Способ продажа акций, принадлежащих государству. Так, например, разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем создания государственного открытого акционерного общества. Акционирование целесообразно для предприятий крупного и среднего размеров с высокой ликвидностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно возможно в различных отраслях промышленности, в строительстве, на крупных предприятиях автотранспорта и объектах торговли, общественного питания и сферы услуг (универмагов, ресторанов, гостиниц и т.п.). После создания государственного ОАО начинается процесс приватизации, т.е. государство продает акции первой эмиссии работникам данного предприятия и другим субъектам приватизации. Продажа акций открытых АО за деньги включает:
·
продажу акций на льготных
условиях (по цене на 20% ниже номинальной
стоимости) членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам в
течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций, но не
позднее восьми месяцев со дня принятия решения о создании ОАО.
Стоимость этих акций не может превышать 100 минимальных заработных плат на
одного покупателя;
·
конкурсную продажу акций
юридическим и физическим лицам, которые
представили инвестиционные предложения по развитию открытого
акционерного общества, на конкурсах и аукционах.
Под обменом акций на именные приватизационные чеки «Имущество» понимается безвозмездная передача акций членам трудовых коллективов преобразованных предприятий и приравненных к ним лицам за имеющиеся у них чеки. Акции, приобретенные у государства за денежные средства на льготных условиях и в обмене на именные приватизационные чеки «Имущество», не могут быть отчуждены в течение периода безвозмездной приватизации.
Продажа государственного имущества по конкурсу или на аукционе целесообразна для средних и малых предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг, а также для небольших промышленных и строительных предприятий.
Продажей объекта госсобственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.
Продажей объекта госсобственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.
При продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной минимальной заработной платы. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта.
Долю государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам той или иной страны в процессе приватизации, определяет государство в лице высшего исполнительного органа, Президента и т.д. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется квотами — жилищной и на имущество. Безвозмездно приобретают имущество и члены трудовых коллективов, совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов. Кроме этого, безвозмездно передаются в пользование новому собственнику приватизируемого предприятия объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории, стадионы и т.д.), находящиеся на балансе предприятия, без права распоряжения и с условием сохранения их целевого использования.
Большинство из названных способов приватизации уже широко использовались в практике преобразования отношений собственности, но предполагается, что в перспективе основными будут — продажа акций государственных открытых акционерных обществ и госимущества на аукционе и по конкурсу.
1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации
Оценка стоимости объекта приватизации проводится в обязательном порядке в ходе подготовки предприятия к приватизации и предназначена для определения:
·
суммы выкупа имущества
государственного предприятия, в том числе
имущества, сданного в аренду организации арендаторов или другим
арендаторам;
· начальной цены продажи на аукционе или по конкурсу;
· величины уставного капитала государственного ОАО, образуемого в ходе приватизации;
·
стоимости имущества,
передаваемого безвозмездно без права распоряжения с
условием гарантий сохранения его целевого использования;
·
стоимости имущества
государственного предприятия, продаваемого или
передаваемого другим субъектам хозяйствования негосударственной формы
собственности;
·
стоимости имущества
государственных предприятий, отдельных зданий,
сооружений, оборудования, транспортных средств, инвентаря, инструмента и
других материальных ценностей при передаче их в аренду.
Оценка стоимости имущества осуществляется исходя из его наличия и фактического состояния, устанавливаемого по результатам инвентаризации, реально складывающихся цен, индекса инфляции, а также других факторов, оказывающих влияние на оценочную стоимость.
В состав оцениваемого имущества предприятия включается:
·
площадь земельного
участка, на котором находится приватизируемое предприятие, а также его
технические, санитарно-защитные и др. зоны, если
они не представлены в пользование другим юридическим или физическим
лицам;
· основные и оборотные фонды и вложения;
· денежные средства и прочие финансовые активы.
В имущественный комплекс предприятия, подлежащий оценке, включаются не отраженные в учете по каким-либо причинам объекты, а именно: временно находящиеся в капитальном ремонте и модернизации, на консервации, в запасе или резерве; объекты, переданные в пользование или в аренду; не оконченные, не оформленные актами приемки объекты строительства; средства, вложенные приватизируемым предприятием в акции, паи других предприятий на территории республики и за рубежом; иные ценные бумаги, вклады, финансовые вложения, денежные средства на счетах банков, в том числе за рубежом.
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось несколько подходов — затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.
Затратный подход. Согласно затратному подходу стоимость материальных и нематериальных активов оценивается по затратам, необходимым для воспроизводства, или их замены за вычетом обоснованной поправки на начисленный износ активов. При этом могут использоваться следующие методы.
Рыночный подход. Этот подход основывается на предположении, что:
·
у продавца имущества есть
возможность выбора наиболее выгодных и
наиболее интересных для него покупателей, которые могут больше заплатить
за приватизируемые активы; лучше соблюдать условия послеприватизационного
использования объекта и т.п.
·
у покупателя имущества
(например, на аукционе или по конкурсу) тоже есть
возможность из нескольких активов примерно одинакового назначения и полезности
выбрать тот, который его больше всего устраивает по качеству, по цене, по
длительности срока службы и т.п.
Доходный подход. Основная идея этого подхода состоит в том, что экономическая ценность конкретного приватизируемого объекта в настоящее время определяется тем доходом, который можно получить от его использования в будущем.
2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике
2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности
В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства (размеры садового дома, его высота и т.д.).
Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление названного огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере.
Разгосударствление охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм - допуске плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др. Наконец, один из путей разгосударствления в этой области - приватизация, т.е. смена государственной формы на частную.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9