Юридически асимметрия выражается, например, в том, что республики действуют на основе собственной конституции, а края и области – на основе уставов; некоторые субъекты включены в состав других субъектов.
Асимметрия - совершенно нормальное явление, основанное на естественных различиях условий применения капитала и проживания населения. Эти условия не являются вечными, но требуют для своего изменения длительного времени и концентрации огромных ресурсов. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития России может быть научно обоснованной и реализуемой на практике только тогда, когда она в полной мере учитывает территориальные факторы: исключительное разнообразие природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий в различных частях страны и отражает их во всех направлениях государственной политики.
Более точно состояние российской экономики можно охарактеризовать, введя понятие «пространственного неравновесия». Пространственное неравновесие – состояние экономической системы, для которой характерна асимметрия развития под влиянием воздействия историко-географических, институциональных и структурных характеристик социально-экономического пространства. Именно состояние пространственного неравновесия является следствием асимметричных федеративных отношений.
Построение экономических трендов, анализ межбюджетных отношений и межрегиональных рынков позволяют проникнуть в самую суть проблемы пространственного неравновесия. Основной характеристикой пространственного неравновесия является исключительная дифференциация в развитии регионов. Необходимо определить причину столь сильной дифференциации. На первый взгляд может показаться, что этой причиной является распад Союза. На самом деле распад только вычленил из общего числа регионов регионы с различным экономическим потенциалом, что и привело к экономическому росту одних и спаду других. Образованные субъекты Федерации оказались настолько разномасштабными, что подавляющее их число оказалось неспособным обеспечить воспроизводство основных стратегических ресурсов (природных, человеческих, инфраструктурных, культурно-исторических, хозяйственно-экономических). Между субъектами Федерации растет разрыв в благосостоянии и качестве жизни.
С этой точки зрения Федеральный округ может рассматриваться как новая форма государственного управления, соответствующая по масштабу задачам по восстановлению процессов воспроизводства основных стратегических ресурсов страны и повышению конкурентоспособности субъектов Федерации, а вместе с ними и Российского государства.
Однако, распределение регионов по федеральным округам, осуществленное административными методами, идет не только вразрез, но и в противовес уже начавшей складываться экономической интеграции регионов.
В основе любой интеграции регионов в границах общего государства лежит экономическая составляющая – взаимная заинтересованность населения регионов, предприятий, расположенных на данных территориях, и выражающих их интересы органов власти в совместной деятельности, направленной на совершенствование условий существования и воспроизводства общественного капитала.[7]
Процесс новой регионализации в России происходит путем объединения субъектов Федерации в Ассоциации по экономическому взаимодействию, состав которых во многом совпадает со структурой экономических районов, так как инфраструктурные и иные связи существенно не изменяются.
Сближение тенденций реформирования административно-хозяйственного деления и объективного формирования региональных рынков, зон межрегиональной экономической интеграции (типа ассоциаций "Северо-Запад", "Сибирское соглашение", "Большая Волга", "Российское Нечерноземье" и др.) представляется целесообразным для выстраивания эффективной и имеющей под собой серьезные основания системы структурирования экономического пространства.
Иное структурирование экономического пространства, влекущее за собой сглаживание увеличивающейся дифференциации в развитии субъектов Российской Федерации, представляет слияние регионов с образованием нового субъекта Российской Федерации на их территории.
В процессе региональной интеграции немаловажную роль играет социальный фактор. Реакция населения регионов на их объединение может быть различной. Культурная близость народов способствует интеграции, однако, враждебные настроения, вызванные дифференциацией населения по уровням дохода и вследствие этого различными социально-экономическими положениями, могут привести к конфронтации жителей регионов. Население «богатых» и «бедных» регионов по-разному относятся к идее слияния и образования единого субъекта Российской Федерации.
Экономический фактор доминирует столь неоспоримо, что именно он стоит в основе интеграционных процессов. Налицо преимущества межрегиональной кооперации и разделения труда – способность хозяйственных систем регионов дополнять друг друга. Формирование нового экономического пространства приводит к расширению рынков, увеличению конкуренции, снижению трансакционных издержек. В то же время происходит разрушение установленных ранее связей, влекущее за собой перераспределение сфер влияния как на экономической, так и на политической арене.
Правовой фактор включает в себя нормативно-правовые акты, регулирующие межрегиональные отношения, которые во многих субъектах являются схожими и характеризуют общность правил хозяйственной деятельности. Необходимо учесть, что по действующему российскому законодательству создание нового субъекта потребует проведения новых выборов во все институты власти, в том числе и выборов нового губернатора. Кроме этого, многие ныне действующие нормативно-правовые акты утрачивают свою силу, и вследствие этого возникает необходимость создания новых.
На развитие российской экономики оказывают воздействие не только социальные, экономические и правовые, но и культурные, исторические, национальные факторы. Вследствие этого, а также учитывая новую регионализацию экономического пространства России в рамках теории пространственного неравновесия следует выделить ряд характерных противоречий.
Пространственные противоречия, которые возникают между "бедными" и "богатыми" субъектами Федерации; между муниципальными образованьями и субъектами Федерации за право стать площадкой для "сборки" новых "культурно-экономических" регионов; внутри новых регионов, как "центр - периферия"; между субъектами Федерации и Федеральным центром (в зависимости от реализуемой последним концепции региональной политики).
Структурные противоречия связанны с выделением в экономике секторов, отраслей и технологических комплексов, способных стать ядром формирования новых экономических сообществ. Это повлечет перераспределение в пользу "новой индустрии" инвестиций, прибылей, человеческого капитала, материальных ресурсов и т.п.
Противоречия внутри системы государственного управления – противоречия между традиционными подходами к реализации властных полномочий государства и новыми методами управления общественными процессами. Государство, органы власти должны зафиксировать новые культурно-экономические сообщества и научиться взаимодействовать с ними.[8]
Появление новых полюсов роста приводит к формированию новой структуры противоречий в российской экономике переходного периода. Можно выделить два основных типа.
Во-первых, региональные противоречия. Обогащение и усиление наиболее преуспевающих регионов и бедствие других сопровождается усиливающейся дифференциацией населения по уровню жизни. Приток инвестиционных ресурсов в богатые регионы способствует дальнейшему их развитию, в то время как положение бедных регионов все продолжает относительно ухудшаться. В долгосрочном периоде это приводит к трансформации рынка труда, миграции человеческого капитала и увеличению уровня безработицы. У Федерального правительства возникает более сложная задача при принятии стратегических решений. Социальная политика, направленная на поддержание бедствующих регионов, снижает темпы роста и сокращает инвестиции в быстро развивающиеся регионы. Возникает проблема выбора: социальная политика или эффективная? Цели региональной социально-экономической политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Объектом региональной политики являются взаимосвязи и отношения между элементами пространственно локализованной среды. В зависимости от реализуемой региональной политики возможно возникновение противоречия между Федеральным центром и субъектами Федерации.
Наряду с этим возрастает роль человеческого фактора в организации производства. Регионы, не способные обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, будут обречены на углубление зависимости от внешних финансовых и информационных центров и сохранят за собой главным образом функции источника природного сырья для корпораций из развитых регионов, концентрирующих интеллектуальный потенциал.
Во-вторых, отраслевые противоречия. Появление на региональном рынке «чужих» крупных корпораций встречает определенное противодействие со стороны предприятий, функционировавших в рамках данной территории. Часто эта конкурентная борьба приводит к потерям прибылей, клиентов, рабочей силы и значительной части рынков для региональных предприятий.
Усиление, укрепление позиций и расширение сфер влияния в регионе корпораций, оперирующих большими, динамично растущими капиталами, негативно отражается на развитии других отраслей, сегментов рынка, в значительной степени “консервируя” сложившиеся структурные пропорции.
Кроме того, неадекватная реакция со стороны местных властей, неприспособленных и не готовых к взаимодействию с корпорациями вызывает ряд новых противоречий.
Наконец, новая регионализация ведет к смене институционального доминирования. Происходит систематическое расхождение в развитии институциональной структуры, усиливающее социально-экономическую неоднородность регионов. В развивающихся регионах наблюдается уменьшение доминирования институтов власти над институтами собственности, сопровождаемое развитием денежных институтов. В бедных регионах происходит ослабление положения институтов власти, но в то же время усиливается их доминирование над институтами собственности.
Все это обуславливает неоднозначность и известную разнонаправленность в развитии процессов структурной трансформации российской экономики в целом.
Все перечисленные противоречия следует рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимопроникающих противоречий различных сфер и сторон хозяйственно-экономического развития, образующих органическую целостность. Только на этой основе возможно осуществлять систематическую целенаправленную деятельность по их эффективному разрешению.
Список использованной литературы
1. Гегель Соч. М. 1930 г. т. 5 С. 520
2. Вахрушев С.Д. Система противоречий переходной экономики России .- М., 2005.- 235с.
3. М.Гельвановский. Россия на пути к нормальной хозяйственной системе // Общественные науки и современность. 2004..
4. Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1999-2007 годах"
5. Filatotchev I., Wright M., Bleaney M. Privatization, Insider Control and Managerial Entrenchment in Russia.- Economics of Transition, 1999, vol.7, №2
6. Сёмина Т.А .Проблемы дезинтеграции экономического пространства страны и дифференциации социально-экономического положения регионов.- М., 2004.- 168с.
7. Тумашев А.Р. Влияние территориальной кооперации и разделения труда на экономическое пространство Российской Федерации».- СПб., 2004.- 380с.
8. Доклад ЦСИ ПФО 2004 года «На пороге новой регионализации России».
Страницы: 1, 2