Это особенно важно для районов, характеризующихся высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства.
Итак, государственное финансирование предполагает рассмотренный выше порядок отбора предприятий.
В настоящее время, особенно актуальной является проблема финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Проведение реформы ЖКХ обусловлено целым рядом причин.
Во-первых, расходы на ЖКХ составляют примерно одну треть бюджета муниципального уровня. Таким образом, правильное проведение реформы ЖКХ может дать наиболее существенную экономию бюджетных средств, по сравнению с любым остальных направлений расходов.
Во-вторых, бедой российской экономики было и остается расточительное
отношение к крайне ограниченным природным ресурсам. Это характерно и для
производственного сектора, и для непроизводственного. Потери тепла, воды в
2,5 - 3 раза превосходят мировой уровень. Учитывая то, что в сфере ЖКХ
расходуется до трети энергетических ресурсов, экономия даст колоссальный
эффект.
В-третьих, существующая система финансирования не позволяет должным образом производить обслуживание объектов ЖКХ, износ основных фондов которого составляет 40-60%. Предприятия не имеют ни ощутимых стимулов, ни финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования.
В-четвертых, действующий в отрасли хозяйственный механизм не стимулирует снижения затрат. При формировании тарифа учитываются все непроизводственные расходы, связанные с процессом производства услуг, а также потери воды и тепла при их транспортировке, которые перекладываются на потребителя. В итоге имеет место как завышение тарифов, так и объемов реализации. Необходимо учитывать и тот факт, что договоры на поставку тепла и воды, фактически навязываемые поставщикам ресурсов потребителям на основе расчетов по нормативам, отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
По большому счету перед реформой ЖКХ поставлены следующие основные задачи: снизить расходы бюджетной системы; осуществить переход к самофинансированию ЖКХ за счет повышения доли платежей населения; стимулировать энергосбережение; исключить дальнейшее снижение уровня предоставляемых услуг.
При реализации реформы следует помнить, что бюджетная система в РФ делится на три самостоятельных уровня - федеральный, региональный и местный.
Федеральный уровень не несет непосредственных расходов по содержанию
ЖКХ. Однако в его ведении находятся важнейшие рычаги по контролю
ценообразования в данной сфере. В первую очередь, это касается организации
системы регулирования цен и размеров издержек естественных монополий, от
РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром» до МПС России. Только центр может
стимулировать эти мощнейшие структуры к внедрению ресурсосбережения и
снижению необоснованных тарифов. Одновременно Федерация косвенно оплачивает
расходы на ЖКХ, выделяя регионам средства финансовой поддержки.
Несколько иной характер носят задачи субъектов РФ. К их компетенции
относится работа в региональных энергетических комиссиях, определение
социальных норм, финансовая поддержка органов местного самоуправления и
т.п. Результатом деятельности региональных властей должно стать
максимальное снижение тарифов, что должно благоприятно сказаться на
сокращении потребности по финансированию ЖКХ за счет бюджетных средств.
Одновременно должна функционировать действенная система социальной защиты,
чтобы исключить негативные последствия реформы для населения.
Наконец основной объем работы приходится на местные органы власти, поскольку львиная доля финансирования сферы ЖКХ приходится на них.
Именно на местном уровне можно принять решение, какая доля затрат должна приходиться на население, какая - на бюджет, поскольку только в муниципалитетах есть достаточная информация по базовым вопросам: что дешевле - осуществлять платежи за счет населения и выдавать субсидии или продолжать оплачивать из бюджета (если 99% населения должны будут получать субсидии); где выгоднее ставить теплосчетчики - на выходе котельных или в каждой квартире и т.д.
Перенос центра тяжести в системе финансирования на местный уровень не
решил проблем предприятий местного хозяйства, так как необходимыми
средствами ни предприятия, ни бюджет не располагают. Как показывает
практика, возможности бюджета, обеспечивающие величину объективно
необходимых затрат предприятий ЖКХ, снизились. Так, расходы городского
бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство составили в 1996г. - 27,69%, в
1997г. - 30,16%, в 1998 г. - 30,03%, в 1999г. - 23,87% в общей сумме
расходов. Уровень финансирования в целом по отрасли составляет в 1996г. -
61,30%, в 1997г. - 76,54%, в 1998г. - 76,49%, в 1999г. – 87,6% от
утвержденного бюджетом, из них 92% средств проводится взаимозачетами и
бартером. Применение неденежных форм расчетов оказывает отрицательное
влияние на состояние предприятий местного хозяйства, вызывая увеличение
непроизводительных расходов. Так, организациям, в силу объективных причин,
приходится брать товар не всегда нужный на данный период и изыскивать
возможность его использования в повторных взаимозачетах. Постоянное
недофинансирование предприятий муниципального хозяйства, дотируемых из
местного бюджета, приводит к тому, что запланированные работы фактически не
выполняются в полных объемах; занижается качество предоставляемых услуг;
ухудшается техническое состояние основных фондов, так как текущий и
профилактический ремонт, предусмотренный нормативами не осуществляется;
увеличивается задолженность предприятий по обязательным платежам в бюджет.
Необходимо отметить, что по своей природе бюджетное дотирование предприятий
жилищно-коммунального хозяйства делает экономически нецелесообразным уплату
предприятиям значительной части налогов и приводит к финансовым потерям.
Для исключения перераспределительных финансовых потоков представляется
целесообразным освободить отрасль от ряда налогов. В финансовый отдел
администрации г.Зеленодольска поступило предложение освободить эти
предприятия от уплаты налога на землю.
3.2 Применение ресурсосберегающих технологий и пересмотр государственной политики льгот как инструменты повышения эффективности использования бюджетных ассигнований.
3.2.1 Снижение дотаций на энергоносители.
Жилищно-коммунальное хозяйство является крупным потребителем топливно- энергетических и других материальных ресурсов. Выбор поставщиков ресурсов только на конкурсной основе, как показывает опыт, позволяет обеспечить их экономию на 20-30%. Другое направление ресурсосбережения - оплата услуг в зависимости от их реального потребления. В противном случае ни один из субъектов жилищно-коммунальных отношений не заинтересован в ресурсосбережении. Для производителя услуг сокращение их потребления означает сокращение поступления платежей за них, необходимость осуществления дополнительных затрат на снижение потерь в сетях. Население, оплачивая услуги по усредненным нормативам, также не имеет стимулов к экономии, так как самоограничение в их расходовании никак не сказывается на размере платежей. Поэтому плата за реально потребляемые услуги стимулирует экономию у потребителя и снижение потерь у производителя.
Становление рынка жилищно-коммунальных услуг, являющегося фактором ресурсосбережения, в условиях существования естественных монополий затруднено и требует как усиления антимонопольного законодательства, так и активной поддержки конкурирующих предприятий со стороны органов власти. В этом заинтересовано не только население, но и городская администрация, так как даже при стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг населением непомерный рост платежей будет повышать потребность в бюджетных средствах для компенсации малоимущим группам населения.
Реализация программы ресурсосбережения предусматривает участие в ней населения, органов власти, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественных организаций.
Во исполнение Постановления Кабинета Министров РТ № 482 от 16.06.97г.
«О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства РТ», Постановления
Правительства РТ « 832 от 08.07.97г. «О повышении эффективности
использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и
организациями бюджетной сферы» и Постановления КМ РТ № 653 от 13.08.97г. «О
мерах по развитию энергосбережения в РТ» администрацией Зеленодольского
района и города Зеленодольска совместно с Республиканским центром
энергосберегающих технологий в рамках Генерального соглашения разработан
проект «Программа энергосбережения города Зеленодольска».
Реализация Программы позволит в сложившихся экономических условиях продолжить работу по оздоровлению бюджета города за счет снижения дотаций на энергоносители, повысить эффективность транспортировки, распределения и потребления тепла, повысить надежность работы системы централизованного теплоснабжения (СЦТ). Согласно расчетов реализация программы позволит ежегодно экономить треть тепловой энергии, вырабатываемой городскими котельными.
Разработанная программа энергосбережения г.Зеленодольска предполагает в 2004 году перейти к полному возмещению затрат на теплоснабжение населением.
Основными источниками финансирования проекта в 1999г. были: средства республиканского бюджета (средства, выделяемые на реализацию целевой Республиканской программы энергосбережения); средства городского бюджета.
В бюджете на финансирование программы энергосбережения предусмотрено
475 тыс.руб. Проблема состоит в финансировании этой программы.
«Программа энергосбережения» включает следующие виды проектов: проект по котельным; проект по тепловым сетям; энергосбережение в бюджетной сфере; энергосбережение в муниципальной сфере.
Следует отметить, что до начала разработки Программы в 1996 году
Управлением жилищно-коммунального хозяйства городской администрации (УЖКХ)
были проведены практические работы по обследованию объектов бюджетной сферы
на предмет рационального использования воды, тепловой, электрической
энергии и соответствия фактически предъявленной сумме к оплате, согласно
заключенных договоров на основании расчетов, фактическому потреблению.
С этой целью на трех объектах городского отдела образования были оборудованы водомерные узлы в соответствии с проектом и строительными нормами и правилами и установлены приборы учета.
Проведенные исследования показали, что при установке приборов учета
даже без проведения соответствующих мероприятий происходит сокращение
затрат бюджетных средств за указанные коммунальные услуги: по воде - на
30%, по теплу - на 20%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10