Пути улучшения учета затрат и анализ использования грузового автотранспорта
p> 3.2 Организация первичного учета

Первичный учет имеет большое значение в получении своевременной достаточно полной и достоверной информации. Правильное ведение первичного учета влияет на все дальнейшие стадии ведения бухгалтерского учета.

Основным первичным документов, по которому учитывается работа грузовых автомобилей, является путевой лист. Согласно данным путевого листа грузового автомобиля осуществляется учет работы автомобиля, расходования горючего, начисляется заработная плата водителю и другим работникам, связанным с перевозкой грузов, а также производятся расчеты за выполненную транспортную работу. На предприятии используются путевые листы формы 4-с и
4-п.

Путевой лист выдается водителю ежедневно перед выездом из гаража.
После окончания рабочего дня водитель возвращает его диспетчеру. Если в случае командировки путевой лист выдается на более длительный срок, водитель возвращает путевой лист по приезду. Записи в путевом листе в части производственного задания делает диспетчер, фактический расход горючего указывает водитель, все остальные данные о выполненной работе и технико- эксплуатационные показатели заполняются работниками соответствующих подразделений АТП и заказчиком. Перед выпуском машины автомеханик осматривает ее, в путевом листе удостоверяет техническую исправность машины и подписывает разрешение на выезд. В путевом листе заранее проставляются порядковый номер, дата выдачи, штамп предприятия. На лицевой стороне указывается фамилия, имя отчество водителя и сопровождающего лица, в чье распоряжение выделена автомашина, а также марка, номер машины, место получения и доставки груза, число ездок с грузов, расстояние перевозки и время выезда из гаража. Порядковая нумерация путевых листов ведется, начиная с 1 января каждого года.

Расход топлива соответственно записывается в специальный раздел путевого листа, где указывается остаток горючего при выезде из гаража, количество выданного горючего и остаток при возвращении машины в гараж.

Оборотную сторону путевого листа заполняет водитель. Он записывает отдельно каждый рейс с грузом и без груза, с указанием пунктов назначения, наименования и количества привезенного груза, времени прибытия в пункт перевозки. Все эти данные заверяются лицом, в чье распоряжение выделена автомашина и подтверждаются накладными и другими документами, которые водитель сдает вместе с путевым листом.

При заполнении этой части путевого листа водители часто допускают неточности. Не всегда (или почти никогда) не указывают время простоя под погрузкой-разгрузкой, номер товарно-транспортной накладной. Это является нарушением, и в конечно счете может оказаться причиной неточного ведения бухгалтерского учета.

Оформленные путевые листы группируются, указываются табельные номера водителей. Диспетчер составляет оборотную ведомость на каждого водителя за весь месяц, где указывается марка автомашины, номер путевки, ежедневный пробег, расход топлива, объем перевезенного груза. Оборотная ведомость сшивается с путевками и передается экономисту. Экономист, в свою очередь проверяет эту ведомость, и затем начисляет зарплату водителям. Свод по заработной плате передаются бухгалтеру расчетного стола.

Товарно-транспортные накладные применяются для учета товарно- материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Грузоотправитель составляет эти накладные для каждого грузополучателя и на каждую ездку автомобиля отдельно. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько партий грузов различными получателями, то накладные выписываются отдельно на каждую партию грузов и каждому грузополучателю. Поскольку учет товарно-материальных ценностей автоматизирован товарно-транспортная накладная нестандартной формы.

Материалы, запасные части и агрегаты, автомобильные шины, топливо, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, инструменты и спецодежда отпускаются для производственных нужд, поэтому их называют производственными запасами. Они используются для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии, выполнения ремонтных и строительных работ.

Отпуск материалов на производственные нужды оформляется на АТДП лимитно-заборными картами, составленными в соответствии с действующими нормами и планируемыми объемами работ. Они применяются для материалов, которые систематически расходуются на производственные нужды, и являются документами накопительного характера. В них на протяжении определенного периода систематически фиксируются все выдачи материалов со склада потребителю. Лимиты отпуска материалов устанавливает плановый отдел АТДП.
Каждый получатель, например водитель, получающий топливо, расписывается в его получении в лимитно-заборной карте (форма М-36гс).

Лимитно-заборные карты, также как и товарно-транспортные накладные, поступают в бухгалтерию, где затем группируются по направлениям расхода, затратам.

3.3 Синтетический и аналитический учет

Учет затрат и выполненных работ грузовым автотранспортом ведется на балансовом счете 20 «Основное производство». Он предназначен для обобщения информации о затратах основного производства, то есть производства услуг автотранспорта, которые явились целью создания данного предприятия. По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием автотранспортных услуг: расход ГСМ, запчастей, расчеты с персоналом по оплате труда, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства.

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной оказанием автоуслуг. Эти суммы списываются со счета 20 в дебет счетов 45 «Товары отгруженные», 46
«Реализация продукции, работ, услуг».

Как уже говорилось, на предприятии ведется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. Данные первичных документов: путевых листов, товарно- транспортных накладных, лимитно-заборных карт и других соответствующих документов разносятся в регистрационные журнала, затем в мемориальные ордера. Общие итоги разносятся потом в Главную книгу.

Главная книга предназначена для обобщений данных, отраженных в мемориальных ордерах, взаимной сверки записей по счетам и для составления отчетного баланса. Ее открывают на год. По каждому счету в ней показывают начальное сальдо, текущие обороты и конечное сальдо. Записи в главной книге ведутся в шахматной форме. При разноске текущих оборотов в Главную книгу кредитовые обороты каждого синтетического счета отражаются одной записью, а дебетовые обороты с указанием корреспондирующих счетов. Текущие обороты за месяц в Главную книгу начинают разносить с записи кредитового оборота по счету, а затем в разрезе корреспондирующих счетов записывают дебетовые обороты. При мемориально-ордерной форме учета в Главной книге указываются по каждому счету номера мемориальных ордеров, задействованных по каждому счету.

Аналитический учет по счету 20 ведется по видам затрат.

Таблица 3.1

Хозяйственные операции, осуществленные в августе 2000 года
|Содержание хозяйственных операций |Сумма, руб. |Корреспонденция |
| | |счетов |
| | |Дт |Кт |
|Начислен износ нематериальных |13,92 |20 |05 |
|Активов | | | |
|2. Начислена заработная плата |25564,2 |20 |70 |
|водителям | | | |
|3. Начислены отпускные водителю |1204,7 |20 |31 |
|Рамазанову А.Т | | | |
|4. Произведены отчисления на |10407,81 |20 |69 |
|соц.нужды | | | |
|5. Начислен износ основных средств|2465,65 |20 |02 |
|6. Услуги сторонних организаций |756,6 |20 |76/1 |
|(ГТС, МТС, Башкирэнерго) | | | |
|7. Отпущены ГСМ |2357.9 |20 |10/5 |
|8. Произведены расходы по ремонту |7086,29 |20 |31 |
|крыши гаража | | | |
|10. Отпущены со склада запасные |6459,25 |20 |10/6 |
|части | | | |
|11. Отпущены ГСМ |8273,36 |20 |10/5 |
|12. Отпущены со склада запасные |5943,47 |20 |10/6 |
|части | | | |
|13. Начислен износ МБП |700 |20 |13 |
|14. Списаны общехозяйственные |8029,28 |20 |26 |
|расходы | | | |
|15. Выполнены работы с последующей|48985,57 |45 |20 |
| | | | |
|оплатой | | | |
|16. Оказаны автоуслуги |32276,86 |46/6 |20 |

Таблица 3.2

Синтетический счет 20 «Основное производство» за август 2000 г.
|Дт |Кт |
| S’=0 |
|13.92 |48985.57 |
|25564.2 |32276,86 |
|1204.7 | |
|2465.65 | |
|756.6 | |
|2357.9 | |
|7086.59 | |
|6459.25 | |
|8273.36 | |
|5943.47 | |
|700 | |
|8029.28 | |
|ДО=79262,43 |КО=79262,43 |

S”=0

Так как немаловажное значение в хозяйственной деятельности предприятия играет сдача автотранспорта в аренду, необходимо указать обязательные проводки по этому виду деятельности

Таблица 3.3

Учет доходов от сдачи автотранспорта в аренду
|Содержание хозяйственной. операции |Корреспонденция счетов|
| |Дт |Кт |
|Сдан автомобиль в аренду |01/1 |01/2 |
|Перечислена арендная плата от |51 |76/1 |
|арендаторов | | |
|Получена прибыль от сдачи |76/1 |80 |
|автотранспорта в аренду | | |
|Начислен НДС от доходов по аренде |80 |68 |
|Перечислен НДС в бюджет |68 |51 |

5. Пути улучшения учета

Для улучшения учета затрат грузового автотранспорта надо, прежде всего реформировать всю работу бухгалтерии.

Мы знаем, что применение мемориально-ордерная формы является уже устаревшей системой ведения бухгалтерского учета. Ее недостатками являются: трудоемкость, вызываемая многократным дублированием одних и тех же записей
(в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах); отрыв синтетического учета от аналитического, громоздкость аналитического учета (он часто отстает от синтетического учета). Формы регистров зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности предприятия, составления отчетности. В этом плане куда более удобна журнально-ордерная система учета. Основным в ней является применение журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку. Очень удобным является и то, что в ряде журналов-ордеров производится совмещение синтетического и аналитического учета, отражение в журналах ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности, сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов- ордеров и Главной книги. Переход на журнально-ордерную систему ведения бухгалтерского учета, я считаю, является одним из необходимых мероприятий, которое предприятие должно осуществить в ближайшее время.

Следующий не менее важный момент – это учетная политика предприятия.
Как уже упоминалось, учетная политика УАТДП БПС содержит ряд недостатков.
Необходимо добавить, что, разрабатывая учетную политику на следующий отчетный год, целесообразно было бы принять решение по следующим вопросам:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать