Рецензия на статью Ю.М. Лужкова "Стабилизационный фонд – «лекарство от развития»"

Подводя итог своей статьи, Юрий Михайлович подчеркивает, что «фонд - не кубышка, а инструмент развития». А чтобы это осознать, требуется всестороннее, гласное и компетентное обсуждение вопросов управления Стабилизационным фондом. И прежде всего государству, правительству с помощью общественности надо ответить на главный вопрос: "Для чего и для кого в России создан Стабилизационный фонд?"

Опубликованная Лужковым статья вызвала широкий резонанс в СМИ, среди населения, и живую реакцию Минфина,  положив начало открытой дискуссии.

В своих последующих публикациях мэр Москвы предлагал, например, использовать распространенную в мире практику, когда создается не один, а два бюджетных фонда. Один играет роль антикризисной финансовой “подушки” бюджета, другой предназначен для целей развития. При этом если “накопительный” Стабфонд может оставаться в ведении правительства, то определение приоритетов и направлений использования Фонда развития следует передать специальному совету при президенте России.

Несоответствие взглядов Министерства финансов и Счетной  палаты РФ на расходование средств Стабилизационного фонда вызвало их противостояние между собой. В феврале 2005 года Счетная палата РФ опубликовала свои выводы по отчету о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2004 года. Представители Счетной палаты сообщили о потерях Стабфонда из-за инфляции, составивших довольно приличную сумму - 23 млрд. рублей. По мнению контролеров, в течение 2004 г. размещение средств не осуществлялось в связи с тем, что не были разработаны необходимые нормативные акты, что и послужило причиной потерь.

Минфин в свою очередь обвинил Счетную палату в некомпетенции, заявив, что Выводы Счетной палаты (СП) РФ о потерях стабилизационного фонда от инфляции «свидетельствуют о недостаточном знании законодательства о Стабфонде и макроэкономической ситуации", считают в Министерстве финансов РФ». Перед журналистами выступил министр финансов Алексей Кудрин и заявил: "Стабфонд используется строго в соответствии с законом. Никаких нарушений, даже минимальных, нет". "Минфин, занимаясь управлением средствами стабилизационного фонда, исходит из максимальной выгоды. Это мы сможем доказать всем. В том числе и проверяющим", - подчеркнул А.Кудрин.

Кроме того в 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;

430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

30 млрд. рублей (эквивалент  1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

В мае 2005 представители Счетной палаты вновь поспешили заявить о том, что средства Стабфонда расходуются нецелесообразно. "Деньги там лежат без движения, и при этом государство еще и заимствует средства", - приводит слова заместителя председателя Счетной палаты Александра Семиколенных радиостанция "Эхо Москвы". На прошедшей вчера встрече в Совете Федерации сенаторы попытались выяснить, почему, располагая огромными средствами Стабфонда, Россия проводит внутренние займы под достаточно высокие проценты. В связи с этим г-н Семиколенных поспешил заявить, что проверка расходования средств Стабилизационного фонда уже включена в план работы на текущий год. По мнению чиновника, необходимо. чтобы средства, накопленные в Стабилизационном фонде, инвестировались. Более того, Счетная палата готова выступить со своими предложениями по инвестированию накопленных в Фонде средств, оживив подостывшее было противостояние с Минфином.

В этом нет ничего удивительного, т. к. огромный денежный мешок, каким многим представляется Стабилизационный фонд, не может не пробуждать аппетитов заинтересованных сторон.

Ю.М. Лужков в 2006 году отметил, что существующая финансовая политика никак не может его устроить. “Такой бешеный Стабилизационный фонд – это омертвление средств, которые не направляются на развитие”, – заявил мэр столицы. И его позиция была созвучна мнению большинства россиян. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 46 регионах страны, только 5 процентов наших сограждан считали, что средства Стабфонда трогать нельзя, что их следует сохранить как неприкосновенный запас на случай резкого падения цен на энергоносители. Люди не видели смысла в накоплении денег ради денег. Важнее, полагали они, вкладывать нефтедоллары в поддержку социальной сферы, в развитие экономики. Лишь 23 процента опрошенных поддержали стремление правительства досрочно выплатить внешний долг за счет средств Стабфонда. Около 61 процента респондентов выступили за то, чтобы деньги фонда приносили пользу внутри страны.

Сколько раз мэр Москвы со свойственной ему эмоциональностью призывал правительство вкладывать “лишние деньги” в сельское хозяйство, науку, образование. Иначе, считает Лужков, Россия “сначала превратится в сырьевой придаток Запада, а потом они нас прихлопнут”. “Мы не допустим, – горячо говорил градоначальник, – чтобы Россия превратилась в страну, качающую нефть и газ. Мы будем бороться за то, чтобы наша страна была страной высочайшего уровня производства и высоких технологий”.



25 апреля 2007 года президент РФ Владимир Путин выступил с обращением к обеим палатам российского парламента, и ключевой темой его послания стала концепция Стабфонда. С одной стороны, президент подтвердил разделение сверхприбылей от экспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально Кудрин:

на резервный фонд, призванный минимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией;

трансферт (выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных программ;

фонд будущих поколений, или фонд сбережений, в который будут зачисляться все нефтегазовые доходы.

Однако третью часть - Фонд будущих поколений - президент изменил. Причем, он не ограничился переименованием его в «Фонд национального благосостояния». Глава государства вложил новый смысл в концепцию: согласно его посланию, средства Фонда должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.

Таким образом, был не только снят запрет на расходование накоплений внутри страны, но и предложены идеи использования ресурсов:

Капитализация институтов развития (Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Корпорация нанотехнологий), призванных устранять инфраструктурные ограничения роста, повышать эффективность расходования природных ресурсов, а также модернизировать и развивать высокотехнологичные промышленные производства.

Решение проблемы пенсионной системы, то есть софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и формирование пенсионного капитала. Кроме того, в дальнейшем средства Фонда национального благосостояния могут расходоваться в случае возникновения необходимости, а также на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

По состоянию на 30 января 2008 года Стабфонд РФ составлял 3 трлн 851,8 млрд рублей ($157,38 млрд). В этот же день он был разделен на две части и прекратил свое существование. В результате разделения сверхприбылей от экспорта углеводородов были образованы Резервный фонд в объеме 3 трлн 069 млрд рублей ($125,4 млрд) и Фонд национального благосостояния в объеме 783 млрд рублей ($32 млрд).

Резервный фонд призван минимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых цен на энергоносители и, согласно плану, должен быть направлен на поддержание макроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией.

Он формируется за счет нефтегазовых доходов, включающих в себя НДПИ на нефть, газ, а также экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты. В случае возникновения необходимости средства Резервного фонда могут быть использованы для финансирования расходов бюджета и досрочного погашения внешнего долга.

Средства Фонда национального благосостояния должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики. По мнению президента Владимира Путина, их необходимо направлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.

В данный фонд будут поступать остатки нефтегазовых доходов, не попавшие в Резервный фонд при его достижении нормативной величины, которая составляет 10% ВВП. Предполагается, что средства Фонда благосостояния могут быть использованы, в частности, для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будет осуществляться путем приобретения долларов США, евро и фунтов стерлингов и их размещения на счетах в Центральном банке РФ, а также путем размещения средств фонда в ряд финансовых активов, номинированных в указанных валютах.

Многие эксперты весьма положительно оценивают разделение Стабфонда, отмечая, что это оправданный шаг правительства. Главный экономист УК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что теперь появилась возможность вложения части средств в более рискованные активы (а, значит, и более доходные), чем государственные бумаги ведущих иностранных государств. По словам Аркадия Дворковича, руководителя экспертного управления президента, деньги из Резервного фонда будут вкладываться, скорее всего, в иностранные «голубые фишки». Формирование двух фондов, по его мнению, снимет Россию с нефтяной зависимости.

Подводя итоги относительно статьи Ю.М. Лужкова «Стабилизационный фонд – «лекарство от развития»,  можно сказать, что его идеи, выдвинутые им практически в самом начале общественно-политической дискуссии о сущности и особенностях функционирования  Стабилизационного фонда РФ, вызвавшие такой широкий и неоднозначный отклик среди различных общественных и политических групп российского народа, оказались пусть и не во всем, но все-таки значимыми и проницательными. В этой рецензии я намерено проследила за всем путем развития и преобразования Стабфонда, потому что большое видится на расстоянии, а лучшим судьей во всех спорах: экономических, политических, социальных – выступает история.

К сожалению, в отличие от многих других стран, в России Стабфонд не стал действенным инструментом защиты и развития экономики. Он до последнего момента больше напоминал огромную "заначку", лежащую мертвым грузом. Досадность ситуации состояла в том, что, как все же справедливо сочли в Минфине, все это богатство практически невозможно вовлечь в реальную экономику – массированный вброс средств Стабфонда в обращение в виде государственных инвестиций практически в любую сферу хозяйственной деятельности приведет скорей к банальному "распилу", но ни как не к экономическому прорыву. Совмещение методов планово-централизованной и рыночной экономик в России с ее слабой государственной властью и повальной коррупцией вряд ли привело бы к чему-то хорошему. Частичная же раздача средств Фонда населению в виде пенсий, зарплат и т.п. (один из вариантов расходования Стабфонда) неизбежно подстегнула бы инфляцию. Определенным выходом из положения могло бы стать инвестирование в инфраструктурные проекты – дороги, порты и т.п., однако и здесь существуют опасности, присущие любому инвестированию государственных средств в странах со смешанным типом экономики. Сегодня, после разделения Стабилизационного фонда на две части, форма преобразилась, но содержание проблемы осталось по существу все то же.  Если зайти на официальный сайт Минфина и нажать на ссылку о предназначении Резервного фонда или Фонда национального благосостояния, ситуация будет очень показательной. Пустота. Отсутствие всякого предназначения. И это несмотря на то, что столько лет прошло с момента образования их предшественника, Стабфонда РФ, столько мнений было высказано, столько ошибок было допущено, но результат остался неизменным. А все потому что до сих пор так и не был найден ответ на главный, стратегический вопрос, заданный еще 4 года назад Юрием Михайловичем Лужковым: для чего же и для кого создавался Стабилизационный фонд?


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать