Политические партии и региональные экономические элиты
Политические партии и региональные экономические элиты
Бердников А.В., ЯрГУим. П.Г. Демидова
90-е годы для Российской Федерации ознаменовались поистине гигантскими изменениями в экономической сфере. По всей стране предприятия форсированными темпами меняли форму собственности. Можно по-разному оценивать эти процессы, но факт остается фактом. Если в 1991 году в частном секторе производилось 7-8 процентов ВВП, то к 2002 уже порядка 55 процентов ВВП производилось в частном секторе1.
В Ярославской области наиболее важные для экономики региона предприятия (ОАО «Автодизель», ОАО «Балканская звезда», НПО «Сатурн» (бывшие «Рыбинские моторы», ОАО «Ярпиво», ОАО «Шинный завод», ОАО «Ярославские краски») также, вследствие акционирования, фактически попала в частные руки. В ближайшее время, согласно решению правительства РФ предстоит акционирование и имеющей большое экономическое значение для жителей области НГК «Славнефть ».
Неудивительно, что к настоящему времени представители бизнеса стали не просто важнейшей составной частью экономики, но и влиятельным игроком на политическом поле.
Кого же следует относить к бизнес-элите? По нашему мнению, это прежде всего, так называемые региональные «олигархи», в случае, если контролируемый ими холдинг обладает существенными активами в регионе; руководство нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов, газовых компаний, цветной металлургии, черной металлургии; руководители и менеджеры крупных региональных банков, если они входят в число 300 крупнейших в РФ по объему собственного капитала или активов, руководство региональных энергосистем, собственники и менеджеры предприятий, крупнейших плательщиков налоговых поступлений, если их поступление составляет 10 процентов и более.
1 Мау В. «Региональные политико-экономические элиты». ИЭПП, М. 2002
2 «Северный край, 7 октября 2002
О вхождение бизнес-элиты в региональную политику, судя по всему следует говорить начиная с конца 1993 года. Тогда правительство РФ, сделав ставку на банки, фактически принудило их, по образному выражению прессы к «гражданскому браку с промышленностью»3. Следствием формирующихся на основе соучредительства альянсов стала кристаллизация элитарных группировок российского бизнеса. Процесс социально - экономической трансформации субъектов бывшей государственной экономики и смешанные (с участием частного капитала) хозяйственные структуры обеспечивал консолидирующимся на основе взаимного держания акций предпринимательским группировкам привилегированные позиции в реформированных учреждениях российской государственности.
Уже на стадии прохождения учредительных документов между ними и государственными структурами возникла органическая связь. Региональные власти активно влияя на вновь формируемые предприятия видели в контроле последних свои основные функции. Программа развития дизелестроения, разработанная администрацией Ярославской области для четырех дезелестроительных заводов региона, участие в конфликте собственников «Шинного завода» и поддержка Н.Тонкова в 1998 году, лоббирование интересов «Славнефти» и Ярославского НПЗ в 1999 году - яркие тому примеры.
Подобный тип отношений в сущности клиентальный, приводил к тому, что дистанция между региональной политической элитой и экономической быстро сокращалась, а отношения персонализировались.
1 Коммерсант №47, 1995
В то же время нельзя не отметить, что связь экономической элиты и региональными общественно-политическими организациями долгое время оставалась слабой.
Накануне выборов в Государственную думу Ярославской области (1994 года) партийные кассы целого ряда организаций пополнялись вкладами местных предпринимателей4. Однако в то время такие финансовые траты осуществлялись скорее стихийно и они были весьма незначительны. К тому моменту вряд ли конкретные предпринимательские группировки связывали свое развитие с той или иной партией и финансирование организаций в большей степени зависело от личных отношений партийного руководства и предпринимателя. Лишь изредка сам предприниматель являлся формальным или неформальным лидером парторганизации. В частности, М.Бурунский, генеральный директор фирмы «Медведь» возглавлял областную организацию ДВР.
Со временем поддержка предпринимателями политических организаций менялась только в сторону ухудшения. Политическая ситуация в регионе и на федеральном уровне характеризовалась тем, что для достижения конкретных целей предпринимателям было выгоднее заручиться покровительством нескольких влиятельных должностных лиц в правительстве, чем открыто ввязываться в политику. Разумеется, бизнес не отказывался полностью от осуществления политически активными методами, но считал их второстепенного направления стратегии.
В условиях законодательной и политической неопределенности низкой правовой культуры, те или иные хозяйствующие субъекты могли получать колоссальные преимущества, связанные с предоставлением им индивидуальных преференций, и в связи с этим резким возрастанием прибыли.
Характерно, что в 1995 году, при создании новой «партии власти» «Наш дом Россия» многие известные представители экономической элиты Ярославля региональное отделение попросту проигнорировали. А если кто и вступил, что при баллотировании в Государственную думу Ярославской области шел в качестве выдвиженца инициативной группы, а не движения.
Как отмечает Ю.Коргунюк, региональная экономическая элита в середине 90-х годов не нуждалась ни в какой политической организации, поскольку имела еще слишком много возможностей для экстенсивного роста. Кроме того, значительная, если не подавляющая, часть предпринимателей традиционно вела свои дела "в тени". Проблемы налоговой реформы, влияния на бизнес госаппарата являлись значимыми проблемами. Но их можно было решить лично с руководителями области в личном качестве.5
Неудивительно, что даже те партии, которые по своей сути являлись защитниками буржуазных интересов, - прежде всего "Демократический выбор России", - вскоре потеряли поддержку бизнеса.
Ситуация изменилась только к выборам 1999 г. Возможности экстенсивного роста и ухода в тень существенно истощились. К тому же у экономической элиты появились свои собственные интересы, порой не связанные с интересами регионов. Особенно, когда на развитие региональных промышленных предприятий начали оказывать влияние московские корпорации.
Как бы откликаясь на эти изменения, на политическую сцену в преддверии новых парламентских выборов вышла организация, которую вполне можно считать прообразом буржуазной партии, - Союз правых сил. Именно буржуазное крыло обеспечило и бесперебойное финансирование избирательной кампании, и организацию предвыборной агитации, построенной на умелой пропаганде собственно буржуазных ценностей.
С 2000 года в регионах отмечается рост популярности СПС среди элитных групп. Вместе с тем партия выступает конкурентом партии власти. В Ярославской области в СПС вошли не только предприниматели, но и руководители государственных и муниципальных структур, по разным причинам не присоединившихся к команде губернатора. Одним из руководителей ЯРО СПС стал генеральный директор НПО «Сатурн» Ю. Ласточкин. В 2002 году 7 депутатов областной думы составили фракцию СПС, которую возглавил предприниматель О.Виноградов.
4 Справка Аналитического управления Администрации Ярославской области от 4 февраля 1995 года.
5 Ю.Коргунюк, «Российская многопартийность». М.2001 С.68
Второй организацией привлекшей экономическую элиту стала партия «Единая Россия». Успех партстроительства «ЕР» в нашем регионе можно в частности объяснить тем, что региональную организацию возглавил крупный предприниматель Н. Тонков, пользующийся поддержкой в администрации области. Партия насчитывает в своих рядах многих известных политиков и бизнесменов, она хорошо представлена в Государственной думе Ярославской области, областной и городских администрациях. Серьезным плюсом является и то, что "Единство" в регионе создавалось при непосредственной поддержке областной администрации и для новой партии были созданы условия наибольшего благоприятствования.
Вместе с тем, как показывает анализ политического процесса в регионе, представители элиты, при поддержке той или иной организации, не очень склонны обсуждать идеологические вопросы. Для них вступление в партию -это чаще всего попытка решить собственные проблемы или способ повысить свой рейтинг Кому-то нужна поддержка, кому-то новые связи". Осознавая слабость идейной мотивации у представителей элиты, руководители партий делают ставку на их прагматизм и не скрывают, что вступление в партию может принести ее членам конкретные выгоды.
Верность этих суждений подтверждается логикой партийного строительства в Ярославской области. Ю. Ласточкин, до вступления в СПС был одним из лидеров объединения «Отечество» и вступил в правы блок поскольку через руководителей СПС и лично А. Чубайса рассчитывает получить выгодные заказы для своего предприятия, и эти ожидания небеспочвенны6. А не скрывающий своих политических амбиций Н. Тонков долгое время рассматривался в регионе как один из наиболее вероятных кандидатов на следующих губернаторских выборах.
Как и раньше политические методы защиты собственного бизнеса, как и прежде, остаются высокоэффективными и вынуждают представителей элиты поддерживать "нужные" политические контакты. Тем не менее, в поведении представителей элиты были отмечены существенные сдвиги.
Как показало исследование автора в 2002 г., поведение все более политически активного бизнес-сообщества рационализируется. Его представители, прежде чем финансировать политические партии и движения, стали чаще обращаться к специалистам за консультациями и больше не делают ставку на диверсификацию политических усилий. На этапе выхода из кризиса политическое поведение бизнеса меняется. В новых условиях, когда возможности легко обогатиться сократились, а высокие доходы обеспечиваются главным образом за счет развития производства, бизнес стал концентрировать ресурсы на конкретном политическом направлении, т. е. поддерживать не весь спектр политических партий, но ту из них, в которой он непосредственно заинтересован.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru