С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии.
Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное
налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам,
превышающим рекомендованные.
Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.
Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.
Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.
• Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.
• Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
• Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.
ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
С вступлением в силу с 1 января 1999 г. первой части налогового
кодекса РФ изменился порядок определения цены реализации товаров, работ,
услуг для налогообложения. Ценой реализации, используемой при расчете
налогов, является цена сделки, указанная сторонами в договоре.
Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1, ст.
40 НК РФ). Обязанность доказывать правильность применения цены реализации и
определять рыночные цены возложена на налоговые службы. Однако с помощью
налоговых органов контролировать правильность применения цен по сделкам
можно только в случаях, когда:
• сделка заключена между взаимозависимыми лицами;
• сделка является товарообменной (бартерной);
• имеют место значительные колебания (более чем на 30% в ту или иную
сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным
(однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
В перечисленных выше случаях, когда по мнению налогового органа примененные сторонами сделки цены товаров, работ, услуг отклоняются (в ту или иную сторону) более чем на 30% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.
Рыночной ценой товара, услуги признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (или однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
При определении рыночных цен товара учитывается информация о
заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными
(однородными) товарами в сопоставимых условиях. При определении
сопоставимости условий сделок учитываются, в частности, такие условия
сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем
товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежа и другие
разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При определении степени значительности колебания уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, учитываются обычные при заключении сделок надбавки к цене или скидки, учитывающие факторы спроса и предложения на рынке товаров, услуг.
Доначисление налога не применяется, если скидки вызваны сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой ценовой политикой, в том числе при продвижении товаров на новые для них рынки, при продвижении на рынки новых изделий, не имеющих аналогов, при предоставлении индивидуальных скидок новым потребителям, а также при реализации опытных моделей и образцов в целях ознакомления потребителей с ними и в иных аналогичных случаях.
При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным
(однородным) товарам или недоступности информационных источников для
определения рыночной цены могут использоваться следующие методы:
• метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена определяется как разность цены, по которой- такие товары реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и разумных затрат, понесенных покупателем для продвижения на рынок, последующей реализации им приобретенных товаров, работ, услуг а также наценки покупателю. Наценка определяется так, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы деятельности прибыль;
• затратный метод, при котором рыночная цена товара определяется как сумма произведенных затрат и наценки. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию, обычные в подобных случаях затраты по транспортировке, хранению, страхованию и иные подобные затраты. Наценка определяется с таким расчетом, чтобы обеспечить разумную и обычную для данной сферы деятельности прибыль.
Решение налогового органа может быть обжаловано в суде. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для дела, не ограничиваясь вышеперечисленным.
Заключение
Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного
регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий
набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования
экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения
экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики
учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между
цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные
механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует
множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей
уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное
регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень
государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным
принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде,
где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.
И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные
механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.
Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где- то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.
Список литературы:
1. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью»,
Государственная юстиция, №2, 1997
2. Бахрах Д.Н. «Административное право», М., Бек, 1993
3. Бункина М.К., Семенов В.А.; Макроэкономика (основы экономической политики); АО “ДИС”; 1996 г.
4. Журавлева Г.П.; “Общая экономическая теория”; 1994г.; Изд. “РЭА им.
Плеханова”.
5. В.Д. Камаев и коллектив авторов; Учебник по основам экономической теории (экономика); “ВЛАДОС”; 1996 г.
6. Лившиц А.Я.; “Введение в рыночную экономику”; 1994 г.
7. Мамутов В.К. «Сближение современных систем правового регулирования хозяйственной деятельности», Государство и право, №8, 1996.
8. Пикулькин А.В. «Система государственного управления», М., Закон и право, 1997.
9. Холодов Л.Г. “Вопросы государственного регулирования экономики“.
-----------------------
[1] Г.В. Атаманчук «Теория государственного управления», М.: Юридическая
литература, 1997, с.207
[2]Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.23
[3] Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., «Закон и право», 1997, с. 137-138.