Противоречие аграрных отношений
p> Он начал с того, что в ответ на революционный террор подготовил указ о военно-полевых судах. По приговорам этих судов за восемь месяцев казнили свыше 1100 человек (за 30 лет до 1905 г. было вынесено смертных приговоров вдвое меньше). Этот исторический момент назвали «столыпинским галстуком».

П.А.Столыпин зарекомендовал себя как последовательный реформатор социально-экономической и политической структуры российского общества.
Своими преобразованиями он стремился вывести Россию в число наиболее развитых мировых держав.

Он предполагал сначала подавить революционное движение, а потом проводить всесторонние реформы. Но действительность распорядилась иначе.
Приходилось и то и другое делать одновременно.

Обладая огромной физической силой, трезвым умом и разносторонним жизненным опытом, Столыпин был уверен в себе, что позволяло ему занимать четкую и, как правило, твердую позицию по самым сложным вопросам управления жизни, спокойствия и порядка, бездействие власти ведет к анархии, правительство не есть аппарат бессилия и искательства. Задачи правительства осуществляются действиями.

Как потомок древней и знатной дворянской семьи, владевшей несколькими имениями, П.А.Столыпин был убежденным монархистом и со своих позиций – горячим патриотом России. Однако он отдавал себе отчет в том, что главное направление деятельности правительства не может представлять собой линию защиты только самодержавия и дворянства. Необходимо было не просто считаться с нуждами крестьянства, рабочих, интеллигенции, но и практически реализовывать их интересы в государственной политике. Отсюда одна из установок, которые определяли направленность, характер и методы деятельности правительства П.А.Столыпина, предполагала проведение разносторонних реформ, чтобы омолодить и обновить страну, ее структуры и социально-экономические основы.

Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства, знал и понимал интересы помещиков: на посту губернатора в период революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не являлся отвлеченным понятием. Обращаясь с речью к левым во 2 Государственной
Думе, он произнес знаменитые слова: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

Главным звеном в продвижении к этой цели Столыпин считал решение аграрного вопроса.

Столыпин и аграрный вопрос.

Сам Столыпин указывал, что если в демократическом государстве реформы осуществляются безболезненно, то в «стране, находящейся в периоде перестройки, а, следовательно, и брожения»*, издержки на пути их осуществления неизбежны.

Столыпин выдвинул либеральную доктрину упразднения сельской общины, устранение чересполосицы, развития частной собственности на селе и достижения на этой основе экономического роста.

Прежде всего, он подверг критике радикальные взгляды о прогрессивном характере принудительной национализации земли и коллективной собственности на нее. «Я полагаю, - говорил Столыпин, - что земля, которая распределилась бы между гражданами, отчуждалась бы у одних и предоставлялась бы другим местным социал-демократическим присутственным местам, что эта земля получила бы скоро те же свойства, как и вода и воздух. Его бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу – этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставила людей трудиться, была бы сломлена.» **

Насильственное отчуждение дворянских земель, а, в конечном счете, уничтожение и самого дворянства означало бы, по мысли Столыпина, ликвидацию очагов культуры и агрокультуры в крестьянской стране.

Столыпин указывал на иной – эволюционный путь решения крестьянской проблемы. По мере прогресса крестьянских хозяйств фермерского типа, ориентированных на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли должно произойти естественное сокращение помещичьего земельного фонда.
Будущий аграрный строй России предоставлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местным самоуправлением, и немногочисленных дворянских усадеб. На такой основе должна была осуществиться и интеграция двух культур – дворянской и крестьянской.

Столыпинская ставка не «на убогих и пьяных, а на крепких и сильных»*** имела не только классовую подоплеку, но и очевидный экономический смысл. Лишь разрушение сковывающих личную инициативу оков общины, развитие частной собственности, предприимчивости и экономической свободы крестьян позволяют, считал Столыпин, резко повысить эффективность аграрной экономики и кардинально улучшить быт и нравы отсталой и забитой деревни. На создание частной собственности на селе, хуторных и отрубных крестьянских хозяйств необходимо ориентировать деятельность всех государственных структур управления

* Столыпин П.А. Сборник речей П.А.Столыпина, произнесенных в заседаниях
Государственного Совета и Государственной Думы (1906 – 1911 г.) СПб., 1911, с.14.
** Там же, с. 34
*** Там же, с.36 экономикой и особенно кредитно-банковскую систему страны. Энергично выступал он против решения вопроса о частной собственности в земледелии – аренда и других форм, при которых «никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены.»*

Однако Столыпин не требовал повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизненна, административно ломать ее нельзя – необходимо предоставить самому крестьянину «избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает.»** Но если община искусственно препятствует выделению самодеятельный крестьян, та таких хозяев необходимо уже законодательно избавлять от «кабалы отживающего общинного строя.»***

Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий.

* Столыпин П.А. Сборник речей П.А.Столыпина, произнесенных в заседаниях
Государственного Совета и Государственной Думы (1906 – 1911 г.) СПб., 1911, с.36.
** Там же с.36.
*** Там же с. 36.

Основные направления реформы.

Разрушение общины и развитие частной собственности

Для этого была разработана целая система хозяйственно-правовых мер по регулированию экономики.

9 ноября 1906 г. был издан закон о выделении крестьян из общины на хутора. Этот указ под скромным названием «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянских землевладения и землепользования» формировал главные принципы реформы. За этим скромным названием скрывался коренной переворот в аграрной политике.

Если ранее собственником надельной земли считалась община, право же пользования его принадлежало не домохозяину, а всей крестьянской семье, то с 1906 г. провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне теперь могли выделить землю, находившуюся в их фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей. Были сняты и узы семейной коллективности с личной собственности – земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.

Осуществлялись меры по обеспечению прочности, стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была запрещена продажа земли некрестьянам.

Принципиальное значение имело освобождение крестьян от принудительного севооборота: по указу 9 ноября каждый мог требовать выделения ему земли в одном месте. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи – тяжкое бремя, лежавшее на крестьянских хозяйствах, наследие сословных пережитков в экономике.

Условия выхода из общины были окончательно определены законом 14 июля 1910 г.: все общины, в которых не было переделов со времени наделения их землей, признавались перешедшими к наследственному владению с правом личной собственности домохозяев на состоявшие в их пользовании земли. Достаточно было волеизъявления одного члена такой общины, чтобы действие указанного закона распространилось на все сельское общество.

Принципиальное значение имело положение том, что «каждый домохозяин. Владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части означенной земли»*. В тех общинах, где со времени наделения их землей не было общих переделов, наделы признавались как бы автоматически
«перешедшими к наследственному (участковому или подворному) владению». При этом земля становилась личной собственностью главы семьи.

*Указ 3 Государственной Думы « О правах крестьян на укрепление и владение участков общинной земли».

В общинах, где переделы осуществлялись периодически, от желающих получить свою долю земли в личную собственность требовалось просто подать заявление старосте. Тот выносил вопрос на рассмотрение общины, которая обязана была выделить соответствующий надел заявителю в короткие сроки.»
«Укрепленный» (полученный в личную собственность) крестьянин имел право продать, заложить в банке под кредит, прикупить к нему дополнительную землю.

В мае 1911 г. было издано «Положение о землеустройстве», по которому в стране проводилось создание отрубного и хуторского хозяйства, путем ликвидации чересполосицы. С согласия пятой части домохозяев деревни можно было взять вместо разрозненных полос в разных полях и угодьях равноценный ему участок в одном месте при сохранении двора в деревне. Такой участок назывался отрубом. Если же крестьянин переселялся на свой отдельный участок со всем хозяйством, то это землевладение называлось хутором.

Нельзя не отметить неравномерность в осуществлении земельной реформы.
Половина хуторов и отрубов была образована всего в 10 губерниях, главным образом в черноземных районах. Значительно медленнее осуществлялась аграрная реформа в других регионах.

Образование самостоятельных крестьянских хозяйств.

(в тыс. чел.)

|Годы |Число домохозяйств, |Число |
| | |домохозяйств, |
| |потребовавших |получивших свои |
| |закрепления |наделы |
| |земли в собственность|в личную |
| | |собственность. |
| |в Европейской части | |
| |России. | |
| | | |
|1907 |211,9 |48,3 |
|1908 |840,1 |580,3 |
|1909 |649,9 |579,4 |
|1910 |341,9 |342,2 |
|1911 |242,3 |145,6 |
|1912 |152,4 |122,3 |
|1913 |160,3 |134,5 |
|1914 |120,3 |97,9 |
|1915 |36,5 |29,9 |
|Всего |2755,6 |2080,4 |
| | | |

В некоторых районах закрепление земли в собственность не означало разрыва крестьян с общиной, поскольку не все крестьяне выходили на хутора и отруба.
Многие оставались в общине, опасаясь, что вне ее, вне общинного пользования пастбищами, водопоями, школой, дорогами и т.п., им будет еще труднее.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать