Прогнозирование экономической динамики

Поскольку каждый субъект Федерации составляет свой бюджет, то с учетом некоторых корректировок он может стать основой счета доходов и расходов  органов государственной власти региона. Разработка остальных счетов затруднена, прежде всего, проблемами учета ввоза-вывоза и импорта-экспорта товаров и услуг в региональном разрезе.

Экономико-математические модели  в прогнозировании

Совершенствование методов разработки прогнозов в основном заключается в более широком использовании модельного  аппарата для получения количественных и качественных результатов. В настоящее время подавляющая часть прогнозных параметров получается на основе экспертных оценок. Поскольку  отсутствует формальная процедура получения показателей, возникает возможность их произвольного и несогласованного изменения. Этим снижается точность и достоверность прогноза.  Более широкое использование модельных схем расчетов позволяет получать согласованные оценки параметров и при изменении одного из них отслеживать соответствующие изменения  других. Это значительно сузит возможности произвольной корректировки прогнозных показателей.

Исходя из имеющегося информационного и методического  потенциала, представляется целесообразным формирование следующих трех групп прогнозных  моделей:

1. Укрупненные односекторные модели. Данные модели подразделяются на два типа – для краткосрочного прогнозирования и для долгосрочного прогнозирования. В модели  для краткосрочного прогнозирования (эконометрической) большее внимание уделяется финансовым и денежным параметрам,  ценам. В модели для долгосрочного прогнозирования основой  является описание воспроизводственного цикла, учет эффективности используемых ресурсов. Опыт разработки таких моделей уже имеется.

2. Эконометрические модели на основе  системы национальных счетов. Такие модели можно использовать для краткосрочного и среднесрочного прогнозирования.  Они обладают всеми преимуществами системы национальных  счетов, т. е. взаимосвязанно представляют финансовые потоки  в экономике, обеспечивающие производство и воспроизводство. Пока такие модели для российской экономики еще не разрабатывались.

3. Прогнозные модели на основе межотраслевого баланса.

Эти модели обычно  используются для составления перспективных прогнозов: среднесрочного и  долгосрочного. Данные модели раскрывают межотраслевые взаимодействия и определяют параметры воспроизводства в более развернутом виде, чем односекторные модели. Опыт разработки моделей межотраслевого баланса  уже имеется, но его необходимо увязывать с методологией системы национальных счетов.

В зависимости от временного горизонта подходы к экономическому прогнозированию, а также  методы и модели экономического прогнозирования коренным образом различаются.

При долгосрочном экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор объясняющих переменных. Конкретно речь идет о показателях, характеризующих национальное богатство страны: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях.  При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства.

При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (государство, предприниматели, заграница).

При построении модели краткосрочного прогноза необходимо принимать во внимание принципиально иные факторы. Здесь на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, государство, предпринимательский сектор. 


3. Разработка концепции социально-экономического развития страны


Концепция социально-экономического развития страны -  набор показателей, характеризующих цели, стратегию и средства социально-экономического развития страны на будущее.

Задача государственного регулирования экономики и лежащей в  ее основе концепции экономической политики – это компромисс  между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя.

Системная  реализация государственной экономической политики требует разработки концепции экономического развития, которая соответствовала бы целям,  и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.

Главной задачей при разработке концепции социально-экономического развития является рост благосостояния населения страны, формирование благоприятной для жизни и трудовой деятельности среды. Это находит отражение в показателях уровня жизни и благосостояния населения, рассмотренных выше.

Еще одной важной целевой установкой при разработке и реализации концепции социально-экономического развития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия.

С одной стороны речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг. С другой стороны - соблюдение рыночных принципов при воспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом данного фактора в прирост произведенного продукта.

Этапы разработки концепции социально-экономического развития. Разработка концепции государственной экономической  политики базируется на следующих элементах:

1. Анализ положения дел в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые  точки» в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательных явлений.

2. Выработка и обоснование целей. Он начинается с определения всех возможных  целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или  качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в  этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации.

Цели также различают по масштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным  параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.

3. Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной  системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего  социально-экономического строя.

Целями первого уровня выступают:

а. Повышение уровня жизни населения страны.

б. Поддержание социальной стабильности в обществе.

в. Обеспечение развития экономики страны в будущем.

г. Экологическая безопасность страны.

Целями второго уровня являются более детальные показатели, характеризующие условия выравнивания  экономического  цикла, совершенствование структуры национальной экономики.

Все эти цели вместе с генеральной, образуют дерево целей.

Принципы разработки целей государственного регулирования:

- Адекватность существующему строю. Соответствие генеральной цели  деятельности государства – сохранению, укреплению и совершенствованию существующего строя, решению задач повышения уровня жизни народа.

- Научная обоснованность. Оправданны постановка и осуществление любой цели,  которая улучшает положение в экономике в целом, в отдельном  секторе или на хозяйственном объекте, не нанося ущерба другим. Если достижение данной цели ведет к нанесению ущерба другим объектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен.

- Взаимосвязь набора целевых установок. Любая цель государственного регулирования  может быть поставлена и достигнута только  во взаимодействии со всеми остальными целями в соответствии с  ее местом в системе приоритетов целей.

Реальность целевых установок.  Поставленные цели должны находиться в рамках возможного, т. е. не только в пределах существующих юридических норм  (их в случае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленной процедурой), но и в пределах реальных границ.

- Приемлемость целей членами сообщества. Поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широким массам избирателей, союзам по экономическим интересам.

Анализ применимости инструментов государственного регулирования.

Сюда относятся выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени  совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности  обоснования необходимости их применения.

Важным остается вопрос о возможностях и границах применения административных методов и  средств государственного регулирования, таких как государственное программирование экономики, национализация частной собственности,  поддержка развития  государственного сектора.


4. Стратегическое и индикативное планирование


Экономические, демографические, социальные, технологические, экологические процессы отличаются длительностью и значительной инерционностью. Смена преобладающих поколе­ний людей (в активном возрасте) происходит примерно раз в 30 лет, поколений техники - раз в 10 лет, технологических укладов - раз в 45-55 лет. От начала разработки инвестиционного проекта до окупаемости инвестиций проходит обычно от 3 до 10 лет. Структурные сдвиги в экономике также требуют немалого времени. Поэтому в государственном регулировании эконо­мики нельзя ограничиваться годовым горизонтом. Необходимы долгосрочные и среднесрочные планы, которые направлены на ре­шение крупных стратегических задач.

Это не означает, что такие планы нужно разрабатывать лишь Раз в 5-Ю лет. В жизни постоянно происходят перемены и не редко существенные. Это вынуждает периодически корректиро­вать и продлевать временной горизонт стратегического плана.

Стратегический. план имеет, свои особенности по сравне­нию с текущим индикативным планом. Во-первых, он должен охватывать достаточно продолжительный период, чтобы иметь возможность решать крупные стратегические задачи социаль­но-экономического развития. Во-вторых, его показатели име­ют укрупненный, обобщающий характер, ибо детали невозмож­но и нецелесообразно предусматривать на длительный период. В-третьих, этот план может иметь вариантный характер, предусматривать альтернативные сценарии на перспективный период в зависимости от тенденций изменения внутренних и внешних факторов развития. В-четвертых, стратегический план может и должен периодически пересматриваться, корректироваться, продлеваться с учетом изменений конъюнктуры или при переходе от фазы к фазе экономического цикла.

Стратегический план, особенно долгосрочный, охватывает несколько фаз экономического цикла, а то и несколько сменных среднесрочных экономических циклов.

Система показателей стратегического плана должна носить укрупненный, обобщенный и в тоже время достаточно полный, системный характер, позволяющий отражать все основные па­раметры развития системы. На федеральном уровне стратегический план должен характеризовать процессы:

демографического развития, возможности ослабить или преодолеть тенденцию к депопуляции, преобладающую в больши­нстве регионов и угрожающую будущему страны;

социального развития, динамики уровня и качества жизни населения, развития, образования и подготовки кадров, культуры, здравоохранения, социального обеспечения;

экономического развития, темпов роста ВВП, структурных сдвигов в экономике, динамики инвестиций, уровней инфля­ции, укрепления финансово-кредитных институтов, улучшения системы управления экономикой;

научно-технического прогресса, динамики науки и инноваций, мер по модернизации экономики на основе освоения и распространения новых поколений техники и технологических укладов, развития информационной сферы и т.д.;

экологического развития, показателей воспроизводства и охраны природных ресурсов

территориального развития, т.е. сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и федераль­ных округов, решения межрегиональных проблем федерального

значения;

внешнеэкономических связей, т.е. осуществления интеграционных мероприятий в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союза Беларусь-Россия, улучшения показателей экспорта и импорта, погашения внешнего долга, ожидаемых из­менений валютного курса рубля, развития международного туризма и т.п.

Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому в стратегическом планировании используются межотраслевой батане, другие макромодели, позволяющие отражать сложные цеп­ные взаимосвязи подсистем национальной экономики на перспективный период. Необходимо содействовать развитию стратегического мышления у государственных служащих, овладению ими существом и методами стратегического планирования.

Индикативное планирование является главной формой конкретного наполнения и реализации стратегических планов. Хотя научные основы индикативного планирования разработаны Н.Д. Кондратьевым еще в 20-е гг., они до сих пор не нашли в России практического применения на федеральном уровне.

В странах, где используется такая форма планирования, правительства разрабатывают проекты индикативных планов и представляют их на рассмотрение и утверждение парламентов. Аналогичный подход целесообразно использовать и в России для усиления позитивного влияния индикативных планов на социально-экономическое развитие страны.

Индикативные планы включают небольшое число обобщающих показателей (интикатив), ориентирующих для частного сектора, но обязательных для государственного сектора и орга­нов управления.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать