Или: как обслуживают жителей в паспортном столе, в службе занятости, на почте и т.д.?
Основная предпосылка - органы власти и управления делают все, чтобы упростить решение повседневных задач жителей и приезжих, добиться как можно более высокого уровня "внутреннего" и "внешнего" сервиса.
Организационно структура включает совет по управлению региональным маркетингом (представительный орган), дирекцию по реализации регионального маркетинга (исполнительный орган), консультативный совет (советников) и рабочие группы (рисунок 3).
Организационная структура отдела Регионального Маркетинга
В администрации отвечают за эту работу подразделения по закрепленным за ним функциям: экономики, транспорта, образования, туризма и т.д.
Для привлечения посетителей населенные пункты открывают бюро по туризму и организации съездов, конгрессов. В крупных городах может быть даже несколько таких организаций, конкурирующих за бюджетные средства.
Далее, создается ведомство (некоммерческая организация) по стимулированию экономического развития, страховое общество по минимизации предпринимательских рисков, общество стимулирования экспортно-импортных операций по типу Торгово-промышленных палат.
Общим принципом работы всех этих учреждений является сотрудничество региональных органов власти и граждан, бизнеса - так называемый принцип партнерства государства и частного сектора - Public-Private-Partnership.
Информационный маркетинг региона
Определение информационного маркетинга региона. При осуществлении
маркетинга региона необходимо рассматривать четыре составляющие:
Место или географическое положение региона;
Продукт или присущие данной территории преимущества и недостатки;
Цена или расходы покупателей услуг региона, связанные с пребыванием или
бизнесом на данной территории (например, расходы инвесторов, связанные с
размещением и эксплуатацией инвестиций, вложенных в экономику региона).
Здесь, в первую очередь, учитываются стоимость различных услуг, налоговые
льготы, предоставление гарантий, тарифная политика и т.п.;
Продвижение или информационный маркетинг региона.
В настоящей части мы рассмотрим последнюю составляющую: информационный маркетинг региона. Основой информационного маркетинга региона являются три из обозначенных в предыдущей части стратегических направлений маркетинга региона: маркетинг имиджа; обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций; реклама и коммуникации.
Информационный маркетинг региона - совокупность действий, направленных на продвижение положительной информации о регионе с целью создания, как во внутренней, так и во внешней среде, благоприятного отношения к региону, а также к продукции, выпускаемой на его территории и региональным условиям ведения бизнеса.
В связи с ограниченностью ресурсов регионов, в настоящее время они вынуждены обращаться к внешней среде с целью их приобретения. Это происходит как в случае привлечения инвестиций, так и в случае реализации товаров и услуг, предлагаемых данной территорией. Обращение к внешней среде происходит посредством информации, управление которой и является одной главных целей информационного маркетинга.
По оценкам специалистов, информационная прозрачность вместе с
разумной экономической политикой, представляют собой региональный ресурс,
который намного ценнее нефти, алмазов и прочего сырья. (EA-Ratings, РЦБ,
№5, 1999 год). Основная цель, на которую направлен информационный маркетинг
- использование этого важнейшего ресурса. Профессиональное раскрытие и
продвижение информации, в стандартах, понятных как для внешней, так и для
внутренней среды, является одним из важнейших стратегических резервов
региона. В России пока ещё крайне мало примеров, когда региональные и
муниципальные власти всерьёз занимаются проблемой продвижения информации и
поддержания благоприятного имиджа территории. Сегодняшняя ситуация такова,
что без информации не будет доверия. Без доверия не будет инвестиций и
развития производства. Без развития производства не будет экономического
роста.
За последнее время, несмотря на экономический кризис, внимание к
регионам со стороны потенциальных партнёров не ослабевает. Однако теперь
уже невозможно налаживать внешние и внутренние связи простыми разговорами о
потенциале и желании работать. Гораздо лучшее впечатление на потенциальных
партнёров производит спокойный и честный разговор о проблемах (которые нет
смысла скрывать). Диалог с бизнесом - это не только встречи и переговоры.
Большой эффект дают разумные публикации в СМИ, имеющих "целевую" аудиторию,
разработка и рассылка по специальным базам данных профессионально
подготовленных презентационных материалов, правдиво рассказывающих о
возможностях и рисках региона, территории. Немаловажно, что в ситуации,
когда практически все СМИ, каждый день без устали дают негативную
информацию о стране, о кризисе в её экономике, любые действия местных
властей, направленные на рассказ о реальных мерах, предпринимаемых для
решения экономических и социальных проблем региона, способны дать
положительный эффект, как в инвестиционной, так и в политической областях.
При этом важно, чтобы это были не "разовые всплески", а хорошо продуманная
и подготовленная программа.
Стратегические направления информационного маркетинга региона.
Осуществление информационного маркетинга региона, как правило,
предусматривает следующие направления: регулярные публикации о регионе,
освещающие вопросы функционирования региональной экономики, привлечения и
работы инвестиций.
В этих публикациях должны освещаться вопросы законодательного регулирования экономической деятельности и инвестиционной активности на региональном уровне, бюджетного планирования, новости эмитентов, лучшие инвестиционные проекты, т.е. всё, что имеет отношение к экономическому развитию региона. Формы публикаций могут варьироваться: от обзорных статей и аналитических справок до регулярно выходящей (с периодичностью от 1 раза в месяц до 1 раза в полугодие) вкладки в изданиях экономической направленности.
Подготовка специальных информационных и презентационных документов.
Здесь речь идёт об изготовлении специальных "стандартных" документов,
которые даже в настоящее время, несмотря на повсеместные разговоры об этом,
есть далеко не у всех. Это годовые отчёты ведущих предприятий региона,
информационные меморандумы региональной администрации, подготовленные по
международным стандартам. Подобные документы издаются как в печатном, так и
в электронном виде.
Распространение информации о регионе по официальным каналам: представительского пакет региона распространяется по следующим направлениям: а) потенциальным клиентам, посещающим область по линии администрации области и/или органов местного самоуправления; б) потенциальным клиентам, посещающим область по линии конкретных предприятий и организаций; в) через посещающие область официальные делегации; г) через проводимые в России и за рубежом выставки, ярмарки, конференции, другие информационные миссии, в которых область принимает участие; д) через торговые представительства области и Российской Федерации за рубежом; е) через представительства зарубежных стран в России; ж) через российские, зарубежные и международные организации содействия бизнесу, туристические фирмы, СМИ и т.д.
А также прямая рассылка предложений о сотрудничестве и инвестиционных проектов; прямые маркетинговые действия; проведение рекламных и PR- кампаний; предоставление услуг посетителям региона.
Стратегические направления информационного маркетинга региона можно
структурировать в виде ответов на вопросы потенциального партнёра:
Недостаток информации об инвестиционном климате региона, его потенциале и
ресурсной базе.
Это вопрос, на который получить ответ в настоящее время крайне
сложно. Широкому кругу потенциальных партнёров практически ничего
неизвестно о потенциале, ресурсах, инвестиционном климате большинства
российских регионов, что, в частности, отмечают и эксперты. По результатам
инвестиционного рейтинга российских регионов в журнале Эксперт №39 от 19
октября 1998 года отмечается, что существенным фактором недоинвестирования
является слабая информированность об инвестиционном климате того или иного
региона России.
Недостаток информации о социально-политическом и экономическом положении
региона.
Социально-политическая и экономическая ситуация в регионах зачастую
известна лишь по сообщениям об очередных акциях протеста и забастовках.
Кузбасс и Воркута - регионы с недовольным населением, которое может выйти
на рельсы. Во Владивостоке постоянные перебои с электроэнергией и
теплоснабжением. В Москве строятся новые дороги европейского уровня и
высокий уровень жизни. В Красноярске - богатейшие предприятия, руководимые
не совсем чистыми на руку менеджерами. Для ответа на этот и предыдущий
вопрос необходимо предоставить потенциальным клиентом доступ к объективной,
структурированной информации о социально-экономиеской ситуации,
инвестиционном климате и т.д. данного региона. Такой доступ может быть
организован, например, через Интернет, посредством проведения
информационных миссий.
Недостаток информации о продукции, производимой регионом.
Все в России знают, что вологодское масло производится в Вологде,
самовары делают в Туле, автомобили ВАЗ - в Тольятти. Что производится в
большинстве других российских регионов - пока тайна за семью печатями. Этой
продукции на рынке не видно, следовательно, не видно и региональных
экономик, стоящих за этим товаром. Вывод, который могут сделать
потенциальные партнёры или инвесторы: не видно экономик, значит их нет,
либо они крайне неэффективно работают. Здесь эффективно применение рекламы
продукции, доля которой имеет тенденцию к росту в общем объеме
регионального производства.
Недостаток информации о путях и темпах развития региона, его экономики и
предприятий.
Небольшой объём статической информации, предоставляемой во внешнюю
среду, как правило, не даёт представления о том, что делалось или не
делалось в регионе для достижения тех или иных результатов, есть ли у
территории перспектива и может ли она развиваться. Когда распространяется
информация о пуске нового предприятия по производству автомобилей KIA в
Калининграде, никто не даёт информации о том, что было сделано для того,
чтобы предприятие заработало. Вообще непонятно, почему построен завод по
производству шоколада в Чудове, насколько успешно он работает, и почему его
построили именно там. На вопрос, что является основой экономики Курской
области ответ найти также непросто. Понятно, что в России много регионов,
они различны и в то же самое время поразительно похожи друг на друга:
похожи своей безликостью и инертностью. Поэтому в настоящее время
идентификация региона не представляет большой трудности.
Недостаток информации о репутации данного региона во внешней среде: какая
продукция, выпускаемая на его территории, пользуется спросом и известна
потребителям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17