Сити, Атланта, Лос-Анджелес, Уилмингтон (штат Делавер), Даллас-Форт-Узрт.
Авиационная промышленность страны в последние десятилетия в связи с
развитием ракетнокосмической промышленности превратилась фактически в
авиаракетно-космическую. Ведущим ее районом стало побережье Тихого океана с
главными центрами Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Диего, Сан-Хосе. На юге к
важнейщим центрам отрасли относятся Датлас-Форт-Уэрт, Атланта, Хантсвилл
(штат Алабама). В настоящее время в авиаракетной промышленности происходит
спад производства из-за объемов военных заказов.
Судостроительная промышленность США переживает период застоя вследствие
территориальных сдвигов мирового масштаба, в результате которых основными
производителями судов сжали страны Юго-Восточной Азии, особенно Япония и
Южная Корея.
Общее машиностроение в США наиболее полно представление в Приозерье и
Новой Англии. Наиболее крупные центры - Цинциннати, Вустер, Чикаго,
Питтсбург.
Для сельскохозяйственного машиностроения в США также характерна высокая
степень территориальной концентрации: на долю трех штатов - Иллинойса,
Висконсина и Айовы - приходится около половины выпуска всех
сельскохозяйственных машин и оборудования.
Наиболее быстрорастущая отрасль машиностроения в США - производство
радиоэлектронной аппаратуры и средств связи. В отличие от других отраслей
машиностроения оно размещено по территории страны более равномерно, но
каждый из районов отличается основной специализацией предприятий. Так, в
Приозерье это производство телефонной и телеграфной аппаратуры и бытовой
радиоэлектроники, Средне-Атлантические и Тихоокеанские штаты - основные
поставщики радиоэлектронной аппаратуры военного назначения. Важнейшие
центры этой отрасли Лос-Анжелес, Чикаго, Нью-Иорк, Бостон.
Химическая промышленность, наряду с машиностроением, - ведущая в
обрабатывающей промышленности, а по темпам роста опережает ее в целом,
уступая только радиоэлектроники. Структурно-сырьевые сдвиги способствовали
перемещению химической промышленности из штатов Севера на Юг. Предприятия
Юга производят 3/4 полимерных материалов, более половины всех производимых
в США технических химикатов, более половины удобрений и т.п. Все это
требует большое количество сырья и энергии. Важнейшие центры химической
промышленности на Юге - Хьюстон, Чарльстон (штат Западная Виргиния), Батон-
Руж, Гальвестон-Техас-Сити.
На севере производят в основном малотоннажные и дорогие химикаты
готовые к употреблению: мыло, медикаменты, красители, моющие средства.
Основные центры района - Нью-Йорк, Чикаго, Луисвилл, Индионаполис.
Химическая промышленность Запада имеет второстепенное значение. Почти
всю выпускаемую здесь продукцию потребляют тут же. Основные центры - Лос-
Анджелес, Сан-Франциско.
Важное место в экономике США занимает отрасль легкой промышленности, особенно текстильная, сосредоточенная в штатах Юга, и швейная.
Хорошо развита в США пищевая промышленность. Важнейшие ее отрасли
мясная, молочная, производство алкогольных и безалкогольных напитков,
консервная и мукомольная. Размещены предприятия пищевой промышленности
относительно равномерно. Крупные города обычно являются и ведущими центрами
отрасли. Однако выделяются районы концентрации предприятий мукомольной (в
Северо-Западном центре и вдоль побережья Великих озер), мясной (Чикаго,
Омаха, Канзас-Сити), молочной (штаты Висконсин и Минессота) и консервной
(Калифорния) промышленности.
Для обрабатывающей промышленности Канады также характерен высокий технический уровень. В отличие от большинства развитых капиталистических стран Канада опирается в своем развитии на собственную мощную сырьевую и энергетическую базу.
Территориально-производственная структура обрабатывающей промышленности
Канады определена прежде всего крайней неравномерностью заселения
территории этой страны : более 90% ее населения сосредоточено вдоль южной
границы, в узкой полосе, на которую приходится около 20% территории. Эту
наиболее заселенную и освоенную в хозяйственном отношении полосу называют
Ойкуменой. Для обрабатывающей промышленности Канады характерны крайне
высокая степень территориальной концентрации и ярко выраженный крен в
сторону сырьеёмких отраслей. В структуре же ее, несмотря на сдвиги в пользу
машиностроения и химии, велика доля лесобумажной и пищевой промышленности.
Металлургия - одна из основных отраслей канадской промышленности. Однако в
отличии от других развитых капиталистических стран для Канады характерно
преобладание не черной, а цветной металлургии, ориентированной на внешний
рынок. Центры ее цветной металлургии находятся либо вблизи источников
сырья, либо близ дешевых источников энергии. Крупнейшая отрасль цветной
металлургии - выплавка алюминия. Черная металлургия в отличии от цветной
работает на внутренний рынок.
Машиностроение в Канаде развито слабо, хотя некоторые отрасли
машиностроения получили здесь сильное развитие. Производство автомобилей,
горного оборудования, машин для целлюлозно-бумажной промышленности и др.
Основные центры машиностроения Монреаль, Торонто, Оттава, Оквилл, Ванкувер,
Виндзор.
Предприятия химической промышленности размещаются либо в крупных
городах (Монреаль, Торонто), либо в ведущих центрах нефтепереработки
(Сарния, Эдмонтон). Лесная и деревообрабатывающая промышленность Канады,
как и ее цветная металлургия, ориентирована на внешний рынок. Размещение
лесной и целлюлозно-бумажной промышленности не совпадает: предприятия"
первой на 3/4 сконцентрированы в Британской Колумбии, а второй в основном
находятся в Центральном районе.
Индустриальное ядро Канады образуют две ее центральные провинции -
Онтарио и Квебек, дающие свыше 70% продукции обрабатывающей промышленности
страны. Бурно развивается эта промышленность в Британской Колумбии.
Наименее развитую обрабатывающую промышленность в северной Америке имеет Мексика, хотя и здесь это наиболее динамичная отрасль экономики. В ее структуре выделяются нефтепереработка и нефтехимическая промышленность, металлургия, разнообразное машиностроение, текстильная, пищевая и некоторые другие отрасли. Очень заметен рост современных отраслей, в частности автомобилестроении. Мощные индустриальные комплексы все более широко внедряются в мексиканскую обрабатывающую промышленность, но еще не определяют ее лица.
Черная металлургия Мексики ориентирована на внутренний рынок.
Традиционно здесь развита цветная металлургия (недра страны богаты рудами
цветных металлов). Она работает в основном на рынок США. Важнейший район
цветной металлургии - север страны.
В машиностроении Мексики главную роль играют предприятия, расположенные в основном в столице и в соседнем штате Мехико. Наиболее развитая его отрасль - транспортное машиностроение.
Сравнительно новая для Мексики отрасль - нефтехимия. Основные ее компоненты расположены в центрах нефтепереработки и в районе столицы, где имеется обширный рынок сбыта ее продукции. Развито также производство удобрений.
Одна из самых старых отраслей индустрии Мексики - текстильная
промышленность. На Юкатане сосредоточена переработка агавы-хенекена,
который почти целиком идет на экспорт. В пищевой промышленности большое
значение имеет переработка тропических продуктов для экспорта в США.
Существенное значение имеют в Мексике отрасли обрабатывающей
промышленности, ориентированные на обслуживание туристов: ювелирная
промышленность (особенно всемирно известное производство серебряных
изделий),производство сувениров, музыкальных национальных инструментов и
т.д.
5. Характеристика перерабатывающей промышленности Южной Америки.
Южная Америка - единственный регион в западном полушарии состоящий из развивающихся стран. Экономическая карта региона мозаична: относительно интенсивно развитые промышленные регионы окружены обширными мало урбанизированными пространствами со слабо развитой экономикой.
Обрабатывающая промышленность стала наиболее динамичной отраслью
хозяйства южноамериканских стран. Наряду с заводами по первичной
переработке сырья здесь появились современные предприятия новых отраслей.
Это прежде всего характерно для Бразилии и Аргентины, которые стали
крупными производителями автомобилей, судов, изделий легкой промышленности.
Обрабатывающая промышленность Южной Америки, как и все ее хозяйство, развивалась под доминирующим воздействием внешних факторов. Это сказалось и на ее отраслевой структуре, и на размещении предприятий. Исторически сложилось, что прежде всего развивались те отрасли, продукция которых шла на мировой рынок. Но сейчас обрабатывающая промышленность Южной Америки поворачивается лицом к собственным потребителям. Это вызвало развитие здесь автомобилестроения и легкой промышленности. Всё большее значение приобретают отрасли, способные удовлетворить потребности внутреннего рынка, который быстро расширяется благодаря росту населения и увеличению его доходов. Предприятия размещаются в основном вдоль побережий.
Обрабатывающая промышленность Южной Америки очень зависит от спроса и цен на ее основные экспортные товары. Это прежде всего продукция цветной металлургии и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Цветная металлургия - одна из ведущих отраслей в большинстве
латиноамериканских стран. Сложились две группы предприятий, базирующихся на
разных ресурсах. Предприятия первой группы располагаются обычно вдоль
Кордильер на месторождениях меди и других цветных металлов (Чили, Перу,
Боливия). К второй группе можно отнести предприятия, созданные в последние
десятилетия и опирающиеся на дешевую гидроэнергию и привозный руды
(Бразилия, Венесуэла). Особое место в цветной металлургии занимает
алюминиевая промышленность, которая в последние годы приобрела большое
значение. В самой алюминиевой промышленности многих латиноамериканских
стран выделяется производство глинозема, идущего на экспорт в США. Объемы
машиностроительной продукции в регионе все более увеличиваются, что ведет к
изменению структуры обрабатывающей промышленности. Растет доля отраслей,
выпускающих средства производства, машиностроение активно развивается не
только в Аргентине и Бразилии, но и в Венесуэле, Чили, Колумбии, Перу,
Коста-Рике. Выделяется транспортное машиностроение. Оно представление
автомобильными заводами в Бразилии, а также а Аргентине, Чили, Венесуэле и
других странах. Крупнейшие центры автомобилестроения - Сан-Бернарду-ду-
Кампу в Бразилии и Кордов в Аргентине. Судостроение и авиастроение развито
в основном в Бразилии. Сельскохозяйственное машиностроение в тех или иных
размерах есть во всех странах, но наиболее развито в Бразилии и Аргентине.