Проституция как потенциальная отрасль непроизводственной сферы
Проституция как потенциальная отрасль непроизводственной сферы
Подготовил: ст. Бородулин А. В
Министерство образования Российской Федерации
Таганрогский Государственный Радиотехнический Универсистет
Кафедра Государственного и Муниципального Управления
г. Таганрог, 2002 г.
Всем известно, что такое проституция. Секс за деньги давно и широко известен, как древнейшая профессия. В течение многих столетий это занятие приносило прибыль содержателям притонов, и нередко приводило самих проституток к самым вершинам власти. За "легкий" труд они платили тяжелыми болезнями, ранним старением и, нередко, бездетностью. В настоящее время проституция все еще запрещена во многих странах мира. По разным данным, только в США насчитывается от 2 до 5 миллионов проституток.
Стоит ли говорить о том, что опасность заражения многими венерическими заболеваниями, а также СПИДом, многократно возрастает при половом контакте с проституткой. Если же она занимается своим бизнесом нелегально и не проходит осмотров у врачей, то опасность заражения возрастает во много раз. Именно поэтому многие люди ратуют за легализацию проституции, за официальный надзор государства за здоровьем представительниц этой древнейшей профессии. Специалисты считают, что таким образом можно сократить количество новых венерических заболеваний почти вдвое!
Однако, легализация проституции - вопрос, можно сказать политический.
История проституции
С давних времен люди пытаются дать точное и исчерпывающее определение проституции. Но уже тот факт, что все определения медиков, юристов, социологов, философов и других специалистов нередко сильно расходятся между собой, доказывает, что точное ограничение содержания слов "проституция" и "проститутка" весьма затруднительно.
Прежде всего, понятие о проституции должно быть ограничено человеком. Проституция существует только у человека, "творца культуры и общественного порядка". Среди животных такого явления практически не наблюдается.
Многие историки сходятся во мнении, что первым организатором и профессиональным сутенером был Солон.
Солон (I в до н.э.), покупал женщин и предлагал их "в общее пользование, готовых к услугам за внесение одного обола"
Это старейшее определение проституции уже отмечает ее главнейшие признаки: отдача себя многим, часто меняющимся лицам, полное равнодушие к личности желающего того лица и отдача себя за вознаграждение. Да и самое слово "проститутка", приписываемое обыкновенно римлянам, встречается уже в упомянутом сообщении о первом организованном Солоном публичном доме, причем проститутки обозначаются в этом отчете как существующие в борделе для продажи (prostasai). Римское слово "prostare" - продаваться публично, проституироваться - так же, как и существительное "prostibulum" - образовалось, следовательно, из слов "продажная женщина", "проститутка".
Весьма любопытно, что римские юристы получение платы за половой акт еще не рассматривали как проституцию. Они придерживались того мнения, что денежное вознаграждение не составляет сущность проституции, что оно не столь позорно, как эта последняя, а зависит лишь от отношений между мужчиной и женщиной.
Из всех фактов, которые остались нам с древних времен, можно сделать один общий вывод:
"Женщина, которая с целью добывания денег, а также без такой цели, публично или тайно продает себя или других женщин многим мужчинам без разбора, есть проститутка."
То, что приведено выше, и есть классическое понятие о проституции по римскому праву, признанное в общем и позднейшими юристами.
Наконец, нужно еще заметить, что римское право строго отличает проститутку от других представительниц свободных половых сношений: от "concubina", "pellex", "amica" или "delicata".
"Concubina" - женщина, которая живет с неженатым мужчиной и во всех отношениях занимает положение жены, так что недостает только узаконения юридическим брачным договором.
"Pellex", "paelex" (от греческого - "наложница")- возлюбленная женатого человека и в качестве таковой пользуется гораздо меньшим уважением, чем конкубинатка.
Наконец, от проститутки отличали также галантную женщину, "amica" или "delicata", которая имела половые сношения лишь с немногими мужчинами по выбору и потому исключалась из определения Ульпиана.
Римское право послужило основой для всех определений позднейшего времени вплоть до настоящего. Эти определения можно разделить на две большие группы: первая видит сущность проституции в "публичном непотребстве", вторая - в "продажности" проституированной женщины.
Христианское учение, как это выразилось в трудах отцов церкви, каноническом праве и нравоучительном богословии, больше смотрело на проституцию, как на общее половое смешение. Знаменитое определение святого Иеронима гласит:
"Проститутка есть женщина, которая отдается похоти многих мужчин".
Теологи и юристы вдавались преимущественно в анализ понятия "много мужчин", связывая с ним самые странные вопросы. Один полагал, что нужны по крайней мере 40 мужчин, чтобы увидеть наличие проституции. Другой требовал для этого 60 мужчин. А один даже соглашался лишь в том случае применять к женщине эпитет проститутки, если она отдалась не менее чем 23000 мужчин!
В каноническом праве признаком проститутки считается доступность ее всем и продажность. А католическое нравоучительное богословие называет проституткой женщину, которая продается всякому встречному и публично предлагает себя.
Наиболее исчерпывающим определением проституции можно считать следующее:
Проституция есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдается, более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко - без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или других половых деяний с этими лицами, или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституированный субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип.
Виды проституции (на примере Древней Греции)
Религиозная проституция
Солон на доходы учрежденных им в Афинах диктериад (публичных домов) построил храм в честь богини проституции против ее статуи, у подножия которой собирались процессии верных прозелитов этой богини. Афинские гетеры принимали деятельное участие в празднествах в ее честь, которые совершались в четвертый день каждого месяца и во время которых они занимались своим ремеслом в пользу этого храма.
Другие такие же храмы находились в Фивах, в Беотии и в Мегаполисе, в Аркадии.
Культ Афродиты был не что иное, как культ проституции, как это доказывают различные названия, данные этой богине.
В Древней Греции был распространен обычай посвящать Афродите для умилостивления ее известное число совсем молодых девушек. Так, мы знаем, что Ксенофонт из Коринфа, отправляясь на Олимпийские игры, обещал посвятить ей пятьдесят гетер, если она дарует ему свободу. "О, владычица Кипра, - восклицает поэт Пиндар в оде, составленной в честь его победы, - Ксенофонт приведет в твой обширный лес целую вереницу в пятьдесят красавиц!.. А вы, молодые красавицы, - обращается он затем к этим последним, - вы, которые даете у себя приют и гостеприимство всем чужеземцам, вы, жрицы богини Пито в богатом Коринфе, возжгите благоухания перед изображением Афродиты и, призывая мать любви, умолите ее не отказать нам в ее небесной милости и дать нам то блаженство, которым мы наслаждаемся, срывая нежный цвет вашей красоты".
Празднества в честь Адониса были не обыкновенные оргии. Гетеры посвящали храмам его значительную долю заработков, полученных путем проституции. Они обыкновенно пользовались празднествами в честь его, на которые отовсюду стекалась масса чужестранцев, для того чтобы предаваться в это время самому широкому разврату якобы во славу и под защитой этого бога.
Проституция гражданская
Прочное распространение религиозной проституции и натолкнуло, вероятно, Солона на признание и регламентацию гражданской проституции. При нем она впервые является официальной в государстве, которое получает от нее известный доход.
Солон имел в виду доставить государству те доходы от проституции, какие получали от нее до сих пор храмы, и для этого он устроил в Афинах публичный дом, служивший для удовольствий афинской молодежи и для ограждения личности и покоя честных женщин. Дом этот, куда всякий имел доступ, назывался диктериадой (dicterion), и в нем жили купленные и содержимые за счет государства рабыни.
Проституция эстетическая
Проституция была различных категорий. В числе их выделяется эстетическая, или просвещенная, проституция, которая впоследствии наблюдалась в 1500 году в Италии и в 1700 году во Франции. Проститутки, принадлежащие к этому классу, славились как искусные певицы, музыкантши и флейтистки. Они вели совершенно свободный образ жизни и занимались своим искусством особенно во время различных религиозных празднеств. В Древней Греции гетеры не отдавались за деньги, подобно обыкновенным проституткам, первому встречному, но следовали в этом отношении своим симпатиям и антипатиям. Они часто по своему уму, образованию и изяществу манер становились достойными подругами самых выдающихся людей Греции.
Проституция в России
У нас в России история борьбы с проституцией аналогична, западной. Сначала безусловная репрессия: наказы воеводам "ХVII в. и воинские артикулы Петра Великого строго карают прелюбодеяния, блуд, посещение притонов. Репрессивные указы издаются Анной Иоановной в 1736 г. и Елизаветой Петровной в 1743 г. В особенности строгие репрессивные меры были применяемы при Екатерине II. Указом 20 мая 1763 г. было предписано всех женщин, зараженных венерическими болезнями, по излечении ссылать на поселение в Нерчинск. В уставе благочиния не только карается занятие проституцией и содержание притонов, но и их посещение. В 1800 г. император Павел указом повелел сослать всех проституток в Иркутск.
Однако при Николае I Россия, убедившись в тщетности всевозможных карательных мер, выходит, как и западные государства, на путь регламентации этого неистребимого бедствия. В 1844 г. были изданы правила для содержательниц домов терпимости и для проституток, которые действовали вплоть до начала ХХ в. Проблемы генерации социального зла со стороны проституции привлекали внимание ученых разных специальностей еще до революции 1917 г. Не упускалась из виду эта тема и в первые годы Советской власти. К сожалению, позднее эта жгучая проблема постепенно сошла со страниц научных журналов и монографических трудов. Естественно, не исчезая в действительности.
Проституция становится привычным элементом социального строя городской жизни. Для того времени существовало общепринятое положение, что проституция публичных домов составляла только незначительную часть проституции в целом. В связи с этим исследователи этой темы признавали недостаточность надзора в городах со стороны врачебно-полицейских органов.
Административные органы власти заботились, чтобы "проститутки не производили соблазнов открыто, не являлись выставками на улицах, в общественных собраниях и т.п.". Открыть дом терпимости можно было с разрешения полицейского управления. Вообще дома терпимости находились под полным покровительством полиции. Интересно отметить, что публичные дома открывались и закрывались помимо воли городских самоуправлений. Разрешения давалось полицейской властью. Нередко эти заведения служили поводом для столкновений между административными органами и городским самоуправлением.
После Октябрьской революции, в период начиная с образования СССР и вплоть до наших дней, проституция была и остается уголовно наказуема. Борьба с «моральным разложением» общества производилась весьма жесткими методами, хотя, разумеется, проституция как явление в России никогда не искоренялась на деле. В настоящее время проституция является значительной частью капиталооборота «черного рынка», процветает сутенерство, деятельность проституток ничем не регламентирована и, следовательно, проституция является социальной опасностью. Сейчас все больше исследователей склоняются к рациональности легализации проституции. В этом случае (на примере Нидерландов) проституция перестает быть социальным пороком, выводится из сферы теневой экономики значительная доля капитала, имеется ряд других положительных моментов.
Заключение
Сейчас факторы проституции в основном социально-экономические. Проституция была, есть и будет. Всегда. Ее не будет только в том случае, если не будет денег, что в принципе невозможно. Проституция всегда будет хотя бы по той простой причине, что спрос рождает предложение, и весь вопрос лишь в цене. Бороться с проституцией как явлением бесполезно, но свести к минимуму ее негативные последствия необходимо. Сейчас все больше исследователей склоняются к рациональности легализации проституции. В этом случае (на примере Нидерландов или Латвии) проституция перестает быть социальным пороком, выводится из сферы теневой экономики значительная доля капитала, имеется ряд других положительных моментов, уменьшается количество преступлений, связанных с этим явлением, преступлений, которые совершаются не только по отношению к "клиентам" и потенциальным "клиентам", но и по отношению к "жрицам любви". А медицинский контроль просто необходим… Государство должно контролировать проституцию… Контроль обеспечит соблюдение прав человека и, помимо всего прочего, принесет дополнительный доход в казну государства.
Список литературы
Ч. Ломброзо "Женщина, преступница и проститутка" (http://www.halyava.ru)
А. Г. Быкова "Общественная и научная мысль России 19-го - начала 20-го вв. о социальной сущности проституции" (http://www.omsu.omskreg.ru)
А. Г. Быкова "Древнейшая профессия" в истории сибирских городов (конец XIX - начало XX вв.)" (http://www.ic.omskreg.ru )
Электронный журнал "Sexplorer" (http://sexplorer.ru )
М. Кустов, А. Колпаков "Москва "публичная". Почем удовольствие, "мамочка?", "МК" №49(21.350) 3 марта 2000 г. стр. 6