Переходная экономика и ее особенности в Республике Беларусь

Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либера­лизации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денеж­но-кредитной политики — не привели к ожидаемому результа­ту. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приорите­тов экономической политики в направлении достижения само­достаточности хозяйственной системы, при которой обеспечи­ваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расши­рение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной пере­стройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ре­сурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.[8, C.454]

Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадле­жит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономи­ки, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состоя­ния были разработаны Программа перехода Республики Бела­русь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация кото­рых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уров­ня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В 1996 г. были разработаны и одобрены Всебелорусским народ­ным собранием Основные направления социально-экономиче­ского развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. Их осу­ществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл. 2).

Таблица 4.2 “Динамика роста основных экономических показателей Республики Беларусь в 1996—2000 гг.”[9, C.35]

Показатель

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2000 г. к

 1995 г.

Валовой  внутрен­ний продукт, %

102,8

111,4

108,4

103,4

105,8

135,8

Продукция про­мышленности, %

103,5

118,8

112,4

110,3

107,8

164,3

Производство  по­требительских то­варов, %

109,0

122,8

120,8

109,2

104,1

183,8

Продукция сель­ского хозяйства, %

102,4

95,1

99,3

91,7

109,3

96,9

Инвестиции в ос­новной капитал,%

95,0

120,0

125,0

92,0

102,0

133,7

Индекс  роста  по­требительских цен (декабрь к де­кабрю предыдуще­го года), раз

1,4

1,6

2,8

3,5

2,1

46,1

Реальные денеж­ные доходы насе­ления, %

117,0

106,0

119,0

97,0

120,0

171,6



Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положи­тельной динамикой основных макроэкономических показате­лей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа актив­ной части основных производственных фондов (до 80 %), низ­кие коэффициенты их обновления, невысокий уровень исполь­зования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в оп­ределенной  мере стабилизировать  положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления эко­номикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономическо­го роста должна обеспечить кардинальное повышение эффек­тивности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негатив­ный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, на­хождение стратегического инвестора, участие трудового кол­лектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффектив­ного и незаконного перераспределения собственности.

Основные задачи реформирования отношений собственнос­ти: создание социально ориентированной многоукладной эко­номики рыночного типа, совершенствование управления госу­дарственным имуществом, сохранение потенциала системооб­разующих предприятий, максимальное привлечение отечест­венных и зарубежных инвестиций.

В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некото­рые преобразования замедлились в связи:

•     с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;

•     слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;

•     низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;

•     отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, на­сыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;

•     низким уровнем эффективности управления и экономи­ческой ответственности собственников приватизированных пред­приятий и персонала за результаты их производственной деятельности.

Медленно формируется рыночная инфраструктура, особен­но рынки капитала, ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения ры­ночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, ме­неджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

Структурная перестройка экономики на первом этапе ры­ночных преобразований осуществлялась стихийно (так называе­мая пассивная ее форма): во-первых, в результате разрушения сложившихся экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались от­дельные отрасли и производства (преимущественно в сфере ВПК, тяжелой промышленности), спрос на продукцию которых из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традицион­ных отраслях специализации страны (машиностроении, хими­ческой, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рын­ках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ре­сурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточ­ных предприятий прекратили свое существование.

Однако, начиная с середины 1996 г., уже наметилась тен­денция перехода к активной фазе структурной перестройки — начали возрастать объемы производства продукции, инвести­ций, экспорта. Стал возможным переход от прежних отрасле­вых пропорций с преобладанием ресурсоемких отраслей, отста­ванием сферы услуг к новым рыночным структурам экономики с рациональным сочетанием государственной и частной форм собственности, коренной модернизацией производства, обеспе­чивающим выпуск конкурентоспособной продукции. Струк­турная перестройка на данном этапе осуществлялась и осущест­вляется в соответствии с принятыми в стране специальными программами — Концепцией и Программой развития промыш­ленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, Национальной программой раз­вития экспорта на 2000—2005 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и дру­гими программами путем реформирования предприятий, их реструктуризации и преобразования в акционерные общества, создания холдинговых компаний, развития и поддержки мало­го предпринимательства.

В качестве основных направлений структурных преобразо­ваний определены:

•  создание необходимых нормативных и правовых, финан­совых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвести­ций и кредитов;

•  опережающее развитие наукоемких высокотехнологич­ных экспортоориентированных и импортозамещающих отрас­лей и производств, а также сферы услуг;

•  стимулирование процесса реформирования реального сек­тора экономики, повышения его эффективности на основе со­вершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межот­раслевых, отраслевых и региональных корпоративных струк­тур в форме финансово-промышленных и иных хозяйствен­ных групп;

•     развитие и государственная поддержка малого предпри­нимательства;

•     повышение эффективности деятельности естественных мо­нополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

•  разработка и реализация социальных программ и про­грамм совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приори­тетных отраслей и производств.

Реализация рассмотренных выше направлений и мер по ре­формированию экономики нашла отражение в макроэкономи­ческих показателях (табл. 4.3).









Таблица 3 Индексы изменения основных макроэкономических показателей в Республике Беларусь за 1991-2003 гг. [9, C.39]

Показатель


 

Темпы роста (снижения)

1991 —

1995 гг.

1996—

2000 гг.

2001—

2003 гг.

1

2

3

4

Валовой внутренний продукт, %

65,3

135,8

117,4

Продукция промышленности, %

61,4

164,3

118,2

Продукция сельского хозяйства, %

73,6

96,9

109,5

Инвестиции в основной капитал, %

38,5

133,7

121,0

Продолжение таблицы 4.3

1

2

3

4

Объем внешней торговли* — всего,%

В том числе:

экспорт

импорт


164,3


172,0

158,1

150,3


151,7

151,9

Производство потребительских то­варов, %

59,9

184,0

120,5

Индекс роста потребительских цен (декабрь  к декабрю соответствую­щего периода), раз

43948,0

46,1

2,47

Розничный товарооборот, %

43,1

241,0

157,1

Платные услуги населению, %

35,7

150,3

131,6

Реальные денежные доходы населе­ния, %

62,2

171,6

143,4

Уровень безработицы на конец пе­риода, % к экономически активно­му населению

2,9

2,1

3,1

* За 1991—1995 гг. данные в сопоставимом виде отсутствуют, 1996—2000 гг. и 2001—2003 гг. даны с учетом услуг.


Характерная особенность первого пятилетия (1991— 1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традици­онных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на вво­зимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обес­ценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отража­ют результаты структурных преобразований в экономике, кото­рые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характери­зуются целенаправленной деятельностью органов государст­венного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни насе­ления. Были разработаны и утверждены Основные направле­ния социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).

2. Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования); в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.

3. Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности почти все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы как эволюционного, так и радикального пути.

4. Опыт стран с переходной экономикой показал, что не что не столько изменение  формы собственности (приватизация), сколько изменение условий   (создание конкурентной среды) определяет экономический рост и эффективность управления предприятиями.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Экономика: Учебник/ под ред. А.С. Булатова, ­­— М.: Юристь, 1999.

2.     Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.

3.     Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: Моногр. / В.Н.Шимов. 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2003.

4.     Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. – М.: Таурус, Просперус. 1994.

5.     Теория переходной экономики. Т2 Учебное пособие / Под ред. канд.эк.наук Е.В.Красниковой. – М.: ТЕИС, 1998.

6.     Мировая экономика: учеб.пособие / С.П.Гурко, Е.П.Целехова, Г.А.Примаченок и др.; Под ред. А.К.Корольчука, С.П.Гурко. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.

7.     Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси) / Под ред. М.А. Портного. М.: МОНФ, 2000 (http://www.auditorium.ru/books/145/miksuk.html)

8.     Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/  Под общ. ред. В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005.

9.     Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Мин-стат РБ, 2004.

10. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать