Пути и методы отмывания теневого капитала

Интеграция (integration) стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимости законности преступно нажитом состоянию.

Четырехфазовая модель. Этот подход к структурированию процесс отмывания используют эксперты ООН. Основными стадиями легализации являются:

Первая стадия - освобождение от наличных денег и перечисление и на счета подставных лиц. Такими лицами могут быть, например, родственники преступника. При этом соблюдается только одно условие: посредник должны иметь собственные счета в банках. В настоящее время наблюдается тенденция к поиску посредников, имеющих выходы на международные банки.

Вторая стадия - распределение наличных денежных средств. Он реализуются посредством скупки банковских платежных документов и других ценных бумаг. На этой стадии создается сеть осведомителей, которые могут сообщать правоохранительным органам о незаконном обороте денежной массы. Как показывает зарубежный опыт, распределение наличных де нежных средств осуществляется часто в пунктах по обмену валюты, казино и ночных клубах.

Третья стадия - маскировка следов совершенного преступления. Перед преступником, отмывающим доходы, стоит на этой стадии следующая задача: принять все меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в те или иные учреждения или организации. В целях выполнения этой задачи они проводят, как правило, следующие мероприятия:

использование банков для открытия счетов, расположенных, как правило, далеко от места работы и проживания преступников;

перевод денег в страну проживания из-за границы, но уже легально новых счетов фирм или иных учреждений;

использование подпольной системы банковских счетов.

Четвертая стадия - интеграция денежной массы. На этой стадии преступные сообщества инвестируют легализованные капиталы в высокоприбыльные сферы и отрасли бизнеса.

Двухфазная модель. Согласно этой модели основными стадиями легализации являются Money Laundering ("отмывание" денег) и Recycling (возвращение в оборот). П. Бернаскони относит эти стадии, соответственно, отмыванию первой и второй степени.

Первая степень представляет собой "отмывание" денег, полученных непосредственно от совершенного преступления. "Отмывание" первой степени осуществляется путем обмена денег на купюры иного достоинства ил другие виды валют. На этой стадии осуществляются краткосрочные операции.

Вторая степень представлена среднесрочными и долгосрочными операциями, посредством которых предварительно отмытым деньгам придается видимость полученных из законных источников, и вводятся в легальный экономический оборот.

Далее рассматриваются основные формы "отмывания" денег в рамках наиболее распространенной трехфазовой модели, на каждой из стадий которой применяются специфические методы.

Размещение - первая стадия отмывания доходов, полученных из нелегальных источников

Размещение это физическое размещение наличных де нежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориально удаление от мест их происхождения.

Размещение является первым шагом легализации денег и наиболее слабым звеном в процессе отмывания денег. Незаконно полученные деньги относительно легче могут быть выявлены именно на этом этапе.

Известны различные методы размещения, которые в зависимости от используемых при этом финансовых институтов можно объединить в следующие категории (рисунок):

а) размещение в традиционных финансовых учреждениях;

б) размещение в нетрадиционных финансовых учреждениях;

в) размещение через учреждения нефинансового сектора;

г) размещение за пределами страны.

Таким образом, капиталы проходят через финансовые и банковские учреждения малых стран, а потом их вкладывают в страны, обладающие сильными налоговыми системами, однако так, чтобы нельзя было узнать их реального владельца. Другая же часть этих капиталов камуфлируется, даже не проходя по территории оффшорных стран, правда, при этом используются общества с юридическим адресом в этих странах, но действующие на территории других стран, например, используя банковские счета Типичными являются тысячи оффшорных компаний, имеющих счета в банках Швейцарии, которые открываются, например, на имя анонимных компаний.


Вопрос № 3. Предупреждение отмывания денег. Политика "знай

своего клиента ". Программа внутреннего соответствия.

Одним из самых важных приемов, посредством, которого финансово учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконны действия, является обеспечить для себя четкое и ясное понимание видов деятельности подобных "клиентов". Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых "Знай своего клиента", показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких "клиентов".

Задачи политики "знай своего клиента":

-политика "Знай своего клиента" призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимы ми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.

-политика "Знай своего клиента" призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий

своих "клиентов".

-политика "Знай своего клиента", если она эффективна, защитит добро имя и финансовую репутацию финансового учреждения.

-политика "Знай своего клиента" не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.

Сущность политики "знай своего клиента"

При выработке эффективной политики "Знай своего клиента" важно помнить о том, что внешнее впечатление может быть обманчивым. Потенциальные клиенты финансового учреждения могут на первый взгляд производить впечатление вполне законопослушных, хотя на самом деле они занимаются противозаконной деятельностью посредством этого финансового учреждения. С другой стороны, финансовое учреждение может отказаться иметь дело с законопослушными клиентами, поскольку какие-то элемент их деятельности расцениваются как имеющие преступный оттенок. Не мене важно отдавать себе отчет в том, что различные влияния, оказываемые на исходно законопослушных клиентов, могут превратить их в нарушителей.

В настоящее время не существует предписанного законодательно порядка, требующего проведения политики "Знай своего клиента" или определяющего сущность такой политики. Вместе с тем. в целях выработки проведения в жизнь реальной и приносящей подлинную пользу политик финансовым учреждениям следует внедрить следующие принципы свою практику ведения дел:

-финансовым учреждениям следует предпринимать разумно обоснованные попытки определения подлинной "личности" всех клиентов, обращающихся к банку за его услугами;

-финансовым учреждениям следует проявлять особую тщательность при определении истинных владельцев всех счетов, а также тех, кто пользуется услугами банка по безопасному хранению ценностей;

-от всех новых клиентов должны быть получены данные, указывающие на их личность;

-от тех клиентов, которые собираются заниматься крупными операция ми, должны быть получены доказательства, подтверждающие или удостоверяющие их личность;

-финансовые учреждения должны обращать внимание на любые не обычные операции или на операции, которые непропорциональны известно деловой деятельности клиента.

Таким образом, концепция "Знай своего клиента" по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности. Тем не менее, эффективная политика "Знай своего клиента" должна быть основана как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.


Вопрос № 4. Признаки потенциальных финансовых нарушений, связанных с отмыванием денег

Существует ряд приемов, которые могут служить индикатором отмывания денег в банковском секторе.

Использование счетов, открытых на фиктивные имена или от имен лиц и организаций, действующих по поручению других получателей прибыли. Последняя категория включает целый класс агентов по отмыванию денег, таких как посредники, юристы (адвокаты) и специалисты по финансовой от четности. Она также включает в себя компании прикрытия. Цель использования счетов - упростить депонирование или перевод нелегальных средств.

Признаками отмывания денег посредством таких счетов являются:

осуществление операций на значительно большие суммы, чем можно было бы ожидать в обычном случае, учитывая характер деятельности владельца счета;

документация, которая представляется в обеспечение сделки, зачастую оказывается подложной или имеет существенные изъяны с правовой точки зрения;

коммерческое предприятие, которому принадлежит счет, оформлено в качестве юридического лица или зарегистрировано в регистрационной палате на весьма ограниченный период времени;

обе стороны сделки фактически являются одним и тем же лицом.

Использование для операций с доходами от криминальной деятельности официальных представительств иностранных банков.

- Рост объемов денежных переводов, не сопровождаемый соответственным ростом числа счетов.

- Хранимая наличность нередко превышает пределы, установленные программой безопасности и (или) общим порядком покрытия обязательств.

- Большие объемы кассирских чеков, платежных поручений или дорожных чеков, продаваемых, в основном, за наличные.

- Счета с большим количеством небольших вкладов и небольшим число крупных чеков, по которым остаток на счете сохраняется относительно малым и постоянным. Такой счет имеет много общих характеристик со счетом, используемым для выписывания фиктивных счетов до инкассации.

- Крупный объем вкладов на несколько различных счетов с частым переводом основной части остатка на этих счетах на один и тот же счет в том же банке или в другом банке.

Большие объемы кассирских чеков или платежных поручений депонируются на счет, когда род деловых занятий владельца счета, как представляется, не соответствует подобным действиям.

Крупные объемы вкладов наличностью от делового предприятия, которое обычно не отличается интенсивностью операций с наличностью.

Депонирование наличности на счет в корреспондентском банке любым средствами кроме бронированных банковских автомобилей.

Таким образом, большой оборот крупных денежных купюр, либо излишние поступления мелкими купюрами от данного банка, либо излишне большой спрос на крупные купюры со стороны банка, что создает впечатление нехарактерно ситуации для данного конкретного банка.

Вопрос №5.Пути противодействия легализации теневого капитала.

Административный и финансовый контроль за легализацией доходов. полученных незаконным путем.

В соответствии с законодательством РФ, предписывается уполномоченным банкам на основании анализа представленных клиентом документов представлять в Банк России информацию о валютных операциях, проводимых клиентом на основании договоров, имеющих любой из следующих признаков:

а) в договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей / по ставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств;

б) в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, где расположены оффшорные зоны, перечень которых установлен приложении к этому указанию;

в) в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу не резидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тыс. долл. США;

г) в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, совокупности превышающих в год 20% от основной суммы кредита (займа);

д.) по договору (контракту) нерезидентом полностью не исполнены обязательства и осуществлен возврат ранее произведенной резидентом предоплаты (аванса);

е) получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

ж) договоры (контракты) заключены от имени резидента — юридического лица, период деятельности которого с момента его государственно регистрации не превышает 3 месяцев.

Вопрос №6. Меры, направленные на предотвращение использования теневого капитала в легальной экономике.

Контроль над легализацией криминальных доходов в России

Основу механизма уголовно-правового контроля за "отмыванием" криминальных денег в России составляют: Федеральный Закон РФ "О противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем" и статьи в УК РФ. вступившем действие 1 января 1997 г.

Рассмотрим некоторые статьи УКРФ.

Статья 173 УК РФ "Лжепредпринимательство" предусматривает уголовную ответственность за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую и банковскую деятельность имеющее целью получения кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Специфика и трудности установления отсутствия намерений, мнимость совершенных действий аналогичны соответствующим проблемам, возникающим при оценке мнимости гражданско-правовой сделки, каковой сущности и является создание юридического лица без намерений осуществлять предпринимательскую деятельность.

Субъективная сторона - косвенный умысел и обязательный признак наличие, как минимум, одной из целей: получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности.

Прикрытие запрещенной деятельности состоит в систематическом совершении притворных сделок (п. 2 ст. 170 ГК РФ), в результате которых достигаются иные последствия, чем предусмотренные в учредительных документах.

Статья 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества. приобретенных незаконным путем" предусматривает уголовную ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иноэкономической деятельности.

Статья 175 УК РФ "Приобретение или сбыт имущества. заведомо добытого преступным путем".

При совершенствовании законодательства об отмывании денег, внимание законодателей должно быть уделено решению вопросов регулирование розыска, замораживания, ареста, изъятия преступно нажитого имущества, также репатриации конфискованных по просьбе иностранных государств авуаров в Россию.

Важным условием эффективного контроля за отмыванием денег, полученных незаконным путем, является создание административного и финансового механизма контроля, формирование информационной среды, способ ной документально фиксировать следы подозрительных финансовых операций и обеспечивать возможность использования этих данных в уголовно процессе. Основы этого механизма формируются в России.

Таким образом, можно констатировать, что в России созданы начальные основы системы противодействия проникновению преступно приобретенных капиталов в финансово-экономическую систему страны. Насколько эффективно он будет работать, можно будет судить в самое ближайшее время.

Литература:

Основная литература:

1.     Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 27.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 05.02.2007 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Cт. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30.12.2006 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003.

5. Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон. М., 2003.

Дополнительная литература:

1.     Комментарий к Федеральному Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Под ред. А.Н. Королева, О.В. Плешакова. М., 2005.

2.     Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.

3. Герасименко Н.В. Развитие законодательства по противодействию легализации криминальных доходов: российский и зарубежный опыт // Адвокат. 2006. № 2.

4. Жубрин Р. Расследование легализации преступных доходов //Законность. 2006. № 2.

5. Яни П. Незаконное предпринимательство и легализация преступно приобретенного имущества // Законность. 2005. № 3, 4.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать