деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа лю-
дей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и
государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.
При этом важно подчеркнуть, что основная задача теоретической экономики – дать не просто описание
экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, то есть раскрыть систему
экономических явлений, процессов и законов.
Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не
одна теоретическая экономика, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин с
особыми задачами, предметами и логическими примерами. Конкретные экономические дисциплины выра-
батывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а потому относятся не к области
общей теории, а искусства в хозяйственной практике. Важнейшая задача теоретической экономики – быть
“несущей конструкцией” не только всей системы экономических наук, но и учебных дисциплин, что явля-
ется основой всей высшей экономической школы.
Взаимосвязь теоретической экономики с другими науками и
экономической политикой
Теоретическая экономика является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых
(экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства); функциональных (менеджмент,
финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк. география, демография, статистика).
Теоретическая экономика – одна из общественных наук наряду с историей, философией, правом. Она
призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, наука права – другую,
наука нравственности – третью и так далее, и только общая совокупность всех теоретических, социальных
и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требо-
вать проверки положений теоретической экономики на фактах действительности.
Теоретическая экономика учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а
также социологией, психологией, историей и другими науками, без учета которых полученные теоретичес-
кой экономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными.
Практическая значимость теоретической экономики (известная формула Огюста Конта) в том, что зна-
ние ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Теоретическая экономика должна лежать в основе
экономической политики, а через нее пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика)
ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию.
Теоретическая экономика – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов
на все проблемы. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владе-
ние этим инструментом, знание основ теоретической экономики могут помочь каждому человеку сделать
правильный выбор во многих жизненных ситуациях.
У.К.Митчелл в своей основной работе “Лекции и типы экономической теории” (1935 год) настаивал на
взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности, с проблемами социологии, культу-
ры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.
Теоретическая экономика тесно связана с экономической генетикой, ибо экономическое развитие имеет
имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как
науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наслед-
ственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития. Передача экономической
наследственности всегда осмыслена разумом человека и опосредована его трудом.
От теоретической экономики следует отличать экономическую политику.
Теоретическая экономика развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной по-
литикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозиро-
вания ее динамики.
Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области обществен-
ного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества,
всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.
Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и при-
ведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь теоретической экономикой, должны считаться
также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят,
чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может
привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последу-
ющем развитии теоретической экономики (политэкономии).
Курс теоретической экономики – это научное руководство к познанию экономической действительнос-ти без претензий на монополию истины.
Методология теоретической экономики
Методология теоретической экономики – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономичес-
ких явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое пони-
мание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный
вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности теоретическая экономи-
ка добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономичес-
кой системы. В методологии теоретической экономики можно выделить несколько главных подходов:
· субъективный (с позиции субъективного идеализма);
· неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
· рационалистический;
· диалектико-материалистический;
При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хо-
зяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное “я” абсолютно независи-
мо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики (“гомо-
экономикса”), и теоретическая экономика поэтому рассматривается как наука о человеческой деятельности,
определяемой ограниченностью потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полез-
ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных
вариантов.
Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках.
Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращения в пред-
мет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования
выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот
подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли,
и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.
Рационалистический подход ставит целью открытие “естественных” или рациональных законов циви-
лизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирую-
щих данную систему, изучение экономической “анатомии” общества. Экономические таблицы Кенэ – это
вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить
пользу, а целью теоретической экономики – не изучение человеческого поведения, а изучение законов,
регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит
(Д.Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на классы, в отличие от субъективис-
тов, представляющих общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе
уделяется стоимости, цене, экономическим законам.
Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проб-
лем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внут-
ренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления
постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в постоянном движении.
Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в
науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.
Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного познания.
Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции.
Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и
постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, рас-
пределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущ-
ности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или
менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.
Логические понятия, отражающее наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни об-
щества, называются экономическими категориями.
Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль,
заработная плата и многие другие.
В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешне кажущий-