Планирование во Франции
смотреть на рефераты похожие на "Планирование во Франции"
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Реферат
СИСТЕМА ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
Санкт-Петербург.
2002г.
Содержание
Введение 3
1. Характеристика французского планирования 5
1.1. Исторические этапы развития планирования во Франции 5
1.2. Особенности и функции французского планирования 7
2. Функционирование и принципы французского планирования 9
3. Организация и роль Генерального комиссариата планирования (ГКП) 11
Заключение 14
Литература 15
Введение
Планирование – форма управления, осуществляемая на различных уровнях национальных экономик.
Макропланирование играет огромную роль в политике любого государства.
В системе планирования выделяются несколько типов: директивное,
индирективное, регулятивное, индикативное планирование. В условиях
различных форм хозяйствования и отношений собственности директивное
планирование противопоставляется индикативному:
- для социалистической системы хозяйствования характерна форма директивного
(командно-административного) планирования;
- для рыночной системы, сохраняющей государственный сектор, но базируемой на отношениях частной собственности, - форма индикативного планирования.
Этот тип планирования присущ странам со смешанной экономикой, таким как
Япония и Франция.
Термин «смешанная экономика» отражает сложившийся в ходе исторического развития компромисс между механизмами рынка и традициями национального государтсва. Следует подчеркнуть, что смешанная экономика не представляет собой так называемого «третьего пути» между рыночной и административной системой: она полностью принмает принципы рыночного хозяйствования (т.е. свободное установление предприятиями цен и заработной платы, конкуренцию, открытость во внешний мир). Смешанная экономика предполагает, таким образом, что государство, не пытаясь подменить собой динамизм частных хозяйствующих субъектов, играет важную роль в организации экономической и социальной жизни.
Рассмотрим общие черты индикативного планирования.
Индикативное планирование (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями[1].
В общих чертах система индикативного управления выступает в качестве совокупности процедур согласования следующих процессов: а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством; б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей; в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий; г) мезопланирования, то есть планирования отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, и т.д.
По мнению Б. Даллаго, индикативный тип планирования осуществляется на базе государственной собственности. Органы государственной власти и управления конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также используется как основной инструмент управления, однако меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов, (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов[2].
В условиях индикативного планирования плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора.
При выявлении сущности индикативного планирования важно иметь в виду,
что оно, во-первых, обязано включать в себя деятельность по
«синтезированию» разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов
(программ). Во-вторых, оно не может не охватывать проблем выработки
адекватной общенациональному плану финансово-кредитной политики.
В-третьих, индикативное планирование призвано обеспечить оптимальное
сопряжение целей народнохозяйственного развития со средствами их
достижения.
Составной элемент индикативного планирования – процедура согласования выбранных приоритетов с финансово-промышленными группами, союзами предпринимателей, профсоюзами и т.п.
Эти консенсусные механизмы обеспечивали длительное время экономическую и социальную эффективность индикативного планирования, которое осуществлялось во Франции и Японии в полной мере до середины 70-х годов, а в Южной Корее и Тайвани – до середины 80-х годов XХ века.
Настоящая работа посвящена характеристике системы индикативного планирования во Франции. В работе дается характеристика особенностей системы французского планирования, рассматриваются основные этапы его развития и методов на протяжении второй половины 20 века, функции и принципы планирования, а также роль Генерального Комиссариата по планированию в организации системы управления (далее ГКП).
1. Характеристика французского планирования
1.1. Исторические этапы развития планирования во Франции
В ряде стран индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования. Среди этих стран выделяется Франция, так как французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования ЕС. Существенные моменты этой системы и ее эволюция заключаются в следующем.
На их формирование повлияло то обстоятельство, что восстановление и модернизация экономики осуществлялись в русле политики Шарля де Голля, которая ставила задачу упрочения международного значения Франции, в том числе на основе подъема экономики. Важную роль в решении данной задачи сыграла система индикативного планирования, опиравшаяся на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве, сохранившуюся и поныне.
Уже в конце 40-х годов ХХ века во Франции была разработана и начала
реализовываться уникальная «демократическая система планирования»,[3]
позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные процессы таким
образом, чтобы государственная система не подменила эффективное
функционирование рыночных субъектов. Вместо построения обычной
иерархической системы «сверху вниз» утверждалось планирование «снизу»,
базируемое на принципах консультирования и согласования, и включающее
участие на равноправных началах представителей различных «групповых
интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей
и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождается в результате
многоступенчатых итераций, и в консенсусе относительно его реализации
заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являются
обязательными (директивными), а выступают прежде всего в качестве
экономических индикаторов - носителей информации об ожидаемой экономической
конъюнктуре. Роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор
считается одной из наиболее существенных среди промышленных стран мира,
Этот вариант экономической политики получил название «дирижизма».
Кратко охарактеризуем основные этапы французского планирования.
1 этап (послевоенный). 1947 - 1953гг.
Первые планы служили для восстановления и модернизации экономики. При этом
использовался сугубо отраслевой подход к планированию. В первом плане речь
шла о восстановлении производственных мощностей 6 отраслей (уголь,
электроэнергия, сталь, цемент, транспорт, промышленное оснащение и
сельскохозяйственное машиностроение). Для государства речь шла также о
распределении фондов, поступавших в соответствии с планом Маршалла. Именно
в силу такого избирательного подхода в них не было обращения к работам по
прогнозированию.
2 этап. 1957 - 1970гг.
В условиях международной открытости, после подписания Римского договора
1957 г., создавшего Общий рынок 6 стран-основателей, планирование теряет
свой отраслевой характер и становится в большей степени макроэкономическим.
В связи с этим было необходимо обеспечить быстрый и регулярный рост и
открытость перед мировой конкуренцией с сохранением крупных
макроэкономических равновесий и, в первую очередь, равновесия
внешнеторгового баланса.
На этом этапе планирование начинает сочетаться с методами
прогнозирования. ГКП заказывает экономической администрации - главным
образом, Национальному институту статистики и экономических исследований
(INSЕЕ) - прогнозные разработки для составления планов.
3 этап. 1973 - 1980гг.
После первого нефтяного шока 1973 г. произошло не только сокращение темпов
роста, но и сам по себе этот рост утратил свою регулярность. Национальный
институт статистики и экономических исследований предлагает "динамическую
многоотраслевую" модель, позволяющую дать описание макроэкономической
траектории развития для каждого года между текущим и конечным годами
составляемого плана. Постепенно прогноз перестает быть официально
привязанным к плану, фактические экономические показатели значительно
отстают от плановых.
4 этап. 1980 - по настоящее время
Количественные разработки, выполненные в ходе подготовки Х-го Плана, были
отмечены одной организационной новацией: Генеральный комиссариат
планирования продолжает запрашивать прогнозы у Национального института
статистики и экономических исследований, но обращается также с заказами и к
независимым институтам, которые стали появляться уже с начала 80-х годов.
Итак, анализируя эволюцию индикативного планирования во Франции, можно отметить, что его эффективность изменялась в зависимости от экономической конъюнктуры. После Второй мировой войны французская экономика была дезорганизована в результате поражения 1940 г. и военной оккупации, поэтому необходимо было использование отраслевого подхода в планировании.
В дальнейшем, начиная с середины 60-х годов, происходит эволюция методов планирования. После нефтяного кризиса 70-х годов процессы дерегулирования, децентрализация управления способствовали «разрыхлению» системы индикативного планирования. Оно сменилось долгосрочным стратегическим планированием с более свободными и гибкими рамками. Восьмой индикативный план не был оформлен законодательно, а последние планы, разрабатываемые с середины 80-х годов, играли подчиненную роль в системе государственного управления экономикой. Самый последний, 11-ый, индикативный план не был разработан столь детально, как предыдущие; реальное управленческое значение ему придала главным образом попытка согласования различных интересов.