Потенциал и тенденции развития Японии
смотреть на рефераты похожие на "Потенциал и тенденции развития Японии"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат по дисциплине Мировая экономика на тему: «Потенциал и тенденции развития Японии»
студента 3-го курса дневного отделения специальности
«Финансы и кредит» - 2 гр.
Калаева Александра Александровича
САМАРА – 2002 г.
План.
Введение.
Глава 1. История становления «японской модели» экономики.
1. Становление «японской модели» до второй мировой войны.
2. Становление «японской модели» после 1945 г.
3. Время быстрого экономического роста.
4. Плоды позитивные и негативные.
5. Приближение кризиса.
6. Десять лет потеряны?
7. Что может стать следующей движущей силой?
8. Взгляд в будущее.
Глава 2. Экологическая интеграция.
Глава 3. Японо-американские планы создания региональной системы ПВО.
Глава 4. Экономическое положение Японии в 90-е годы.
Глава 5. Япония в международных экономических отношениях.
Глава 6. Отношения с Российской Федерацией.
Список литературы.
Введение.
В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих
экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической
силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,2% общемировой
численности, но создаёт оно 14% ВМП, исчисленного по текущим валютным
курсам, и 7,6% - по покупательной способности иены. Её экономический
потенциал равен примерно половине американского, но значительно превосходит
китайский. Страна достигла высокого уровня технического совершенства,
особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции
Японии в мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй
половине XX столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП. В 50-
80-е годы Япония выделялась среди всех промышленно развитых стран высокими
темпами прироста производства и производительности труда, вдвое
превосходящими соответствующие показатели других стран. Японский ВВП на
душу населения увеличился в 19,5 раз.
Глава 1. История становления «японской модели» экономики.
1.1. Становление «Японской модели» до второй мировой войны.
«Японская модель» формировалась в течение 150 лет. Во второй половине
XVIII века правительство взялось за быструю индустриализацию под лозунгом
«Богатая страна – сильная армия». Предотвратить колонизацию своей страны
западными державами было первой задачей тех правителей, хотя существовали и
сиюминутные цели, например, подготовка армии к гражданской войне с
недовольными утратой своих привилегий самураями и к возможной войне с
Кореей. Главным источником капитала были крестьяне – владельцы практически
единственного средства производства в то время. Сбор налогов в натуральной
форме был заменён единой денежной ставкой. Правительство строило заводы,
затем продавало их крупным торговцам, таким как Мицубиси, Сумитомо и Мицуи,
- так в Японии происходило становление концернов («дзайбацу»).
Вокруг концернов и правительственных заводов появился ряд малых предприятий, которые выполняли заказы крупного бизнеса в ужесточённых условиях. Из-за высокой ставки налогов большая часть крестьян разорилась, превратившись в простых арендаторов земли.
А сама экономика Японии развивалась быстро, хотя порой спрос на товары был недостаточным, что приводило к дефляции. Но очередные войны стимулировали потребление, вызывая существенный экономический подъём.
До второй мировой войны Япония смогла создать свою тяжёлую индустрию, повысить роль городов в развитии общества, сформировать многочисленный средний класс. Однако японская экономика была ещё весьма отсталой. Главным предметом её экспорта являлся шёлк (в 1940 г. – 13% от всего экспорта), а машиностроение находилось на низком технологическом уровне. Общество массового потребления, где Япония должна была сыграть большую роль, только- только зарождалось.
По мере развития тяжёлой индустрии прибавлялись и другие составные
элементы «японской модели», прежде всего пожизненный наём и зависимость
служебного статуса и заработной платы от продолжительности рабочего стажа.
При этом надо отметить, что пожизненный наём не закон, а лишь практика. Он
никогда не охватывал полностью всех рабочих и служащих. Пожизненный наём –
гарантия стабильности в жизни, но когда он принимает чрезмерный характер,
то приводит к общей бюрократизации общества, отсутствию инициативы и идей,
излишнему подчинению.
1.2. Становление «японской модели» после 1945 г.
Поражение во второй мировой войне было трагедией для Японии, но принудительное уничтожение военной индустрии, по иронии судьбы, подготовило идеальный плацдарм для последующего развития экономики. Появились условия для производства товаров гражданского назначения.
О причинах столь высоких темпов роста японской экономики в послевоенное время говорят разное. Так, иногда утверждают, что это произошло благодаря единой последовательной стратегии правительства. Реальность заключается в том, что совокупность различных инициатив как с японской, так и с американской стороны и порой противоречивых движений и течений в обществе в конечном счёте подготовила надёжный фундамент для стремительного роста, толчок которому был дан Корейской войной.
И всё же среди мер, принятых правительством Японии, реальные результаты принесли следующие:
1. Приоритетное направление ресурсов в энергетику и металлургию (1947-
1948 гг.). В это время максимальная доля правительственных средств в общих инвестициях в указанные отрасли достигла 65-87%.
Производство в этих отраслях восстановилось;
2. Контроль правительства над твёрдой валютой (до 1955 г.). Эта мера сделала невозможным разбазаривание валюты на импорт потребительских товаров и способствовала импорту передовой технологии. Япония предпочла «купить удочку вместо рыбы»;
3. Восстановление банковской системы под жёстким контролем. Японским банкам удалось вернуть утраченное доверие народа. Предприятия начали быстро расширять свою деятельность за счёт банковских кредитов, как долгосрочных, так и краткосрочных;
4. Введение стабильной системы налогооблажения;
5. Установление курса иены в пользу Японии (в 1949 г.).
И, безусловно, важную роль в поддержании стабильности в обществе и продвижении реформ сыграло присутствие оккупационных войск.
Существует преувеличенное представление об объёме экономической помощи
США, предоставленной Японии. Япония не получала столь щедрого гранта, как
западноевропейские страны по «Плану Маршалла» (грант был ограничен
экстренной гуманитарной помощью). США главным образом предоставляли
льготные кредиты, денежные и в натуральной форме, на сумму 2,4 млрд.
долларов в 1945-1952 гг. (в среднем 4,5% от ВНП Японии в то время). Кроме
того, Мировой банк выделил Японии кредиты на сумму 860 млн. долларов.
Однако самые большие дивиденды Япония получила от войны в Корее. США
размещали заказы на различные товары и вооружение (всего на сумму 1,1 млрд.
долларов) и потребляли внутри Японии товаров на сумму 2,2 млрд., что
соответствовало 6,2% ВНП Японии в то время. За 1949 – 1951 гг. промышленное
производство Японии выросло в 2 раза.
1.3. Время быстрого экономического роста.
Многие считают, что Япония совершила чудо за счёт своего экспорта.
Однако до того, как она стала торговой державой, прошло немало времени.
Например, японские автомобили и электроприборы начали пользоваться большим
спросом в США только к концу 60-х гг. Зависимость японской экономики от
экспорта возрастала по мере того, как замедлялся высокий темп роста,
совпадая с нефтяным кризисом 1974 г., и снова упала при повышенном курсе
иены после 1985 г. Другими словами, для японской экономики экспорт является
не столько основным двигателем экономического роста (хотя приобретение
иностранной валюты было жизненно важным для импорта передовой технологии и
природных ресурсов), сколько спасательным кругом в периоды экономического
спада.
Основным двигателем роста были внутреннее потребление и постоянно растущие капиталовложения. К тому же во второй половине 50-х гг. в Японии начался «бум потребления», то есть виток спроса на совсем новые для того времени товары – пылесосы, холодильники, телевизоры и постепенно автомобили. Это был период больших надежд на будущее.
Также постоянный рост капиталовложений с импортом передовых технологий, отчасти стимулируемый специальной налоговой ставкой «ускоренной амортизации», резко повысил производительность труда и обеспечил становление тяжёлой и химической индустрии, обладающей гораздо большим, чем лёгкая промышленность, влиянием на рост других отраслей. В общем объёме капиталовложений иностранные прямые инвестиции занимали незначительную долю.
К 1970 году жизнь японцев заметно изменилась. Зарплата неуклонно росла не только в бурно развивающихся отраслях, но и в относительно отсталых, таких как сфера услуг. В такое «равное» распределение плодов экономического роста внесла свой вклад ежегодная «весенняя борьба за повышение зарплаты». По окончании очередного финансового года профсоюзы вели жёсткие переговоры с руководством компаний, часто сопровождая их ожесточёнными забастовками. Благодаря всему этому Японии удалось построить общество, в котором более 95% его членов причисляют себя к среднему классу.
Доля государственного бюджета в ВНП была в то время довольно низкой по сравнению с другими промышленно развитыми странами 9даже в 2000 г. – 29,4%, включая муниципальный бюджет). Этому способствовал тот факт, что расходы на оборону всегда были ниже 1% ВНП. К тому же правительство с тех пор перестало выделять дотацию для поддержания уровня цен, которая после войны составляла примерно 27% от общего объёма бюджета. Основные расходы по разработке новых технологий несли предприятия.
Роль правительства была наибольшей в области финансов. Минфин и
Центральный банк Японии сумели восстановить доверие населения к банкам.
Сбережения населения начали перекачиваться в предприятия.
В качестве рычага воздействия на экономику правительство использовало и налоговую систему, например: ускоренная амортизация при внедрении нового оборудования с передовой технологией и налоговые льготы при закупке экологически безопасного оборудования. Для контроля экономической деятельности применялись многочисленные регламентации, стандарты. В частности банковский сектор, транспорт и энергетика были защищены от ожесточённой конкуренции посредством таких регламентаций. Однако эти меры со временем приводили к сращиванию правительства и компаний и часто подвергались критике как протекционистские.
И наконец, у Японии было достаточно времени до того, как она открыла свой рынок для иностранцев. Япония вступила в ГАТТ лишь в 1955 г. и взялась за либерализацию иностранных инвестиций только в 1967 г. К тому же относительно низкий курс иены долго вызывал протекционистский эффект.