Ремизки служат для подъема одних и опускания других нитей основы при ткачестве. Бедро необходимо для формирования ширины и плотности ткани по основе, а также для прибавления к краю вырабатываемой ткани уточных нитей.
После проборки нитей основы ткацкий кавой с ремизками устанавливается на ткацкий станок.
Уточные нити перематываются на пановки и увлажняются водой или обрабатываются паром, или специальными эмульсиями.
Ткачество. Структура ткани формируется из нитей основы и утка на ткацком станке. Принцип работы ткацкого станка: нити основы делятся на две или более частей, каждая нить продевается в гладки ремизки, одна часть основа поднимается, другая опускается. В зев. Образуемый нитями основы прокладывается нить утка, которая тут же прибивается зубьями бедро к ранее проложенной уточине. В этот момент положение ремизок меняется и процесс повторяется. Готовая ткань навивается на товарный валик.
В процессе ткачества формируется ткань определенного волнистого
состава и строения. Ткани сложных переплетений вырабатываются на кареточных
и жаккардовых станках (без ремизок). Важнейшими факторами строения и
потребительских свойств тканей являются: особенности текстильных нитей, из
которых выработаны шелковые ткани, плотность расположения нитей и вид их
переплетений в ткани, а также соотношение вводимых в ткань волокон (нитей).
Соотношения этих волокон (нитей) подбирается с целью максимального
выявления положительных свойств каждого вида волокна и с целью минимизации
проявления отрицательных свойств каждого. Особое значение это имеет для
формирования потребительских свойств шелковых тканей с химическими
волокнами (искусственными и синтетическими). Комбинируя виды, число,
соотношения сочетаемых в ткани волокон можно создавать ткани с заданными
свойствами.
Непосредственное влияние на структуру тканей оказывают величина,
направление, характер крутки, наличие фасонных эффектов. Большое значение
имеет деформируемость нитей в продольном и поперечном направлениях. Если
нити значительно деформируются, ткани получаются гладкими, плоскими,
застилистыми. Соотношение диаметров нитей оказывает влияние на степень
взаимодействия основы и утка: тонкие нити изгибаются больше, толстые
меньше. Такие ткани имеют рубчик (утолщение вдоль нитей, имеющих небольшую
толщину). Ткацкие переплетения нитей во многом определяют свойства тканей.
Прежде всего это влияние сказывается на эстетических свойствах, в частности
на фактуре. При выработке шелковых тканей используют полотняное, саржевое,
креповое, жаккардовое, версовое переплетения (см. приложение А).
2.2 Виды отделки и применяемое оборудование
После выработки на ткацком станке шелковые ткани для формирования потребительских свойств подвергаются отделке. В процессе отделки уменьшается влияние некоторых отрицательных свойств волокон и нитей, выявляются их положительные свойства, изменяется строение ткани, придаются новые свойства. Под влиянием отделки формируется весь комплекс потребительских свойств, в том числе гигиенические, удобство ухода, надежность.
Суровые шелковые ткани из натурального шелка отваривают в мыльном растворе для удаления серицита и выявления природного блеска, мягкости и шелковистости. Шелковые ткани из химических волокон отваривают в слабых щелочных или мыльных растворах. Оживлению подвергаются ткани из натурального шелка, если до окраски, то появляется своеобразное туше-скрип или хруст, а если после окрашивания, то цвет становится более сочным. Для этого используются органические кислоты (Уксусную, муравьиную). Отбеливают шелковые ткани редко, натуральный шелк – перекисью водорода, а искусственный – перекисью, гипохлористом, синтетические ткани – оптическими отбеливателями.
Крашение шелковых тканей в основном осуществляется с помощью печатанья (набивки) и печатанием с помощью сетчатых шаблонов, а также аэроградной печатью. Используют минеральные или органические красители.
Заключительная отделка необходима для придания шелковым тканям товарного вида. Ткань из натуральной шелковой пряжи опаливают, разглаживают и уплотняют на горячем каландре, аппретируют и пропускают через уточно- расправительную машину.
Креповые ткани не аппретируют, а для усиления крепового эффекта обрабатывают 1% р-ром уксусной кислоты (ткани из натурального шелка) или обрабатывают паром (ткани из искусственного шелка).
Ворсовые ткани (бархат) для поднятия ворса обрабатывают на отколочной машине, затем подстригают, выравнивая ворс по высоте, чистят, аппретируют с изнаночной стороны для закрепления ворса.
Ткани из искусственного шелка аппретируют смягчающими веществами для устранения жесткости.
Ширение тканей проводится с помощью ценных ширильных машин.
Каландрирование производят для получения более гладкого и приятной на
ощупь поверхности ткани.
Синтетические ткани проходят повторную термофиксацию (первая проводится как предварительная) для снятия внутренних напряжения в волокнах.
Вискозные ткани подвергаются несминаемости и противоусадочной отделке.
Лощением (ЛАКЕ) отделывают ткани из термопластичных волокон триацетатных, синтетических с помощью каландра.
Вытравку для получения ажурных узоров применяют на тканях из нитей
вторичной крутки. Гофрированный рисунок получают на капроновой ткани.
Эффект клоке получают на тканях, выработанных из нитей с разной усадкой
(вискозных и капроновых, ацетатных и капроновых).
Классификация и групповая характеристика шелковых тканей
Согласно торговой классификации шелковые ткани делятся на группы по волокнистому составу:
- из нитей натурального шелка;
- из шелковых нитей с другими волокнами;
- из искусственных нитей;
- из искусственных нитей с другими волокнами;
- из синтетических нитей;
- из синтетических нитей с другими волокнами;
- из искусственных волокон в смеси с другими волокнами;
-из синтетических волокон в смеси с другими волокнами.
Группы шелковых тканей подразделяются на подгруппы: креповую, гладьевую, жаккардовую, ворсовую, специального назначения и штучных изделий.
Ткани из шелковых нитей полно удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к тканям. Они легки, отличаются высокой упругостью, красивым внешним видом, малой сминаемостью, особым изяществом. В производстве тканей применяется шелк-сырец, шелк пологовой и креповой крутки, крученая пряжа, разные переплетения – полотняное, комбинированное, узорчатое, ворсовое. По отделке ткани могут быть отбеленными, гладкошерстыми, набивными. Масса их колеблется от 25-35 г/мІ тонких, до 40-80 средних и 190 г/мІ - тяжелых. Для этих тканей характерна «кажущаяся усадка». Из-за плотности и крутки нитей обладают значительной растяжимостью, скольжением, сыпучестью. Креповые ткани вырабатываются из шелка креповой крутки. Сильнокрученные нити придают тканям благородную матовость, высокую упругость, несминаемость. Ярко выраженный мелкозернистый креповый эффект достигается благодаря сочетанию крепа правой и левой крутки. Чисто креповые ткани получают, используя в основе и утке креповый шелк полотняным переплетением. К ним относятся:
- креп-шифон – нежная, воздушная, прозрачная ткань из двунитчатого крепа. Масса 25-35 г/мІ;
- креп-жоржет – менее прозрачная ткань из четырехнитчатого крепа.
Масса - 67 г/мІ ;
Благодаря полотняному переплетению, структура этих тканей достаточно устойчива, но требует осторожных стирки и глажения. Ткани предназначены для нарядных женских платьев и блузок.
Полукреповые ткани. Типовая ткань – крепшин – в основе шелк-сырец, обеспечивающий застилистость, мягкость, приятный блеск, в утке - четырехпятнистчатый креп правой и левой крутки. Полотняное переплетение обеспечивает высокую связанность нитей, устойчивость структуры. Масса
55-67 г/мІ. Эта ткань имеет зернистую поверхность, усадку до 5%, малую сминаемость, практична в носке.
Гладьевые ткани отличаются матовым блеском, мягкостью. Вырабатываются
из шелка-сырца, муслина, основы и утка, крученой пряжи полотняным
переплетением. Оно надежно связывает основу и уток при невысокой плотности
(основы до 55%, утка – 32-35%). Типовыми структурами являются полотна и
муслина.
Полотна имеют в основе и утке крученую пряжу. Масса 68-98% г/мІ. Эти ткани отличает приятное туше, мягкий блеск, они очень добротны и не требуют сложного ухода. Применяются для пошива женских платьев, костюмов, блузок, мужских сорочек.
Муслины – легкие блузочно-платьевые ткани, вырабатываются из шелка- муслина или сочетания муслина с шелком-сырцом. Ткани очень приятны по внешнему виду. Недостаток – раздвигаемость нитей в швах.
Жаккардовые ткани имеют атласную поверхность, хорошую застилистость, пластичны. Например, креп-сатин «Димбар» - жаккардового переплетения на базе атласного, из шелка-сырца в основе и шелковой пряжи в утке.
Ворсовые ткани. Бархат – ткань ворсового переплетения. Грунтовые нити из пряжи № 140/2, ворс – из пряжи №200/2, плотный, пушистый, длинной 1,5 мм. Масса 170 г/мІ. Ткань очень высокой добротности.
Ткани из шелковых нитей с другими волокнами. Другие волокна должны
гармонично усиливать положительные свойства шелка. Шелк натуральный
используют в виде шелка-сырца, крепа и нитей пологой крутки. В качестве
других волокон применяют вискозный и триацетатный шелк, синтетические нити.
Поиск других волокон и наиболее удачных структуру продолжается, поэтому
ассортимент этой группы постоянно обновляется. По отделке выпускаются
гладкокрашеные, набивные и пестрочные ткани.
Креповые ткани. В утке – креп натурального шелка, обусловливающий
креповый шелкозернистый эффект. Например, ткань платьевая 21017,
вырабатываемая по типу крепдешина с основой из триацетатного шелка. Ткань
застилистая, с приятным блеском, шероховатой поверхностью, похожа на креп.
Недостатки: низкая сопротивляемость истиранию, так как креповая нить в утке приподнимает триацетатную нить основы, ускоряя ее истираеммость,
заламывание поперечных складок.
Гладьевые ткани разнообразны по волокнистому составу. Наиболее интересны следующие структурные ткани:
-ткани с триацетатным шелком в утке – полотняного или мелкоузорчатого
переплетения. Они легки, мягкие, застилистые, гладкокрашеные или набивные.
Хороши для пошива женских блузок.