Помощь на формирование собственного капитала предоставляется в размере до 40% объема капиталовложений, соответственно финансированной доли предприятия. Максимальная помощь одному лицу составляет 700 000 немецких марок, а когда речь идет о приватизации ее размер может достигнуть до 2 млн немецких марок.
Помощь пайщикам является элементом программы помощи на формирование собственного капитала, расходуемого на долевые взносы пайщиков с деловым опытом в капитал малых и средних предприятий. Абсолютный размер этого вида помощи может достигнуть 1 млн немецких марок, а относительный не может превышать величину доли уставного капитала, умноженной на 2,5. Доля пайщика, которому предоставлена помощь, в уставном капитале должна быть не менее 100 000 немецких марок.
Существует также программа DtA в связи с дополнением собственного
капитала, в рамках которой предоставляются дополнительные рисковые средства
для укрепления уставного капитала перспективных предприятий в восточной
Германии.
Кредиты при низкой процентной ставке из специального фонда Программы восстановления Европы предоставляются частным лицам, малым и средним предприятиям, а также лицам свободных профессий (за исключением медиков) на финансирование учреждения новых предприятий и инвестирование в восточногерманских федеральных землях.
Кредитный поток в размере 1 млн немецких марок и предельная доля финансирования в рамках 50% остаются в силе для всех инвестиционных проектов вне зависимости от происхождения инвесторов.
В принципе такой кредит может быть предоставлен только предприятиям, чей годичный оборот не превышает 50 млн немецких марок. В тех случаях, когда капиталовложения направлены на защиту окружающей среды.
Заявление на получение кредитов при низкой процентной ставке из
Специального фонда Программы восстановления Европы могут подавать немецкие
фирмы и те иностранные компании, у которых на территории восточногерманских
земель имеются независимые филиалы либо в зарегистрированном там совместном
предприятии.
Кредитный институт восстановления (KfW) и Германский Компенсационный банк (DtA) отвечают в ФРГ за осуществление мероприятий по линии Программы восстановления Европы (оказание помощи при учреждении новых предприятий, развитии экономической деятельности и роста долевого участия).
Кроме того DtA имеет свою программу помощи при учреждении предприятий, в рамках которой предоставляет собственные средства для учреждения или становления частных предприятий в восточной Германии. Вместес видами другой государственной помощи кредит, предоставленный DtA его максимальный размер составляет 4 млн немецких марок), может компенсировать до 75% от инвестиционных затрат при этом режиме финансирования.
Кредитная программа Кредитного института восстановления (KfW) чрезвычайно важны для долгосрочного финансирования инвестиционных проектов в производстве и торговле, в муниципальном и жилищном строительстве на территории восточной Германии. Институт предлагает инвесторам долгосрочные займы при выгодных, твердых процентных ставках. Заемщикам также предоставляется начальный период в 2-5 лет, в течение которого они освобождаются от погашения основного размера кредита.
Программа KfW по предоставлению кредитов представителям среднего
класса направлено на поощрение учреждения, укрепление или расширение малых
и средних предприятий в восточногерманских федеральных землях. Отпускаемые
средства предназначены для малых и средных хозяйственных предприятий с
годичным оборотом не более 1 млн немецких марок, а также для лиц свободных
профессий. Обычно максимальный размер кредита по этой программе составляет
10 млн немецких марок.
Все проекты, нуждающиеся в долгосрочном финансировании, получают содействие при осуществлении таких инициатив, как например:
- закупка земли и зданий;
- инвестиции в строительство;
- закупка машин и транспортных средств;
- оборудование для заводов и магазинов;
- исследовательские проекты для разработки новой продукции;
- приобретение нематериальных активов;
- финансирование покупной цены для приобретения компаний, включительно в ходе обоих видов менеджерской приватизации.
Из фонда KfW для поощрения долевого участия в капитале восточногерманских компаний предоставляют кредиты при благоприятных процентах, которые предназначены для рефинансирования долевого участия в малых и средних предприятиях, разместивших свою производственную базу на территории новых федеральных земель. Кредиты на рефинансирование компенсирует до 100% или (в общем случае) до10 млн немецких марок долевого участия в капитале. Предприятия, на которых внедряются новые технологии, могут рассчитывать на преференциальное отношение.
Кредиты (на 2 млн. немецких марок) из консолидационного фонда федеральных земель могут получить приватизированные и реприватизированные восточногерманские предприятия с хорошими перспективами будущего развития, однако испытывающие временно финансовые затруднения. Консолидационный фонд образован на средства Агентства приватизации Тройханданштальт (500 млн. немецких марок) и из бюджетов федеральных земель. На помощь фонда могут рассчитывать малые и средние хозяйственные предприятия с численностью персонала не более 250 человек и годичным оборотом до 40 млн немецких марок.
2.4. Поручительства по кредитам
В новых землях ФРГ банки – поручители предоставляют обеспечение для покрытия кредитов, предназначенные для учреждения предприятий в тех случаях, когда у них нет нормального доступа к банковским поручительствам.
Поручительства предоставляют постоянному банку заемщика. Они покрывают до 80% размера кредита, соответственно до 1,5 млн немецких марок. Срок погашения таких займов не должен превышать 15 лет (23 года для строительных проектов). Постоянно обслуживающий компанию – заемщика банк обязан подать заявление на предоставление поручительства в соответствующий банк – поручитель данной федеральной земли.
Не располагая нормальным банковским поручительством, как и в случае
недостаточности имеющегося, предприятия могут воспользоваться гарантиями
DtA на убытки для обеспечения займом. Ее минимальный размер составляет 1
млн немецких марок, максимальный – 20 млн немецких марок.
Государство и соответствующие федерального земли предоставляют совместную гарантию под крупные инвестиционные кредиты ( более 20 млн немецких марок), в случае если проект экономически обоснован и сопроваждается перспективным планом развития экономической деятельности.
Стимулирование экономического развития восточной Германии
Программы и их пользователи*
|Избранные отрасли |Предприятия |Вид предприятий |
| |Круп-|Мал. |Промы|Рекла|Произ-|
| |ные |и |шлен-|-ма |водств|
| | |сред.|ность| |о |
|Налоговые скидки на инвестиции |+ |+ |+ |+ |+ |
|Специальные амортизационные |+ |+ |+ |+ |+ |
|отчисления | | | | | |
|Помощь по совместной программе |- |+ |+ |+ |+ |
|Помощь на укрепление |- |+ |+ |+ |+ |
|собственного капитала | | | | | |
|Кредиты по программе |- |+ |0 |0 |+ |
|восстановление Европы | | | | | |
|Кредиты из KfW |0 |+ |0 |0 |+ |
|Кредиты из DtA |- |+ |+ |+ |+ |
|Программа помощи в торговой |- |+ |+ |+ |- |
|подготовке товаров | | | | | |
|Помощь при организации ярмарок |- |+ |+ |+ |+ |
|и выставок в ФРГ | | | | | |
|Помощь организации ярмарок и |+ |+ |+ |+ |- |
|выставок за рубежом | | | | | |
|Страховки «Гермес» |+ |+ |+ |+ |0 |
|Экологические инициативы по |+ |+ |+ |+ | |
|Программе восстановление | | | | | |
|Европы, KfW, DtA | | | | | |
|Инновационные мероприятия по |- |+ |0 |0 |+ |
|Программе восстановления Европы| | | | | |
|Специализированные программы |+ |+ |+ |+ |+ |
|Министерства образования и | | | | | |
|науки | | | | | |
|Консультационные услуги для |- |+ |+ |+ |+ |
|малых и средних предприятий | | | | | |
|Информация, курсы обучения |- |+ |+ |+ |+ |
|Поощрение политики в отношении |- |+ |+ |+ |+ |
|занятости | | | | | |
+ — в принципе возможно
- — в принципе не возможно
0 — возможно при определенных условиях
_________
Источник: «поощрение экономического развития в новых федеральных землях»,
издание Федерального министерства экономики, Бонн, апрель 1996 г.
3. ВОЗНИКШИЕ ПРОБЛЕМЫ
Значительной проблемой остается недостаточная конкуренто-способность, присущая многим предприятиям. Подобная ущербность по части эффективности прежде всего проявляется в том, что по-прежнему налицо значительное отставание в производительности по сравнению со старыми федеральными землями.
С начала 90-х годов положение на немецком рынке рабочей силы значительно обострилось. В 1990году численность безработных в Германии составляла почти 1,9 млн, а в 1993 году достигла уже 3,4 млн (9,8%). В начале 1997 года этот уровень повысился до 13%.
До сих пор не удалось достичь уровня доходов на душу населения, приближенного к заподногерманскому.
ВЫВОД
Преобразование нерентабельной экономики в восточной части Германии было успешным. Этому способствовали желания государства и населения принимать участие в перестройке экономики.
Мы можем сказать порядок, заменивший существовавшую систему, был разрешен в пользу немедленного восприятия западногерманского правового, государственного и экономического порядка.
ЛИТЕРАТУРА
1. БИКИ. «Перспективы развития ФРГ».—1999г.—№61
2. Германия – деловой партнер.—Бонн, 1997г.
3. Германия. Факты.—Франкфурт-на-Майне, 1997г.
4. Петровская А. «Прямые зарубежные инвестиции в Германии».// Человек и Экономика — 1996г. —№4
5. Патапов А. «Обеспечение кредитов и инвестиций в ФРГ»//Бизнес и банки — 1995г. — №5
6. Радюк А. «Государственное регулирование экономики: как это делается в ФРГ»//НЭГ — 1994 — №33
7. Смирнова С. «Приватизация на востоке Германии…» // МИ и
МО—1991г.—№10
8. Рагнитц Й. «Политика экономического роста в восточной
Германии»//Политэкономика — 1996г.— №33
-----------------------
[1] [ 7, стр.115 ]
[2] [ 3, стр.292 ]
[3] [2, стр. 42]
[4] [2, стр.144]
[5] [2, стр.125]
[6] [2, стр.147]
[7] [3, стр.293]