3. Пути перехода к многообразию форм собственности.
В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы (см.рис). В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.
Структура видов и форм собственности в РФ
|Вид |Государственная|Муниципальная |Частная |Общественная |
|собственности | | | | |
| |Федеральная |Районная, | |Общественных |
|Форма |Субъектов |городская, |Граждан |организаций, |
|собственности |федерации |поселковая и | |партий, церкви |
| | |т.д. | |и т.д. |
Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.
По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.
Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.
Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными
предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др.
Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран
мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт
сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная
собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на
селе.
Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность.
Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.
По правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.
Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.
В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности. Предприниматель имеет право без ограничений и на собственный риск принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую законодательству.
Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах,
где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы
(Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в
Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций;
подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья
квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития
конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-
15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа.
Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп
предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в
аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.
Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников- предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики.
Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама
концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано
официально. В результате, происходила своеобразная приватизация
государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление
государственной собственности. Смена собственников не привела к
эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство
естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В
связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы
другими странами:
1. дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
2. разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;
3. предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.
4. Формы собственности в переходной экономике.
Трансформация собственности - от монополизма к плюрализму форм
Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.
В России и в других государствах СНГ взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.
Госсобственность в переходный период
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами: результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности; федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами; объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях; реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.
Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление
монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу
1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства
достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства
монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры
оказались по разные стороны новых государственных границ.
Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
В преодолении монополизма может играть положительную роль использование
опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В
частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической
свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние
фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950
г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение
антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до
100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд
может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы,
пострадавшей от монополизма.
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую
степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка
предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист
ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть
не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%,
4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании
установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.
Заключение.
Работая над своей курсовой работой, я преследовала целью не только оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода.
Переход к рынку, как мы уже отмечали, - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас.
Хотелось бы отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного,
как мы думаем, пути. Ведь переход к рынку является показателем
демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности
каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают
самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у
нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно,
однако мы уверены, что, если пройдём весь этот трудный путь до конца,
Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.
Список литературы:
Страницы: 1, 2