Project и др.); средства конфигурационного управления (PVCS (Intersolv)); средства тестирования (Quality Works (Segue Software)); средства документирования (SoDA (Rational Software)).
На сегодняшний день Российский рынок программного обеспечения
располагает следующими наиболее развитыми CASE-средствами:
Vantage Team Builder (Westmount I-CASE);
Designer/2000;
Silverrun;
ERwin+BPwin;
S-Designor;
CASE.Аналитик.
Кроме того, на рынке постоянно появляются как новые для отечественных
пользователей системы (например, CASE /4/0, PRO-IV, System Architect,
Visible Analyst Workbench, EasyCASE), так и новые версии и модификации
перечисленных систем.
Глава. Разработка концептуальной модели информационной системы для
поддержки принятия управленческих решений при формировании маркетинговой
стратегии региона
Процесс создания и внедрения любой ИС принято разделять на четыре
последовательные фазы: анализ, глобальное проектирование (проектирование
архитектуры системы), детальное проектирование и реализация
(программирование). Разработка концепции ИС ограничивается первыми двумя
фазами: анализ предметной области и глобальное проектирование, т.е.
представление ИС в «целом». При этом фаза глобального проектирования не
предусматривает детальную декомпозицию ИС и процессов, происходящих в ней.
Анализ предметной области
Разработка и осуществление комплексной маркетинговой стратегии региона представляет собой сложный процесс, включающий в себя несколько этапов: определение целевых рынков покупателей услуг региона; анализ экономической, социальной, политической, культурной и экологической ситуации в регионе, анализ законодательной и сырьевой базы, уровень развития инфраструктуры (дороги, транспорт, гостиницы, рестораны и т.д.); определение основных рисков и их значимость для целевых групп покупателей; выявление значимости каждой из вышеперечисленных составляющих для покупателей услуг региона; анализ ситуации в соседних регионах.
Определение целевых рынков покупателей услуг территории. Покупателями услуг территории могут быть физические и юридические лица, которые а) очень важны для населенного пункта (например, градообразующие предприятия); б) представляют для него интерес (разовые посетители); в) не представляют для него интереса (криминальные элементы).
В целом можно выделить четыре основных целевых рынка покупателей:
Приезжие
Жители и работающие по найму
Отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.), инвесторы
Внешние рынки
Охарактеризуем коротко каждый из них.
Рынок приезжих складывается из деловых (бизнесмены, командировочные, коммивояжеры) и частных посетителей (туристы, путешественники, друзья или родственники).
Второй важный целевой рынок представляют жители и работающие по найму. Основной характеристикой этой группы является долговременное присутствие ее представителей на конкретной территории, что означает хорошее знание представителями этой группы региона, его проблем и возможностей.
Третью категорию целевых рынков образуют отрасли промышленности и инвесторы. Как правило, все регионы стремятся усилить свой экономический базис, чтобы привлечь инвестиции в создание новых или в развитие существующих предприятий, что позволит создать для своих жителей новые рабочие места и получить дополнительные бюджетные доходы. Предпосылкой выступает соответствие территории критериям размещения производительных сил: инвестиционному климату, качеству жизни, доступности, качеству трудовых ресурсов и т.д.
Четвертая группа целевых рынков - это отечественные инорегиональные и международные рынки, т.е. способность региона производить товары и услуги, необходимые находящимся за его пределами другим территориям, физическим и юридическим лицам.
Оценка потенциала региона. При разработке маркетинговой стратегии
оценку потенциала региона целесообразно проводить комплексно, т.е.
одновременно учитывать следующие составляющие:
Экономическая ситуация в регионе;
Социальная ситуация в регионе;
Политическая ситуация в регионе;
Ресурсная база;
Экология региона;
Уровень развития инфраструктуры;
Законодательная база (возможности для ведения бизнеса, защищенность,
гарантии);
Культурно-историческое наследие, менталитет жителей региона.
Оценку каждой составляющей удобно проводить бальным методом единой размерности с целью более удобной графической интерпретации. Другими словами, оценивая экономический потенциал региона по двадцатибальной шкале, оценка социальной и других составляющих также должна проходить на шкале, имеющей размерность от 0 до 20 баллов. Таким образом, при формировании комплексной оценки потенциала региона необходимо разработать метод бальной оценки с учетом веса каждого показателя.
Экономическая ситуация в регионе. Комплексная составляющая, определяемая набором макроэкономических показателей, таких как объемы и качественный состав экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых операций региона, ВРП региона, ВВП, дефицит/профицит бюджета региона, средний уровень зарплат, стоимость покупательской корзины и т.д. Предполагается выставление комплексной оценки с учетом веса каждого параметра.
Кроме того, целесообразно также учитывать потенциал региона в
отраслевом разрезе. Другими словами необходимо показать, какие отрасли,
представленные в регионе, имеют больший потенциал для развития, а какие
наоборот, подвержены тенденции сокращения и, возможно, ухода из региона.
При оценке потенциала региона в отраслевом разрезе также целесообразно
использовать бальный метод, основанный на оценках экспертами фактических
показателей деятельности предприятий отрасли. Такая оценка должна
основываться на реальных цифрах, характеризующих работу предприятий отрасли
и полученных в результате расчета (анализа) следующих показателей:
оценка вероятности банкротства, платежеспособности, финансовой
устойчивости, кредитоспособности и рыночной стоимости предприятия
расчет показателей эффективности, платежеспособности, ликвидности и
финансовой устойчивости
расчет класса кредитоспособности предприятия
сопоставление темпов изменения цен на реализованную продукцию и основные
виды материальных ресурсов
отслеживание в динамике изменений структуры себестоимости и выручки
оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия
оценка эффективности использования трудовых, материально-сырьевых и
топливно-энергетических ресурсов и др.
Исходной информацией для анализа являются данные месячной, квартальной или годовой отчетности предприятия: баланс, отчет о прибылях и убытках, структура выручки и затрат на производство.
Результатом такой оценки послужит следующая диаграмма, позволяющая наглядно оценить потенциал региона в отраслевом разрезе (рисунок 27)
[pic]
Пример графической интерпретации бальной оценки отраслей промышленности региона
Если же построить подобную диаграмму на основании данных соседнего
региона и сопоставить с оценками потенциала рассматриваемого региона, то
несложно увидеть слабые и сильные стороны по сравнению с соседним регионом.
Пример такой диаграммы представлен на рисунке 28.
Информацию о потенциале региона в отраслевом разрезе целесообразно представлять вместе с бальной оценкой экономического потенциала региона.
[pic]
Пример сравнительного анализа бальных оценок отраслей промышленности двух регионов
Социальная ситуация в регионе. Включает в себя уровень преступности, продолжительность жизни, уровень смертности и рождаемости, уровень образованности населения. Комплексная бальная оценка потенциала региона по этой составляющей выставляется экспертами с учетом значимости перечисленных выше параметров.
Политическая ситуация в регионе. Включает в себя политическую стабильность, включающую взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, имидж администрации и законодательного органа, наличие/отсутствие реакционных политических сил, текучесть кадров среди высшего управленческого состава администрации региона. Экспертам, выставляющим комплексную бальную оценку, необходимо учитывать вес каждого параметра, оказывающего влияние на общую политическую ситуацию в регионе.
Ресурсная база. Принято выделять две группы ресурсов региона: наличие полезных ископаемых, доступность дешевой электроэнергии; и наличие и качество человеческого ресурса. Комплексная оценка может выставляться как общая, так и по группам ресурсов в отдельности. При оценке ресурсов, объединенных в группу «сырьевые ресурсы» необходимо учитывать как количественный, так и качественный состав, а так же доступность этих ресурсов (сложность добычи, удаленность и т.п.). При оценке человеческих ресурсов необходимо учитывать уровень образованности населения и ситуацию на рынке труда (избыток или дефицит рабочей силы).
В силу неравномерности географического распределения сырьевых ресурсов, целесообразным представляется выделение оценки обеспеченности региона такими ресурсами в отдельную группу для более корректного сравнения потенциала региона с соответствующим потенциалом соседнего, т.к. комплексная оценка не будет полностью и точно отражать ресурсный потенциал региона. Кроме того, такое выделение может преследовать и еще одну цель: оценка перспектив функционирования (или создания) предприятий отдельных отраслей, деятельность которых в значительной степени зависит от наличия конкретных сырьевых ресурсов.
Экологическая ситуация в регионе. В последнее время экология
приобретает все большую важность при маркетинговом продвижении региона.
Эта составляющая имеет большое значение не только для жителей региона и
приезжих, но так же становиться одним из определяющих параметров при
решении строительства/поддержки отдельных предприятий региона. Экологически
небезопасные предприятия негативно влияют на имидж региона и косвенно
препятствуют развитию «чистого» производства. Комплексная взвешенная оценка
экологической составляющей должна проводиться всеми заинтересованными
группами с целью ее приближения к объективной картине.
Уровень развития инфраструктуры. Речь идет о наличии и степени развития автомобильных и железнодорожных дорог, уровне развития общественного транспорта, наличии и статуса аэропортов, гостиниц, кафе, работы правохранительных органов и социальных служб и т.д. Уровень развития инфраструктуры очень важен для всех целевых групп покупателей услуг и продукции региона. Оценка этой составляющей так же должна быть взвешенной, т.е. с учетом важности каждого параметра, формирующего общую инфраструктуру региона.
Законодательная база. Отражает степень защищенности законами каждого из участников маркетинга региона, а так же легальные возможности реализации их целей. Развитая законодательная база должна регулировать все аспекты деятельности каждого из участников маркетинга региона, при этом не допуская многостороннего истолкования законодательных актов. С одной стороны, законодательная база должна гарантировать максимальную степень защиты деятельности всех участников, и с другой стороны предоставлять максимум возможностей для ведения и развития такой деятельности. Комплексная оценка должна учитывать как первое, так и второе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17