Понятие совершенной конкуренции
Понятие совершенной конкуренции
1. Введение.
1.1. Определение совершенно конкурентного рынка.
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли – совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка в целом и действуют независимо.
Для возникновения совершенной конкуренции необходимо, что бы выполнялись пять условий:
Каждый из продавцов на рынке мал относительно рынка в целом;
Продукция является однородной;
Покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;
Продавцы действуют независимо друг от друга;
Фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Первое из этих условий гарантирует, что ни одна из фирм не может оказывать заметного влияния на совокупный объём предложения. Это условие чётко выполняется на рыке сельскохозяйственной продукции. Даже ели владелец небольшого фермерского хозяйства утроит производство какого-либо продукта, то обусловленное этим изменение в совокупном объёме предложения данного продукта в стране в процентах будет совершенно ничтожным и, следовательно, таким же будет и воздействие, который индивидуальный производитель мог бы оказать на цену. Поэтому цена, по которой продаёт фермер, не зависит от количества продаваемого продукта.
Второе условие, согласно которому продукт должен быть однородным, гарантирует, что потребители будут столь же удовлетворены покупкой товара как у одного продавца, так и у другого. Продукты на многих рынках являются однородными; соль есть соль, сорта пшеницы и других сельскохозяйственных продуктов отвечают установленным стандартам, тогда как ни одна картина, написанная маслом, не похожа на другую. Если продукты однородны и если выполняется третье условие, согласно которому покупатели осведомлены обо всех ценах продавцов, то любой продавец, повышающий цену, растеряют всех своих клиентов.
Четвёртое условие требует, что бы все фирмы в отрасли действовали независимо. Совершенно конкурентные продавцы не объединяются для установления соглашения о цене, которую они все назначат, или о совокупном объёме предложения. Каждая фирма заботится о своём собственном бизнесе, пытаясь выбрать подходящий объём выпуска (максимизирующий её прибыли) в предложении, что она не может влиять на цену.
Последнее условие, согласно которому фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из неё, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти в отрасль и что убыточные фирмы могут по своему желанию выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены, вероятно, способствует вхождению новых фирм, которые увеличат объём предложения.
Крупные покупатели, так же как и крупные продавцы, могут своими собственными действиями оказывать влияние на цену, а группы покупателей, действующих сообща, могут манипулировать ценой, например договариваясь ничего не покупать в том случае, если продавцы запрашивают больше некоторой минимальной цены. Когда покупатели манипулируют ценами, а не ведут себя как «ценополучатели», рынок является несовершенно конкурентным.
Совершенно конкурентная фирма.
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объёма продукции.
Объём спроса
|