Приватизация и разгосударствление в Республике Казахстан

3. Приватизация по индивидуальным проектам.

Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.

Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.

4.Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.

Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

В аграрно-промышленном комплексе произошли:

- преобразования совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в фермерские и крестьянские хозяйства, малые предприятия и их ассоциации и другие негосударственные формы хозяйствования;

- образование акционерных обществ открытого и закрытого типов;

- преобразование птицефабрик и птицеводческих комплексов, тепличных комбинатов в акционерные, хозяйственные общества или товарищества;

- продажа имущества нерентабельных (убыточных) государственных сельскохозяйственных предприятий на аукционах юридическим и физическим лицам.  На 1 января 1997 г. Были реорганизованы все 2400 совхозов и колхозов, вместо них создано 47000 хозяйствующих субъектов, в т.ч. 3200 крестьянских хозяйств.[4]

2.2 Пути, методы и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК.


В соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации в республике Казахстан разгосударствление и приватизация собственности первоначально осуществлялся в два этапа.

Первый этап – 1991 – 1992 гг.

Второй этап – 1993 – 1995 гг.

Третий этап осуществлялся с 1996 по 1998 год.

Основной целью разгосударствления и приватизации собственности в республике Казахстан были:

- формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;

- создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства;

- развитие мелкого и среднего бизнеса;

- формирование организационно-хозяйственных структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных государств;

- развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка ценных бумаг.

Не подлежали приватизации объекты исключительной собственности Республики Казахстан – земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны.

В  первые два этапа приватизация осуществлялась: в течение первого этапа осуществлялась приватизация жилья с использованием жилищных купонов, полученных населением безвозмездно, и в течение второго этапа население безвозмездно получило приватизационные купоны, которые можно было использовать только через инвестиционные приватизационные фонды, которых насчитывалось около 120.

К недостаткам данного метода приватизации следует отнести то, что владелец приватизационного инвестиционного купона не имел права самостоятельно распоряжаться им, а только мог вложить его в инвестиционные фонды, что являлось существенным препятствием к непосредственному участию человека в приватизации конкретного предприятия.

Процесс приватизации предполагал возможность выкупа предприятия работниками, создание акционерного общества открытого и закрытого типа, акционерных обществ-хозяйств, в которых 51 % акций принадлежал государству.

Однако участие государства в акционерных обществах по типу холдинга не принесло желаемых результатов, не оживило слабые, обанкротившиеся предприятия, координационная, управленческая деятельность государства ограничилась только назначением руководителей предприятия, распределением произведённой продукции и использованием прибыли на нужды холдинга, что привело к потере оборотных средств и дальнейшему  банкротству предприятий.

Однако, как показала практика Казахстана, применение холдинговых акционерных обществ не решает всех проблем приватизации.

Политика разгосударствления и приватизации собственности в переходной экономике преследует не только разрушение монопольного положения государственной собственности и придание экономике рыночного характера, но и стабилизацию экономического развития, и достижение экономического роста;

- привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику;

- сокращение государственного долга за счёт прекращения субсидирования государственных и увеличение доходов частных предприятий и населения, в итоге, прежде всего на повышение уровня жизни населения;

- создание конкурентной рыночной среды.

Как показывает зарубежный опыт, рынок начинает утрачивать свои лучшие качества, обуславливающие эффективность экономики, при наличии 30-40%  государственной собственности.  Поэтому формирование рыночной экономики в республике Казахстан предусматривает развитие многоукладной экономики, упорядочение и регулирование процессов преобразования государственной собственности в иные формы собственности.

В Республике Казахстан применялись следующие формы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности:

а) сдача имущества государственного предприятия в аренду;

б) выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду;

в) передача объектов государственной собственности в концессию;

г) преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество;

д) выкуп имущества государственного предприятия членами трудового коллектива;

е) продажа имущества государственного предприятия юридическим лицам, имущество которых не является государственной собственностью, и гражданам по конкурсу или на аукционе.

С другой стороны, близкой к принятой в Республике Казахстан моделью, является российская, которая также предусматривала бесплатную выдачу приватизационных    чеков – ваучеров.

Однако, владелец казахстанского инвесткупона не имел права непосредственно распоряжаться им. Кроме того, инвесткупоны, в отличие от ваучера, не имели номинальной цены. Последнее обстоятельство оказало сдерживающее влияние на формирование рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Существенными также были дополнительные ограничения в деятельности инвестфондов,  В отличие от российских чековых инвестфондов каждый инвестфонд не имел права:

- аккумулировать более 5% инвесткупонов населения Республики Казахстан;

- на одном аукционе приобретать более 10% акций предприятия;

- вкладывать более 5 % собранных инвесткупонов в один приватизируемый объект.

Разгосударствление и приватизация собственности в Казахстане резко изменили структуру собственности. Сформировался класс частных собственников.[9

2.3 Результаты разгосударствления и приватизации.


Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику – основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики.

На первом этапе разгосударствления и приватизации – 1991 – 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .

На втором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.

К концу третьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.

Доля государственной собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила – 18,7 %, а доля частного сектора составила – 79,3 %.

В сельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий.  Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Только за три года с 1997 – 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила  на  начало  2000 года   318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.

По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек.  В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.

Всё это обусловлено тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись с недостатком финансовых средств для оживления предприятий, другие – столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.

Ещё одна причина пополнения численности безработных.  На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов – это сохранение рабочих мест.  В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.

Негативные последствия разгосударствления и приватизации учёные – аналитики Республики Казахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в руках новых владельцев к рыночным условиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать