Принципы государственного регулирования цен
смотреть на рефераты похожие на "Принципы государственного регулирования цен"
| |
|Финансовая академия при Правительстве РФ |
| |
| |
|Кафедра |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|КУРСОВАЯ РАБОТА |
| |
|на тему |
| |
|«ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО |
|РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Студент группы Н2-3 |
|Щёголев Н.В. |
|Научный руководитель |
|Корнеева И.В. |
| |
| |
| |
| |
|МОСКВА, 2000 |
ПЛАН
Введение 2
1. Основы государственного регулирования цен 3
2. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. 10
2.1. Опыт государственного регулирования цен в США 12
2.2. Опыт государственного регулирования цен во Франции. 15
3. Законодательное регулирование цен в РФ 20
3.1. Административное регулирование цен 20
3.2. Регулирование цен естественных монополий. 23
3.3. Регулирование цен гражданским законодательством 24
3.4. Регулирование цен в целях налогообложения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30
Введение
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в экономической науке. Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века, затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной сторож») принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годов ХХ столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами.
Этот принцип, получивший название laissez-faire («оставьте нас в покое»), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику.
В данной работе проводится анализ государственного регулирования цен,
т.е. рассматриваются инструменты государственного регулирования цен, опыт
зарубежных стран (США и Франции) и рассматривается ситуация, сложившаяся в
РФ.
Особое внимание уделяется законодательному регулированию цен в
Российской Федерации, описанному в третьей главе.
Для полного осмысления проблемы государственного регулирования цен её надо рассмотреть в двух аспектах: теоретическом и практическом. Первая глава повествует о теоретических основах государственного регулирования цен.
Основы государственного регулирования цен
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.
Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча
продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег,
договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это
совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке.
Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на
проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно
выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при
этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к
конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и
пешеходам.
Всем известно, что происходит, когда общие правила движения
нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в
России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются
всеми одновременно.
В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.
Кризис 1929 – 1933 гг., который основательно потряс экономические основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования.
Теоретическую разработку данная позиция нашла в работе известного западного экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». С тех пор кейнсианские взгляды на природу государственного регулирования надолго овладели умами политиков и экономистов.
В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.
Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
В условиях перехода к рынку в России, когда произошла серьезная
разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании
рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На
это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного
законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики
должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию
конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и
всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования.
Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы
производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы
обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело
бы к разрушительным последствиям.
Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:
-ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
-принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким –либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
- принудительную привязку покупателей к продавцам;
-сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
-отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
-различного рода бойкоты.
Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.
Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методической помощи, разработки правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США, например, предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно высоких цен. Государство играет роль не насильственного аппарата контроля за ценами, а -- арбитра.
Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а
чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе
с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, не взирая
на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России.
Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно
влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и
такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не
позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный
момент.
В России за последние годы спрос значительно превышал предложение.
Государство не могло гарантировать быстрое устранение проблемы острейшего
дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не
перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого,
стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки,
они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимой продукции
в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария построения рынка: «шоковая терапия» со всеми вытекающими из нее экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный путь поэтапного восстановления рыночной экономики и ликвидации инфляционных явлений. Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.
Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях
общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь,
водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования
необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно
получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, Бельгии,
Нидерландах и т.д.). Крупные монополии – потребители в результате этого
получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким
ценам.