Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
p> Культурно-историческое наследие и менталитет граждан, населяющих регион. Является определяющим параметром при принятии решений первой группой целевых покупателей услуг территории – приезжих. Однако стоит заметить, что если для людей, приезжающих в качестве туристов, этот параметр является действительно определяющим, то для людей, приезжающих в качестве деловых посетителей, он служит, пожалуй, лишь дополнительным стимулом. Комплексную оценку этого параметра целесообразно выставлять на основании впечатлений уже приезжавших в регион туристов и деловых посетителей. Такая оценка может быть дана в результате анкетного опроса побывавших уже в регионе людей. Организовать такой анкетный опрос можно с помощью сети Интернет, разместив там соответствующую анкету.

Получив общую бальную оценку каждой из составляющих потенциала региона, становиться возможным графическое представление потенциала региона и его сравнение с аналогичной бальной оценкой любого другого региона. Такая графическая интерпретация потенциала региона облегчает понимание места региона среди других и формирует первоначальную базу для принятия решений относительно задач маркетинговой стратегии и ее основных путей реализации.
Пример графической интерпретации потенциала региона приведен в приложении
А.

Выявление и оценка рисков для каждой из целевых групп рынков покупателей услуг и продукции региона. Целевые группы покупателей отличаются друг от друга по типу и преследуемым целям, что в свою очередь, приводит к дифференциации рисков и их значимости для каждой из групп. Тем не менее, выделяются несколько видов рисков, имеющих значение для всех целевых групп. К таким рискам относятся:
Экономический риск;
Политический риск;
Социальный риск;
Экологический риск;
Риск, связанный с законодательной базой региона.

Охарактеризуем кратко каждый из них и значимость этих рисков для каждой из целевых групп покупателей.

Экономический риск. Заключается в возможности ухудшения макроэкономической ситуации в регионе в силу каких-либо причин. Наиболее значимым экономический риск является для третьей целевой группы покупателей
– отрасли экономики и инвесторы, а так же для второй группы – жители и работающие по найму. Риск ухудшения экономической ситуации в регионе прямо повлияет на уровень доходов представителей этих групп. Основной задачей администрации региона в этом направлении является минимизация экономического риска – т.е. стабилизация экономических процессов, происходящих в регионе. Экспертная оценка риска отражает совокупный экономический риск, связанный с конкретным регионом. Такая оценка позволит сравнить экономические риски нескольких регионов и определить место рассматриваемого в общем наборе.

Политический риск связан с политической нестабильностью в регионе – конфликты властей (законодательной и исполнительной), конфликты региона с федеральным правительством, текучесть кадров высшего управленческого звена.
Как и в случае экономического риска, оценка политического отражает совокупный риск, вызванный политической ситуацией в регионе.

Социальный риск. Напрямую связан с социальной стабильностью в регионе. Отражает наличие и/или возможность появления в регионе новых негативных социальных явлений таких как: безработица, забастовки, преступность, рост смертности, ухудшение здоровья и продолжительности жизни граждан, снижение коэффициента общей образованности населения.

Экологический риск. Зависит от многих параметров, но определяющим является наличие на территории региона экологически-опасных предприятий.
Оценивается не только риск возникновения какой-либо техногенной катастрофы, но и текущее состояние экологии региона: уровень загрязнения атмосферы, водных ресурсов и почвы, качественный состав веществ-загрязнителей и возможность минимизации их влияния на окружающую среду. Риск, связанный с экологией региона, является очень важным параметром при оценке региона первой целевой группой – приезжими.

Риск, связанный с законодательной базой региона заключается в несовершенстве законодательных актов, обязательных к исполнению на территории региона. Причинами риска могут являться ограничения на некоторые виды деятельности, накладываемые применимым региональным законодательством, отсутствие или недостаточный уровень гарантий, обеспечиваемый законами, а также неоднозначное толкование законодательных актов, вызванное нечеткими определениями. Оценка общего риска, связанного с региональной законодательной базой, отражает с одной стороны уровень развития и качество законодательной базы региона и, с другой стороны, уровень негативного влияния на принятие решений целевыми группами. Чем больше экспертная оценка риска, тем такое влияние сильнее.

Комплексная оценка основных рисков должна представляться с учетом важности каждого из рисков для всех целевых групп рынков покупателей услуг и товаров региона, что позволит создать базу для разработки действий по минимизации перечисленных рисков для каждой из целевых групп. Сопоставление рисков двух регионов может оказать реальную поддержку при определении сильных и слабых сторон региона с точки зрения значимости рисков для целевых групп рынков маркетинговой стратегии. Пример графической интерпретации рисков приведен в приложении Б.

Аналогичный анализ потенциала и рисков регионов-конкурентов позволит более объективно определить место региона среди других, и, исходя из этого, приступить к разработке адекватной маркетинговой стратегии региона.


Проект информационной системы

Назначение информационной системы. Исходя из анализа предметной области, включающего в себя описание методов оценки и представления результатов такой оценки, становиться возможным сформулировать назначение информационной системы:

Основным назначением разрабатываемой информационной системы является предоставление среды для расчета взвешенных экспертных оценок, представление рассчитанных оценок в графическом и текстовом виде, что обеспечит поддержку принятия следующих основных групп управленческих решений, направленных на разработку и реализацию маркетинговой стратегии, а так же анализ результатов такой стратегии:
Решения о поддержки отдельных видов отраслей промышленности на основании рассчитанной комплексной оценки потенциала региона в отраслевом разрезе;
Решения о развитии отдельных отраслей промышленности, до этого неразвитых или слаборазвитых на территории региона на основании рассчитанных оценок ресурсного потенциала региона;
Решения относительно поддержки и развития перспективных экспортных направлений на основании сравнения рассчитанных экспертных оценок ресурсного и отраслевого потенциалов регионов;
Решения относительно оздоровления экологии региона на основании полученной оценки экологического потенциала региона и аналогичного риска, который может послужить барьером получения желаемых результатов маркетинговой стратегии региона;
Решения, направленные на изменение ситуации в социальной сфере (например, дополнительное финансирование правохранительных органов) на основании рассчитанной оценки социальной ситуации в регионе с учетом веса каждой составляющей и на основании рассчитанной оценки социального риска с учетом его значимости для каждой из целевых групп;
Решения, направленные на укрепление и развитие законодательной базы региона на основании полученных результатов анализа существующей и оценки риска, связанного с несовершенством региональных законов;
Решения, направленные на развитие инфраструктуры региона на основании рассчитанных экспертных оценок существующей инфраструктуры с учетом ее важности для каждой из целевых групп;
Решения, направленные на развитие культуры региона и на поддержку культурного наследия региона. Примером таких решений может быть решение о проведении музейных выставок, поддержки этнических групп и другие. Решения принимаются на основании рассчитанной оценки культурного потенциала региона.

Кроме того, информационная система должна предоставлять удобный инструментарий для учета наиболее перспективных предприятий региона, являющихся потенциальными объектами инвестиций или уже находящихся на стадии разработки или реализации инвестиционного проекта.

Модель информационной системы должна быть основана на современных методах моделирования, а сама система – на передовых технологиях в сфере информационных технологий. Информационная система должна быть проста и удобна, предоставлять возможности дальнейшей ее доработки, т.е. иметь открытую архитектуру. Информационная система должна соответствовать современным методам защиты информации и разграничению прав пользователей, что означает необходимость создания соответствующей подсистемы. Система должна предоставлять возможность формирования отчетов по всей информации, содержащейся в ней. Особенностью системы должно являться разнообразие источников информации и взаимосвязей, большое количество информационных и аналитических материалов, широкий состав требуемых показателей, необходимость обеспечения оперативности и достоверности информации.

Данные особенности определяют основные принципы построения:
Система строится на основе эффективной и надежной системы управления базой данных, позволяющей оперативно выполнять самые сложные запросы большого количества пользователей одновременно.
Система обеспечивает возможность доставки информации потребителю разнообразными способами и по самым разным физическим каналам, то есть имеется возможность работы в архитектурах Intranet, клиент-сервер и в трехуровневой архитектуре.
Система обладает информационной открытостью, т.е. возможностью расширения и углубления базы данных, добавления в процессе работы новых структур данных без нарушения функционирования работающих информационных подсистем.
Система функционально открыта к адаптации и модернизации, что гарантирует независимость базы данных от программного обеспечения, осуществляющего доступ к данным.
Защита информации и разграничение прав доступа к информации как на уровне данных, так и на уровне приложений.

В соответствии с назначением и требованиям к информационной системе, предлагается следующая структура:

Подсистема формирования методов оценки потенциала региона и рисков с учетом веса каждой составляющей. Модуль должен предоставлять удобный инструментарий для разработки методов оценки потенциала региона, включая возможность отдельной разработки методов оценки потенциала региона в отраслевом разрезе, а так же среду для разработки методов оценки ресурсного потенциала. Подсистема должна обеспечивать возможность разработки нескольких методов. Кроме того, подсистема обеспечивает удобную среду для заполнения главной базы данных информационной системы.

Подсистема оценки потенциала региона. Обеспечивает расчет бальной оценки потенциала региона по всем составляющим с учетом веса каждого из параметров по методу, разработанному с помощью подсистемы, описанной выше.
Также, подсистема обеспечивает графическую интерпретацию полученных результатов. Кроме того, подсистема позволяет проводить сравнительный численный анализ полученных оценок с аналогичными оценками другого региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать