Отдельно составляется финансово-хозяйственный план по вновь принимаемому жилищному фонду.
Таким образом, на практике расчет дотаций предприятиями жилищного хозяйства производится в следующем порядке: во-первых: планируются доходы; во-вторых: прогнозируются расходы; в-третьих: сопоставляются показатели по доходам и расходам, то есть определяется прибыль или убыток; в-четвертых: производятся расчеты расходов по капитальному ремонту и недоборам по отоплению; в-пятых: определяется размер необходимой дотации.
Согласно расчетам, произведенным предприятием ПТЖХ-2, требуются ассигнования из бюджета на 1999 год в следующих размерах: минимальному стандарту - 11488 тыс.руб; среднему стандарту - 14648 тыс.руб.; рациональному стандарту - 17777 тыс.руб.
Правильность расчета хозяйственно-финансового плана и его
соответствие установленным стандартам проверяется, а затем и утверждается
заместителем главы администрации Зеленодольского рай она и города
Зеленодольска, начальником УЖКХ администрации. Согласованный хозяйственно-
финансовый план предоставляется в городской финансовый отдел, где
производится повторная проверка показателей плана и утверждается сумма
бюджетных ассигнований, рассчитанная по минимальному стандарту, с учетом
доходной базы бюджета и применения коэффициента 0,7.
Итак, предприятия местного хозяйства, содержание которых
финансируется из городского и республиканского бюджетов, производят расчет
необходимых сумм бюджетных ассигнований по социальным стандартам:
минимальному, среднему и рациональному. Расчеты проверяются специалистами
УЖКХ администрации, подписываются заместителем главы администрации по ЖКХ и
предоставляются в городской финансовый отдел для утверждения. На сессии
Совета народных депутатов утверждается сумма бюджетных ассигнований на
народное хозяйство с учетом доходной базы бюджета города. Городской
финансовый отдел перераспределяет суммы дотаций между предприятиями
местного хозяйства и доводит до них сведения об утвержденных объемах
финансирования. В свою очередь предприятия производят корректировки в
расчетах.
3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований.
3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства.
На основе данных анализа организации бюджетных ассигнований, в качестве рекомендаций с целью улучшения финансирования можно выделить определяющие моменты системы финансирования и предложить некоторые рекомендации.
Ключевым элементом управления народным хозяйством является механизм
финансирования, который связан с обеспечением финансовыми ресурсами затрат,
возникающих в процессе развития сферы материального производства и услуг.
Финансирование отраслей народного хозяйства, осуществляемое за счет средств
бюджета, требует особого подхода. Бюджетные ассигнования в основном
направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу
общества. Так, приоритетными направлениями бюджетного финансирования
отраслей на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в
угольную промышленность и нефтяную, а также на конверсию оборонной
промышленности (например, дотации предприятиям, ранее связанным с
производством химического оружия). Предусматриваются государственные
инвестиции: на жилищное строительство (например, жилищные субсидии
гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним
местностям), на поддержку федеральной целевой программы «Свой дом» и т.д. В
федеральном бюджете на 1999 год Правительству РФ разрешено производить
финансирование эффективных инвестиционных проектов в угольную
промышленность на конкурсной основе на условиях возвратности в пределах
сумм ассигнований, утвержденных бюджетом.
В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство, производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ, используемые при выращивании овощей и т.п.)
Из бюджетов субъектов Федерации, как правило, выплачивают дотации на животноводческую продукцию.
На муниципальном уровне значительны расходы бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Удельный вес в общих расходах бюджета составляет около 30%.
Таким образом, участие государства в финансировании отраслей народного хозяйства осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
В связи с проблемой нехватки собственных средств и снижением роли бюджета в финансировании предприятий народного хозяйства возникла необходимость изыскания эффективных методов финансирования, характерных для рыночной экономики.
Несмотря на огромное разнообразие применяемых на практике форм привлечения денежных средств, можно выделить две элементарных и преобладающих в условиях рыночной экономики стратегии - это эмиссия простых акций (для акционерных обществ) и облигационное заимствование.
Эмиссия обыкновенных акций не предполагает постоянных финансовых выплат, в отличие от выпуска долговых обязательств. Акции не имеют фиксированной даты погашения, то есть - это постоянный капитал, который не подлежит «возврату». Иногда бывает легче эмитировать обыкновенные акции, чем получить кредит.
Данный способ финансирования, в силу сложившихся обстоятельств,
является не совсем эффективным в силу большого недоверия инвесторов к
корпоративным ценным бумагам (за исключением крупнейших акционерных обществ
России).
Такой же недостаток характерен и такому инструменту финансирования предприятий, как выпуск долгосрочных долговых ценных бумаг.
Однако, следует отметить, что у данного метода финансирования также существуют свои преимущества. В частности, долговой процент не зависит от прибыли эмитента (но этот аргумент имеет и противоположный смысл - в случае снижения прибыли элементу все равно придется выплачивать проценты владельцам облигаций: такая ситуация не закончится банкротством). Следующим преимуществом является то, что собственником предприятия не приходится уступать арендаторам свои права на управление предприятием. Но вместе с тем следует отметить, что обычно долговые обязательства имеют фиксированный срок погашения. Следовательно, предприятие обязано в будущем вернуть основную сумму дога в некоторый момент времени. Кроме того, размер средств, который можно взять в долг под «разумные» проценты имеет свой предел. Так как, когда долг возрастает, то процентная ставка новых займов неограниченно растет.
Долгосрочные финансовые решения предприятия зависят от текущего и прогнозируемого уровня процентной ставки, современного и перспективного финансового положения предприятия, а также от степени пригодности для предоставления кредиторам в качестве залога имущества.
В условия российской экономики эмиссия облигаций не особо поощряется.
В какой-то степени это справедливо: эмиссия облигаций инвестиционного
качества в настоящее время под силу немногим эффективно и устойчиво
работающим корпорациям. Нестабильность инфляционного режима и
непредсказуемая динамика рыночных процентных ставок усугубляет неудобства
долгового финансирования даже для них.
В качестве дополнительного источника финансирования предприятий можно рассматривать финансовую аренду (или лизинг). Преимущество лизинга заключается в том, что лизингополучатель получает экономию средств. Однако недостатком этого средства кредитования является то, что лизинг предусматривает предоставление предприятию в кредит в основном только оборудования.
Другим источником финансирования может быть ипотечное кредитование - ссуда под залог недвижимого имущества. Ипотечное кредитование выгодно для предприятия тем, что оно получает кредит под невысокие проценты и в связи с длительным сроком кредитования успевает возвратить заемные средства уже из полученной прибыли.
В зарубежной практике часто применяется так называемое гибридное финансирование. Главные преимущества, с точки зрения эмитента, таковы:
1. в противовес облигациям, обязательство выплаты дивидендов по привилегированным акциям не является по своей природе договорным и неуплата дивидендов не может повлечь за собой банкротство фирмы;
2. поскольку привилегированные акции чаще всего являются бессрочными, то эмиссии этих акций не приводит к существенному уменьшению потока денежных средств, как это происходит при заемном финансировании в случае выплат в счет погашения основного долга.
Что касается недостатков, то основным из них является то, что дивиденды по привилегированным акциям являются в полном смысле слова фиксированными платежами и использование данного источника как заемного капитала увеличивает финансовый риск предприятия.
Таким образом, затраты предприятий отраслей народного хозяйства можно обеспечить путем самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.
Субсидии из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов
Федерации представляются предприятием, нуждающимся в первоочередном
финансировании. Предполагается следующая методика определения предприятий
для приоритетного финансирования по ряду факторов: определение признаков
тяжелого финансового положения, анализ финансово-экономического состояния,
анализ показателей работы в прогнозируемом и отчетном периоде, формирование
перечня предприятий, нуждающихся в государственной поддержке в виде
безвозмездных субсидий, установление порядка распределения финансовых
средств в зависимости от эффективности инвестиционных проектов, потребности
в финансовых средствах, срока окупаемости и возврата средств, определения
значимости функционирования предприятия по критериям принадлежности к
приоритетным направлениям структурной перестройки экономики.
При отборе предприятий для государственной поддержки учитываются направления их деятельности и приоритетность, а также финансовые и социальные критерии.
По принадлежности к приоритету на помощь в первую очередь могут рассчитывать предприятия, изготавливающие лекарственные средства; обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства, в том числе производства, к которым предъявляются высокие требования по технике безопасности и экологии (ядерное вооружение); предприятия, функционирование которых регулируется, в том числе лицензируется государством, работающие по регулируемым ценам.
По критерию, характеризующему направление деятельности, помощь может оказываться перспективным предприятиям, способным активизировать свою деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь - в производственной инфраструктуре, необходимой для ускорения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационной системы, современных транспортных систем и т.д.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10