
В соцсетях