Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании
разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).
Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и
деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на
формирование экономической структуры общества, границ приватизации,
взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в
Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:
1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;
2) введение чековой (или купонной) системы;
3) низкая доходность приватизации;
4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое
одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.
Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки
при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к
«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом
деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного
процесса как инструмента государственного регулирования.
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с
экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
- приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ;
- приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения;
- изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи;
- обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
- приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
- каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю
Не все эти принципы удалось осуществить в российской приватизации, о которой идет речь в следующей главе.
ПРИВАТИЗАЦИЯ В РОССИИ
Процесс приватизации в России рассматривался правительством как важнейшая часть экономической реформы преобразования командной экономики в рыночную и состоял из двух этапов: ваучерной и денежной приватизации.
Первый этап: ваучерная приватизация
Неопределенность прав собственности в СССР, особенно после смягчения
тоталитарного режима в середине 50-х годов. Широко распространилось
растаскивание общественной собственности, особенно во время перестройки.
Все это привело к возникновению спонтанной приватизации, которая началась
гораздо раньше принятой правительством в 92 году программы приватизации.
Так, предприятиям давалось все больше прав, однако никакого
дисциплинирующего механизма в форме банкротства (жесткого бюджетного
ограничения) не существовало. Реальные рычаги управления предприятиями были
утеряны , при этом вокруг предприятий начали плодится кооперативы, в
которые уходили наличные деньги. Процесс спонтанной приватизации принимал
все более криминальный и неуправляемый характер.
Правительство принимает единственно верное решение начать
государственную приватизацию. Разумеется, надо иметь в виду, что
приватизация в России качественно отличается от приватизации в проводимой в
западных странах. Сам характер огосударствления социалистической
собственности ставил более глубокие и масштабные задачи: стать инструментом
создания не только новой структуры собственности, но и формирования нового
класса частных собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации», где приватизация рассматривается не только как переход от одной
формы собственности к другой, а как создание нового носителя отношений
собственности. Постановка именно такой задачи диктовалась отсутствием
частного собственника. При наличии времени и финансов возможно было бы
подождать когда такой класс сформируется сам по себе, но такая возможность
отсутствовала. Поэтому её должна была заменить широкомасштабная
приватизация, искусственно устроенным сверху созданием слоя частных
собственников, без которого переход к рыночной экономике в принципе
невозможен.
Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены
«Государственной программой приватизации государственных и муниципальных
предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала
четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом
выкупа, акционирование.
В основу выбора способа приватизации был положен размер предприятия.
По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из
которых устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на
01.01.1994 г.)
Размеры предприятия и условия приватизации [2]
|Категория предприятия |Условия |
|МЕЛКИЕ |
|Менее 200 работников или |Приватизация без |
|стоимость основных фондов |корпоратизации |
|менее 1 млн.руб. | |
|СРЕДНИЕ |
|От 200 до 1000 работников |Добровольная корпоратизация|
|или стоимость основных | |
|фондов от 1 до 50 млн.руб. | |
|КРУПНЫЕ |
|Более тысячи работников или|Обязательная корпоратизация|
|стоимость основных фондов | |
|более 50 млн.руб. | |
Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукцион или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был нацелен на то, чтобы узнать их рыночную стоимость и создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось также, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила, как правило, в два этапа. Сначала проходило акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководства предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях определяемых коллективом.
В первый этап приватизации было вовлечено все население России.
Возможно поэтому она получила название «народной». Инструментом её
проведения послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем
гражданам России. Одновременно приватизация преследовала цель создать
максимум заинтересованных трудовых коллективов в эффективной работе
приватизированных предприятий.
В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот, предоставляемых работникам предприятий.
По первому варианту работники предприятий получали следующие льготы:
- право на привелигерованные акции в объеме 25% уставного капитала. Эти привелигерованные акции не давали права голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению с другими акционерами. Они также получали право на получение своей доли в случае банкротства;
- право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на очень льготных условиях;
- право использования ваучеров при приобретение акций - привилегированных и простых;
- возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму не более 5% уставного капитала.
По второму варианту действовали следующие условия:
- до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизационными чеками;
- общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих вместе с ним в единый промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного фонда.
При третьем варианте группе работников ( не обязательно всему трудовому коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников должна была провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства размере не менее 200 минимальных зарплат, установленных на территории России. В случае выполнения условия члены коллектива получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости.