Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. (подразделяются на государственные, национальные, частные ииностранные нефинансовые предприятия).
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений — совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор, или сектор «остальной мир», — это совокупность институциональных единиц — нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военных базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров, услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор — производство продуктов и услуг предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые влияют на спрос.
Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги.
По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги.
1.2. Структурная перестройка экономики.
Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.
Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.
Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.
Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.
В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально - экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование Частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики.
Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования.
Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она
осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий
переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей
страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг.
Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов
государственного воздействия на экономику, значительного сокращения
государственных расходов и централизованного кредитования.
Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развитии перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.
Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно - технический потенциал, степень и эффективность использован природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.
В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.
Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.
Достаточно, очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.
За время рыночных реформ в России. происходили существенные изменения в отраслевой структуре промышленности (%):
1991 г. 1992 г. 1993 г.
Вся промышленность 100
100 100
В том числе: добывающая промышленность 15,6 17,0
17,2 обрабатывающая промышленность 84,4 83,0
82,8
Агропромышленный комплекс (АПК) отличается исключено сложной
структурой. Он представляет собой совокупность многих отраслей и
производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно.
Его важнейшими отраслями являются сельское хозяйство, отрасли
промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. В него иногда
чают отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства. С ним
непосредственно связаны строительство, торговля и общественное питание. В
составе АПК выделяют также производственную и социальную инфраструктуру.
Процесс интегрирования сельского хозяйства и перерабатывающих его сырье предприятий дает возможность преодолеть пространственный разрыв между сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции, обеспечить их хозяйственное сближение, сужение границ специализированных ареалов возделывания тех или иных культур.
Развитию АПК уделяется особое внимание в ходе структурной тройки экономики. Это объясняется существующим отставанием сельского хозяйства, его низкой рентабельностью, нерешенностью проблемы обеспечения населения и промышленности высококачественными отечественными продуктами питания промышленным сырьем.
В агропромышленном комплексе политика правительства будет направлена на формирование новой институциональной отраслевой и региональной структуры аграрного сектора на основе, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночной среде с ориентацией на собственные ресурсы.
Совершенствование воспроизводственной структуры экономики
Воспроизводственная структура экономики определяется отношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением.
Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.
В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. — 12, 1994 г. —
26. При этом изменилась структура капитальных вложений для
непроизводственных целей их доля возросла, а для производственных —
сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).
В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.
Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.
Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из- за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план сдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.
Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов.
По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужд не должны
превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете
концентрируется 28 - 30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32 — 34%
ВВП. Оптимальны уровень государственных инвестиций, в которых 70%
приходится на социальные объекты, должен достичь 3 — 3,5% ВВП. В структуре
государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны
составлять не менее 30 — 40%, или 0,9 — 1,4% BBП.