Переход к рыночным отношениям в России (90-е гг. XX в.) и опыт западных и восточных стран
Переход к рыночным отношениям в России (90-е гг. XX в.) и опыт западных и восточных стран
Контрольная работа студента гр. И-116а С.А. Дорофеева
Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный технический университет
Краснотурьинский филиал
1999
Введение
В своей работе я хочу рассмотреть предпосылки сложившегося в России кризиса в конце 80-х – начале 90-х гг., и возникшие в связи с ним теории перехода к рыночным отношениям в нашей стране в 90-х гг. XX века, а также сравнительный опыт перехода к рыночным отношениям в зарубежных странах "третьей волны капитализма".
После этого я хочу сделать вывод, в котором попытаюсь установить общие черты предполагаемого развития России в будущем, одной из главных целей Правительства которой будет переход к рыночным отношениям, а также, несомненно, возникающие при этом развитие и рост производства, причем не только количественное, но и качественное, и, конечно же, рост уровня жизни населения нашей страны.
В связи с тем, что проблема, рассматриваемая мной, актуальна и по сей день, авторы используемой мной литературы, основу которой составляют газетные статьи, имеют различный подход к видению выхода из сложившейся ситуации и к оценке действий нашего Правительства. В своей работе я старался придерживаться нейтрального мнения о его действии и адекватно оценивать результаты.
Новый экспромт – рынок
Двенадцатая пятилетка оказалась бесплодной и, значительно превзойдя все предыдущие по расточительству ради дутых темпов ускорения, с треском провалилась на полпути. И тогда на горизонте появился еще более расточительный экспромт – радикальная экономическая реформа, проведение которого началось с 1988 года по решению июньского Пленума ЦК КПСС 1987 года.
Эпицентром правительственной программы, предложенной в 1989 году первому Съезду народных депутатов СССР, как раз и было осуществление радикальной экономической реформы. Был принят пакет постановлений партии и правительства "О коренной перестройке управления экономикой", в их числе:
"О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования",
"О перестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях",
"Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма",
о перестройке Госкомитета по науке,
о перестройке Госкомитета по труду,
о перестройке Госкомстата,
всего 12 постановлений[1]. Изучение этих документов показывает, что в них речь идет лишь о косметике плановой системы управления народным хозяйством, повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования.
Эта «радикальная» реформа была самой бесплодной из всех предыдущих. В ней не только не решены, но даже не поставлены по научному вопросы о непригодности измерителей экономического роста и принципа определения фонда заработной платы по объему товарной продукции. Это повлекло за собой и дало возможность сохранить в инструкциях и методиках, принятых в свете постановлений, все в прежнем виде.
В 1989 году эта очередная бесплодная программа стала теоретической базой для программы деятельности правительства, избранного новым парламентом. Его ближайшей целью была стабилизация экономики в 1990 году. Прирост товаров народного потребления был огромный – на 60 млн. рублей. Особенно большие надежды возлагались на сокращение военных расходов и конверсию оборонных отраслей промышленности. Работа по стабилизации экономики велась правительством очень активно, но, несмотря на это, она се равно была обречена на неудачу, т.к. к прежним абсурдам и экспромтам добавлялись новые. Среди них особо следует выделить введение прогрессивного налога на прирост фонда оплаты с IV квартала 1989 года в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР, принятым в августе того же года. Оно повлекло за собой просто катастрофические последствия – рост производства для коллективов стал просто разорительным.
Таблица. Соотношение роста промышленного производства и роста цен в 1990 году
|