В условиях нехватки собственных и бюджетных средств, необходимых для
осуществления программ оздоровления и реализации новых перспективных
проектов, одной из приоритетных задач государства становится проведение
политики привлечения заемных средств для инвестирования производства, в
состав которых включаются заемные средства, средства от эмиссии ценных
бумаг, иностранные инвестиции, средства из внебюджетных фондов и прочие
средства. В 1991—1999 годах доля привлеченных средств в общем объеме в
России менялась в пределах от 12 до 24 % (табл. 3). Динамика удельного веса
привлеченных средств в общем объеме инвестиций в российскую экономику имеет
скачкообразный характер. /8/
Таблица 3 –Удельный вес привлеченных средств предприятий в общем
объеме инвестиций в России /10/
В процентах
|Показатель: |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|привлеченные средства – всего |19,4 |19,6 |11,9 |23,8 |22,3 |
|В том числе: |
|заемные средства |3,4 |2,7 |2,6 |5,0 |6,5 |
|вторичная эмиссия ценных бумаг |0,5 |0,3 |0,4 |0,3 |0,2 |
|иностранные инвестиции |1,5 |1,2 |0,5 |2,2 |2,2 |
|средства внебюджетных фондов |11,5 |12,2 |4,6 |8,5 |4,6 |
| |12,2 | | | | |
| |4,6 | | | | |
| |8,5 | | | | |
| |4,6 | | | | |
|Прочие средства |2,7 |2,9 |3,1 |3,4 |4,3 |
Одним из источников инвестирования могут служить денежные
средства населения, общий объем которых до кризиса 1998 года оценивался в
20-40 млрд. долларов. После кризиса сумма могла значительно увеличиться. В
то же время эффективность рынка частных сбережений в России остается весьма
низкой. Главная причина незадействованности частных сбережений заключается
в том, что основная их доля в России сосредоточена вне банковского сектора.
В 1998 году по сравнению с 1994 годом наблюдалась тенденция уменьшения доли
сбережений (вклады и депозиты населения, вложение денег в ценные бумаги и
остатки наличных рублей на руках у населения) в структуре использования
денежных доходов. Потребительские расходы населения возросли в этот период
на 13,4 %, а сбережения во вкладах и ценных бумагах снизились с 6,5 % в
1994 году до 1 % в 1998 году, покупка валюты - с 17,7 % до 12,7 %. В 1999-
2000 годах практически весь объем текущих денежных доходов население
использовало на покупку товаров и услуг. В 1992-2000 годах наблюдалось
уменьшение объема рублевых накоплений населения в реальном выражении.
Наибольшее сокращение произошло по вкладам и депозитам, несколько медленнее
падали объемы покупки ценных бумаг и остатки наличных денег, привлеченных
для финансирования инвестиций средств - средства коммерческих банков.
Инвестиционное кредитование в отечественной кредитно-финансовой
системе до сих пор остается в кризисном состоянии. До 1996 года наиболее
выгодной сферой вложения средств банков была покупка государственных ценных
бумаг. Осенний кризис 1998 года привел к тому, что кредитование экономики в
национальной валюте было фактически свернуто, а заимствования в иностранной
валюте могли позволить себе лишь немногие предприятия. После августовского
кризиса 1998 года ситуация на рынке банковских услуг существенно изменилась
- у коммерческих банков образовалось достаточное количество свободных
неработающих активов, которые потенциально могут перейти в кредиты
предприятиям, в том числе и инвестиционные. Но при высоких рисках сектор
кредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектам
инвестиций в реальный сектор экономики. В деятельности кредитных
организаций доминирующая роль отводится краткосрочным операциям. Доля
долгосрочных кредитных вложений составляет менее 6,0 %./10/
Однако в связи с благоприятными изменениями экономической конъюнктуры в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в 1999 году отмечается некоторое повышение доли кредитов банков и прямых иностранных инвестиций.
Объем прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в России, крайне
незначителен по сравнению с другими странами с переходной экономикой.
Несмотря на огромные природные богатства страны и высококвалифицированные
трудовые ресурсы, в 1994-1999 годах ежегодный приток прямых иностранных
инвестиций в российскую экономику составил лишь 20 долларов США на душу
населения, что является ничтожно низким показателем. Объем прямых
иностранных инвестиций в 1999 году на 26,7 % превысил уровень 1998 года и
составил 4,3 млрд. долларов. Однако осуществленные инвестиции явились
результатом проводившихся ранее, на протяжении длительного времени,
переговоров и начала реализации соответствующих проектов.
В середине 1999 года в стране осуществляли выпуск продукции и оказание
услуг 4424 предприятия и организации с участием иностранного капитала (без
субъектов малого предпринимательства), на которых было занято 863,4 тысяч
человек и которые произвели продукции на сумму 186,5 млрд. рублей. Для
сравнения: в октябре 1997 года на нашей территории было зарегистрировано
25,7 тысяч предприятий с иностранным капиталом.
Основной приток прямых инвестиций пришелся на топливную (прежде всего нефтяную) и пищевую отрасли, что совершенно естественно: первая наиболее эффективна, а вторая имеет короткий срок окупаемости.
В мировой практике одним из основных источников финансирования капитальных вложений считается эмиссия акций (облигаций). В России имеющийся у большинства предприятий акционерный капитал, который в большинстве случаев сформирован в результате почти бесплатной ваучерной приватизации, недостаточен для осуществления полного и качественного обновления производства. Большинство акций приватизированных предприятий пользуется невысоким спросом. Наибольшую ценность и ликвидность имеют акции базовых, инфраструктурных и экспортно-ориентированных производств, а также предприятий электроэнергетики, нефтегазовой и нефтедобывающей, лесной и автомобильной промышленности, металлургии, транспорта и связи ./11/
2.ПРИЧИНЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ
Ситуация в инвестиционном процессе слишком сложна, чтобы рассчитывать на его значительное улучшение без которого длительный экономический рост не возможен.
2.1. Н е д о с т а т к и п р а в о в о й и з а к о н о д а т е л ь н о й с ф е р ы
Особое значение для инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. Правовая система России ни в каком отношении не обеспечивает такой защищенности. Правовые нормы, будь то законы или подзаконные правовые акты, часто вступают в силу без необходимой публикации. Поэтому часто даже специалисты не имеют возможности своевременно получить информацию об изменении законодательства. Во многих случаях правовые нормы имеют обратную силу.
Наряду с Конституцией и законами в законодательстве Российской
Федерации существует огромное количество подзаконных нормативных актов.
Различные правовые нормы, регулирующие одни и те же правоотношения, часто
противоречат друг другу. При этом отсутствует четкая иерархия нормативных
актов. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется,
поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы,
становятся непредсказуемыми, значительно увеличивая инвестиционные риски.
Многими законами Российской Федерации в недостаточной степени учитываются экономические правоотношения, которые они призваны регулировать. Вместо такого всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются, что приводит к оттоку капитала из инвестиционной сферы./12/
Не менее, если не более важным, чем существование надежных правовых
положений, является применение на практике существующих правовых норм.
Административная практика в Российской Федерации отличается полным
произволом. Часто российские исполнительные органы не применяют
существующие законы и международные договоры, заключенные Российской
Федерацией. В частности, это имеет место тогда, когда предметом этих
законов и договоров является предоставление льгот для иностранных
инвесторов.
Российская экономика страдает от особенно высокой экономической преступности. Тем не менее, компетентные российские органы, в частности, прокуратура, даже при наличии явных подозрений, не начинают расследования преступлений вообще или же, даже если расследования начинаются, проводят их недостаточно эффективно. Причинами этого часто являются ответственных чиновников. В результате во многих случаях экономическая преступность остается безнаказанной. Во многих случаях чиновники являются и соучастниками в противозаконных действиях./13/
Одним из наиболее значительных препятствий в практике инвестиций является российское налоговое и таможенное законодательство. Управляющие и собственники акционерных обществ не могут обеспечить оздоровление производства из-за того, что существующее фискальное налоговое бремя слишком велико. Налоги нередко поглощают даже амортизационные отчисления и не возвращаются в виде инвестиционной подпитки предприятий. Основными препятствиями для иностранных инвесторов являются неудовлетворительный механизм правового регулирования и применение основных правил российскими налоговыми и таможенными органами./12/
Задержки с принятием и вступлением в силу ряда основополагающих законопроектов, касающихся инвестиционной деятельности, лишь усугубляет влияние последствий финансово–экономического кризиса и тормозит процесс восстановления доверия отечественных и иностранных инвесторов, а также может привести к дальнейшему снижению инвестиций в экономику России.
В связи с этим можно напомнить, что до сих пор остаются не принятыми важные законы для активизации инвестиционной деятельности такие, как: «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами». /13/
2.2. В ы с о к и е и н в е с т и ц и о н н ы е р и с к и
Остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений. Причина слишком высоких рисков кроется в том, что большинство предприятий попросту не готовы к приему инвестиций. Имеется в виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой “прозрачности” предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это экономической ответственности./14/