Приватизация: этапы и последствия

Приватизация: этапы и последствия

                         Содержание:

1.Введение. 3

2. Теория приватизации. 7

2.1.Сущность приватизации. 7

2.1.Формы и способы приватизации. 13

3. Российский опыт приватизации. 16

3.1. Необходимость приватизации собственности в России. 16

3.2. Этапы приватизации. 18

Два этапа проведения приватизации- 18

3.2.1. Чековый этап. 18

3.2.2. Денежный этап. 23

4.Итоги приватизации. 28

4.1.Последствия первого этапа:- 28

4.2.Последствия второго этапа:- 28

Заключение. 36

Список литературы: 40

 

1.Введение.


Актуальность темы исследования. Важнейшими направле­ниями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, прива­тизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударст­вления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проана­лизировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, фи­нансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных вре­менных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. При­ватизация государственного и муниципального имущества яв­ляющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила бы­стро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватиза­ционного процесса занимает все более важное место в оте­чественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происхо­дящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсужде­ния ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методо­логического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному тракту­ется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствле­ние». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной пере­стройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании эко­номической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях привати­зации. Самостоятельными проблемами остаются критерии вы­бора способа приватизации, определение ее темпов, приори­тетов.

Анализ организации приватизационного процесса в россий­ской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными не­гативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. От­раслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министер­ствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъ­явителя.

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации по­родило появление проблем, не решенных в рамках ее началь­ного этапа. Среди них - порядок использования и финанси­рования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватиза­ции, списки приоритетных сфер приватизации, функции госу­дарственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкур­сам.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имуще­ства.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уров­нях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специали­стов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей мо­дели приватизации превалировали способы, формально ориен­тированные на уравнительную справедливость («чековая при­ватизация»).

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

Завершение начального этапа приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.



2. Теория приватизации.

2.1.Сущность приватизации.


Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

полная продажа государственных предприятий частным лицам;

продажа части активов;

передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать