Разгосударствление собственности и приватизация

-

-

-

Сельское хозяйство

1,6

1,9

2,2

1,6

2,3

2,9

0,4

1,0

0,7

12,4

Строительство

8,9

9,3

10,2

6,8

4,9

4,1

4,3

2,8

2,4

11,8

Транспорт и связь

3,02)

3,0

3,5

2,1

2,4

2,3

1,5

1,9

1,3

6,2

Торговля

33,4

32,1

29,1

27,3

22,6

21,4

16,9

15,7

18,4

23,7

Общественное питание

6,6

5,8

4,4

4,7

3,3

2,1

1,5

1,6

1,9

0,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

...

6,1

7,5

13,6

14,5

11,0

11,0

9,3

8,9

2,8

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

...

0,8

1,2

1,4

1,1

1,3

0,9

1,3

1,3

1,4

Образование

...

0,5

0,6

1,3

0,9

0,9

0,9

1,2

0,9

0,5

Культура и искусство

...

0,7

1,4

1,0

1,0

0,8

0,9

1,0

1,2

0,5

наука и научное обслуживание

...

1,8

2,2

1,2

0,9

0,5

0,6

0,4

0,6

4,6

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

...

4,3

2,9

3,5

4,2

2,4

2,3

1,7

2,2

2,1

Другие отрасли

18,4

13,1

17,5

22,2

31,1

41,2

51,8

56,7

54,8

13,8

Из всего приватизированного государственного и муниципального имущества – имущество отрасли "Бытовое обслуживание населения" (производственные и непроизводственные виды)

17,0

12,1

7,5

7,1

7,4

5,1

4,5

3,6

3,7

     6,9

1) По имущественным комплексам государственных и муниципальных унитарных предприятий (без учета данных Минимущества России).

2) По подотрасли “Автомобильный транспорт”

               

Источник:

Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.


Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили  начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы  общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.

Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.

Приватизация 1993-2003 гг. проводилась на основании решений органов государственной власти и положений действовавших в тот период нормативных правовых актов.

Оценивая целесообразность принятия решения о начале массовой приватизации, необходимо учитывать тот факт, что спонтанная приватизация тысяч предприятий в России началась еще на рубеже 1980-1990-х годов и проводилась зачастую силовыми и криминальными методами.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.


 


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

2. На протяжении 1993–2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами:

-       первый этап – массовая (так называемая ваучерная) приватизация (1992–1994 гг.). Основная задача – создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности;

-       второй этап – денежная приватизация (1994–1999 гг.). Основная задача – пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации.

-       третий этап – совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999–2003 гг.).


3. Приватизация объективно стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов.

Несмотря на то что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был:

-       не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

-       структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий;

-       привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

-       в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.


4. На практике приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам.

5. Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество. В ходе приватизации применялась методика оценки, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка фактически вообще не проводилась.

6. Формальное разгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки не привели к достижению целей, которые были определены в Государственной программе приватизации – формированию “эффективного собственника” и созданию социально ориентированной рыночной экономики.

7. Социальная эффективность приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства граждан при осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоев населения не были соблюдены.

8. С 2003 г. начинается отсчет нового, современного этапа приватизации в Российской Федерации, основная цель которого – устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах реформ в этой сфере, и кардинальное повышение эффективности управления государственным имуществом в целом. Однако тот факт, что “символическая черта” под итогами приватизации государством публично не подведена, приводит к реальным негативным последствиям для экономики (занижение инвестиционных рейтингов Российской Федерации и ее регионов; отсутствие уверенности в стабильности правовых основ приватизации и в предсказуемости действий государства приводит к росту недоверия инвесторов и предпринимателей, является одним из факторов низкой налоговой дисциплины и пр.).















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. – Ст. 2595.

2.     Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024).

3.     Приватизация: сравнительный анализ. Россия, Центральная Азия, арабские страны. (А.М.Васильев, В.Ю.Кукушкин, А.А.Ткаченко Российская академия наук). – М.: Изд-во “Вост. лит.”, 2002.

4.     Радыгин А.Д. Российская приватизационная программа и ее результаты. М.: ИЭПП,1998.

5.     Российская экономика в 1991 году: Тенденции и перспективы. - М.: ИЭПП, 1992 г.

6.     Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. – М.: Издательство “Олита”, 2004.

7.     Дерябина М.А. Приватизация в России: борьба за реальную собственность // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. - Новосибирск, 1996. - N 8. - С. 25-36. 

8.     Евсеенко А.В., Некрасовский К.В., Медведева Л.В. Парадоксы приватизации в свете современного западного опыта // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. - Новосибирск, 1995. - N 7. - С. 119-125.

9.     К.С.Кирюхин. Приватизация в Восточной Европе и России: параллели и отличия // Аналитический вестник Совета Федерации. – М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. - № 7 (163). – С. 38-58.

10. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

11. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика: В 2-х т. Т.1. – М.: ИНФРА – М, 2000.

12.  Курс экономической теории. Учебное пособие под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. М. 1999.

13.  Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.: ИНФРА - М, 1996.

14.  Собственность в экономической системе России / Под ред. В.Н. Черковца, В.М. Кулькова. - М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.

15.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М.: Общество "Знание" России; Центральный институт непрерывного образования, 2001.

16.  Собственность. Итоги приватизации // Экономика и жизнь. - 1996. - № 19.

17.  Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.

18.  Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003









[1] См.: Российская экономика в 1991 году: Тенденции и перспективы. - М.: ИЭПП, 1992 г., с. 4-5.

[2] См.: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 “О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 23 июля 2001 г., 3 апреля 2002 г., 26 марта, 8 августа, 19 ноября 2003 г.) и Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1535 “Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года” (с изменениями от 2 апреля 1997 г., 25 января 1998 г., 26 марта, 25 ноября 2003 г.). Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 370 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации” Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 был частично отменен, в Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1535 внесены существенные изменения.

[3] Например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 1517-II ГД “О ходе приватизации в Российской Федерации  и допущенных нарушениях законодательства  Российской Федерации при ее осуществлении”.

[4] Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288, пункт 20, указанный Закон был признан недействующим и не подлежащим применению.

[5] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024 “О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации”.

[6] См. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать