Из анализа динамики развития российского капитала за последние несколько лет следует вывод: период безраздельного господства «коротких» денег близится к завершению. Все больший объем финансовых ресурсов перемещается из сферы краткосрочных операций (торговля, спекуляция валютой и финансовыми активами) в сферу с более продолжительным периодом оборота, что создает предпосылки для повышения привлекательности инвестирования в реальные активы и, следовательно, ведет к росту инновационной активности.
Инновационным называется экономический рост, базирующийся на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности.
Одним из факторов экономического роста является предпринимательство. В целом данный фактор можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Уникальность предпринимательского потенциала в том, что благодаря ему приходят во взаимодействие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль играет малый и средний бизнес. В России немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего
«теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур.
Рэкет стал почти неотъемлемой частью российской предпринимательства 90-х годов.
Быстрая либерализация экономики дала толчок росту банковских, торговых, страховых, посреднических и тому подобных компаний, но в сфере производства сохранились в основном прежние организационные структуры (исключение составляют строительство, пищевая промышленность, сфера услуг). Взрывной рост финансового сектора и кризис производственного повлекли за собой глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит, и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий.
В России главная особенность переходного периода сводится к процессу приватизации как важнейшему элементу формирования социально-экономической базы общества. Под приватизацией понимается переход собственности от государства к частным лицам, акционерным обществам различных типов, товариществам. Процесс приватизации сопровождается изменением правовых основ экономической деятельности.
Создание частной собственности на средства производства в России было осуществлено посредством перераспределения государственной собственности.
Сам порядок проведения приватизации, происходящий практически без учета мирового опыта, не способствовал появлению эффективного собственника.
Стремление провести приватизацию в сжатые сроки и смягчить социальное сопротивление ее проведению привело к тому, что при распределении прав собственности на государственное имущество большая часть этих прав перешла в руки директоров и чиновников государственных предприятий, которые не заинтересованы в их развитии. Такое распределение прав собственности способствовало консервации организационных и социальных структур производственных предприятий, стимулировало нежелание широкомасштабной ротации кадров. Получив дополнительные возможности контроля на предприятиями, управляющие в то же время столкнулись с проблемой обесценения оборотного капитала и физического износ основного капитала в условиях падения peнтабельности производства и инвестиционного голода.
Вопреки ожиданиям приватизация не только не способствовала притоку инвестиций в производство, а напротив, усугубило инвестиционный климат в
России. Одной из основных причин является преобладание в России крупного производства, когда частный собственник, получивший в свое распоряжение огромные производственные мощности, не способен единолично осуществлять необходимые инвестиции и эффективное управление.
Российский рынок инвестиций остается закрытым для иностранного капитала, так как современные российские олигархи боятся конкурировать с иностранными инвесторами, опирающимися на мощные рыночные институты и действующими по рыночным законам. Как следствие, не увеличивается число производственных единиц, осуществляющих свою деятельность по рыночным законам. В настоящее время в России некоторые нерыночные факторы инвестиций принимают позитивный характер. Наблюдается улучшение общей экономической ситуации. По данным
Госкомстата, макроэкономические показатели России стабилизируются.
Отмечается незначительный рост промышленного производства и увеличение
ВВП.
Иностранные инвесторы начинают оценивать перспективность инвестиций в
Россию. Это обусловлено тем, что потенциал роста экономики в России гораздо выше, чем в других развивающихся странах, и перспективы слишком многообещающи.
Государственная политика приватизации оставила в стороне решение таких задач, как переподготовка хозяйственных руководителей и воспитание современных промышленных менеджеров.
Отказ реформаторов от ответственности за судьбы производства сказался и на внешнеэкономических отношениях. Одномоментный характер либерализации предопределил перекос в ориентации внешнеэкономического предпринимательства на использование разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка.
Предпринимательство во внешнеэкономической области развивалось под воздействием ряда факторов, связанных со спецификой проведения реформ.
Например, одновременное существование в 1992 г. заниженного обменного курса рубля, что позволяло экспортировать ресурсы даже по демпинговым ценам, и специального обменного курса для импортеров, что делало выгодным импорт за счет его скрытого субсидирования из бюджета.
Наряду с этим характерной чертой российского предпринимательства на начальном этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты, получатели которых приобретали возможность быстрого обогащения.
Предпринимательство в сфере импорта нередко сводилось к превращению внешнеторговых фирм в филиалы иностранных компаний, обеспечивающих продвижение зарубежной продукции на российский рынок.
Государственное предпринимательство как инструмент реформаторской политики оказалось ненужным. О нем вспомнили, когда состояние государственного сектора стало внушать опасения относительно доходов государственного бюджета и устойчивости экономики в целом.
Чрезвычайно важны роль государства, а также других общественных институтов в формировании цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране; законодательное и организационное обеспечение этого процесса.
В современных условиях важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс, определяемый новыми наукоемкими технологиями, которые называют также высокими (передовыми). Высокая технология — это совокупность новых возможностей информации, знаний, опыта, материальных средств, затраченных при разработке, создании и производстве конкурентоспособной продукции и процессов в народном хозяйстве для овладения перспективными факторами успеха.
Использование высоких технологий повышает технический уровень и качество выпускаемой продукции, позволяет полнее удовлетворять потребности общества при щадящем воздействии производства на окружающую среду и, что самое главное, обусловливает экономичность производства конечной продукции, уменьшение затрат труда и средств производства в расчете на единицу продукции. Тем самым высвобождаются ресурсы для использования в сферах, развитие которых характеризует качество жизни членов общества.
В настоящее время мировой рынок высоких технологий составляет примерно 2 трлн. долл. Из них на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии -
16%. В мире на одного ученого приходится 10 менеджеров по инновациям и маркетингу. Они занимаются отбором перспективных научно-технических достижений, своевременно патентуют изобретения, продвигают наукоемкие товары на рынок. В нашей стране на 10 ученых приходится один менеджер.
Поэтому организовать продажу на внешнем рынке имеющихся высокотехнологичных товаров весьма сложно. В российской науке имеется ряд направлений, опережающих мировой уровень и пользующихся поддержкой государства
(биотехнологии на основе биоинженерии, атомная и космическая техника, биосовместимые препараты, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности, рекомбинаторные вакцины, сверхтвердые материалы, электронно- плазменные технологии и ряд других).
Все актуальней становятся проблемы экологической безопасности. Именно
поэтому сложные наукоемкие системы экологического природоохранного
назначения получают широкое распространение как наиболее активная область
применения новых технологий в инновационной деятельности.
Если активизировать инновационную деятельность более четкими законами об
интеллектуальной и промышленной собственности в сочетании с разумной
коммерциализацией инноваций, можно решить многие проблемы экономики страны.
Однако следует заметить, что большая часть экономических, научно-
технических, социальных начинаний окажутся под угрозой, если не
использовать современные технологии инновационной деятельности в борьбе с
преступностью и коррупцией, не обеспечить безопасность развития
инновационного и социально-экономических процессов.
Большинство стран мира достигло высокого уровня развития вследствие
опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности. В
России необходимо наращивать ассигнования на НИОКР, учитывая их значение
для будущего подъема общественного производства, обеспечивая
финансирование, предусмотренное в законе о науке, придавая защищенность статьям бюджетного финансирования. В то время кап в большинстве
стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического
потенциала, в России прослеживается прямо противоположная тенденция — к
его разрушению. Такая ситуация возникла еще Советском Союзе, где
экономическая система оказалась неадекватной мировым тенденциям
развития науки и техники. Невосприимчивость экономики к нововведениям
была одной из причин технологического и экономического застоя.
Экономические реформы усугубили тенденции к деградации научно-
технологического потенциала. Общие расходы на науку в Советском Союзе
составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире. В настоящее
время Россия стала уступать не только промышленно развитым странам, но и
отдельным развивающимся государствам.
Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные
исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом
чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического
потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний.
Отметим, что среди центральных направлений промышленной политики
индустриально развитых стран в последнее десятилетие XX в. зарубежные
эксперты называют оказание государственной поддержки НИОКР и инновациям.
Это объясняется, прежде всего, важностью научно-технического прогресса в
обеспечении экономического роста. В настоящее время инвестиции в научно-
техническое развитие ничтожны.
Из-за отсутствия финансирования, сокращения спроса на науку, падения
престижа ученого произошло закрытие многих научно-исследовательских
учреждений, часть из них перепрофилирована, отдельные уникальные НИИ
используются не по назначению в коммерческих целях. Общее число занятых в
научной сфере уменьшилось почти в полтора раза.
Негативные тенденции в научной сфере привели к значительному сокращению
эффективности научной деятельности. В настоящее время Россия выпускает
специалистов с высшим образованием в два с лишним раза меньше, чем США.
Резко сократилась подготовка кадров через аспирантуру и докторантуру.
Развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием
быстрого научно-технического роста. Для его стимулирования необходимо
развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных
научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные
преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную
перспективу. Основой этому служит сохраняющийся высокий интеллектуальный
потенциал нации.
Россия остается лидером в разработке ряда фундаментальных проблем в области
физики, математики, информатики, химии, физиологии, медицины,
биотехнологии, а также ряда конкурентоспособных прикладных технологий. У
нас остались ниши, где сохраняется возможность быстрого роста
конкурентоспособных производств. Это единственный развивающийся рынок, где
есть своя обширная космическая программа, инфраструктура и реальные
возможности для ее реализации. В авиационной и аэрокосмической
промышленности, ядерной энергетике, некоторых областях приборостроения, в
сфере биотехнологий Россия сохраняет сильные позиции. Приоритетное развитие
этих отраслей поможет России занять достойное место в международном
разделении труда и
значительно повысить конкурентоспособность российских разработок на мировом
рынке.