рис. 4
3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Правовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации (ЦБР) от 12 апреля 1995 г. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительными органами государственной власти. Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняющий возложенные на него функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой. Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 Членов Совета. Председатель и члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на 4 года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать эту должность более трех сроков подряд (12 лет).
В основные функции ЦБР входит проведение государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательской способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.
Государственной денежной единицей Российской Федерации является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение суррогатов денежных единиц и подделка находящихся в обращении Государственных знаков преследуется по закону. В отношении бумажных денег, не разменных на золото, официальное соотношение рубля и золота не устанавливается.
Банкноты, казначейские билеты и разменная монета Банка России не могут объявляться недействительными без установления соответствующего срока их обмена на новые денежные знаки.
Выпуск денежных знаков нового образца находится в компетенции Совета директоров Банка. Совет директоров утверждает купюры, образцы и защитные сетки.
Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный Банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные кассы банков.
Ещё одной немаловажной функцией ЦБР является эмиссия денег и организация денежного обращения.
Выпуск денег – главный источник денежных средств Центрального Банка, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета. При кредитовании коммерческих банков происходит зачисление денежных средств Центрального банка на их счета в расчетно-кассовых центрах (РКЦ).
Следующей функцией Банка России можно назвать кредитование коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений.
Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции ЦБР устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.
Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. Главными видами счетов предприятий и организаций в банках являются расчетные и текущие счета. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ и услуг.
Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков состоит из правил, важнейшие из которых - правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками; правила ведения кассовых операций, содержащие порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках; правила бухгалтерского учета, отражают порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков; правила статистической отчетности, содержащие основные условия составления отчетных форм и таблиц о работе банков. Отчет же о годовой деятельности Центрального Банка представляется Государственной Думе, Правительству и Президенту РФ.
Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Для исполнения этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии, выдающейся только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.
Страховые компании, инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды не относятся к звеньям денежно-кредитной системы, не имеют права совершать банковскую деятельность. Они находятся на статусе банковских клиентов и в качестве таковых проводят расчетно-денежные операции в соответствии с правилами Центрального Банка.
Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводиться расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков. Главные цели государственного контроля за работой коммерческих банков состоят в обеспечении их ликвидности средств вкладчиков и предотвращении возможных банкротств.
Функция реализации облигаций государственных займов и кредитования расходов федерального бюджета. Центральный Банк - уполномоченный орган Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых формируется Министерством финансов и Центральным Банком. Помимо распространения облигаций государственных займов, Центральный Банк России производит прямое кредитование расходов бюджета за счет своего эмиссионного фонда.
Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют.
В настоящее время официальный курс рубля по отношению к доллару США и другим иностранным валютам устанавливается ЦБР, а биржевой определяется по результатам торгов на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). В торгах принимают участие наиболее крупные и стабильные коммерческие банки.
Функция составления платежного баланса страны. В условиях ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.
Главным каналом покупки и продажи товаров на мировых товарных рынках служат внешняя торговля. Внешнеторговые отношения нашей страны с зарубежными партнерами основываются на принципе "нетто-баланса", или равенства покупок и продаж товаров.
При ухудшении платежного баланса Центральный Банк прибегает к валютным интервенциями на ММВБ, поддерживая коридор. В свою очередь нормализация внешней торговли и платежей по экспортно-импортным и другим операциям позволяет создать дополнительные резервы, что укрепляет валютные позиции Центрального Банка.
Кредитно-денежная политика ЦБ заключается в следующем:
1. Операции на открытом рынке (можно свободно продавать ценные бумаги: уменьшаются резервы коммерческих банков, уменьшается размер ссуд или кредита, следовательно уменьшается предложение денег);
2. Изменение резервной нормы (при увеличении – денежная масса в коммерческом банке уменьшится, будет меньше кредитов);
3. Изменение учетной ставки (% за кредит). При уменьшении – увеличивается спрос на кредиты, увеличиваются резервы коммерческих банков и денежная масса. При инфляции учетную ставку надо увеличить.
При разных экономических ситуациях банк проводит:
1. Политику дешевых денег: при массовой безработице и неработающих предприятиях с уменьшением учетной ставки и резервной нормы. Результат: кредиты становятся легкодоступными, растут инвестиции, повышается деловая активность.
2. Политику дорогих денег: при инфляции, увеличивают учетную ставку и резервные нормы, продают гос. бумаги. Результат: резервы уменьшаются, меньше кредитов, меньше инвестиций – инфляция ограничивается.
4. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ОПЕРАЦИИ.
Коммерческий банк – это коммерческое предприятие, которое в условиях рынка строит свои взаимоотношения с партнерами как обычные рыночные, т.е. на основе прибыльности и риска.
Это связано с тем, что основополагающим принципом успешного финансирования любого коммерческого банка является его деятельность в пределах реально имеющихся ресурсов. Важны не только количественное равенство ресурсов банка и его кредитных вложений, но их совпадение по качественным характеристикам.
Логично предположить, что банки не могут отдавать взаймы все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои деньги в любой момент. Однако банковский опыт показывает, что банки не только могут предоставить в кредит почти все средства на депозитах, но и удовлетворить требования своих вкладчиков. Тем не менее, для обеспечения собственной безопасности банки оставляют определенную фиксированную часть депозитов «незадействованной». Эти фонды именуются банковыми резервами. Отношение между размером резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и выданными обязательствами по вкладам называется нормой обязательных резервов. Эта норма устанавливается Центральным банком страны или банковской структурой, выполняющей функции Центрального банка.
В условиях рынка коммерческий банк является не только одним из видов коммерческих предприятий, но и выполняет важную роль финансового посредника в следующих областях:
Во-первых, в области перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на основе срочности, платности и возвратности.