В реальной практике строительства социализма, сформировалось несколько иное содержание отношений собственности. Основными ее составляющими были:
1. Принадлежность основных средств производства двум субъектам – обществу и коллективам кооперативных предприятий, что проявлялось в существовании государственной и кооперативно – колхозной собственности.
Общественная собственность определялась как принадлежность основных средств производства всему народу, а кооперативно – колхозная как принадлежность основных средств общественно – хозяйственного производства (кроме земли) членам коллективных хозяйств.
11
2. Субъектами присвоения основных средств производства были в большинстве односторонне развитые работники, соответственно к частичному распределению труда, а их труд по своему характеру был способом выживания, а не главной жизненной потребностью.
3. Опосредование присвоения продуктов производства товарно – денежными отношениями, поскольку продукты труда имели форму товара, а воплощенный в них труд проявлялся как их стоимость.
4. Административно – командная форма разделения экономических ресурсов.
5. Относительная экономическая отделенность предприятий государственной и кооперативно – колхозной форм собственности и их функционирование на принципах неполного коммерческого расчета.
6. Субъективная по своей сути административно-командная форма распределения и присвоения предметов личного пользования.
Огосударствление всех основных экономических процессов в форме централизованного управления экономикой административно – командными методами придало отношениям общественной собственности иррационального содержания.
На основании выше сказанного можно сделать, по меньшей мере, два вывода:
1. По своему характеру и составляющим элементам сформированная социалистическая система отношений собственности существенно отличалась от теоретических представлений основоположников марксизма и поэтому может быть признана переходной стадией от капитализма к социализму.
2. Сформированные в СССР отношения собственности содержали очень слабую мотивацию работников и государственных и кооперативных предприятий к повышению продуктивности труда, как основы увеличения их уровня жизни. В конце концов именно это обстоятельство стало объективной необходимостью реформирования как государственной так и кооперативно – колхозной форм собственности.
К особенностям отношений собственности на первой стадии коммунизма К. Маркс относил:
12
1. Сохранение общественного разделения руда, который является основой существенных отличий в труде разных индивидов социалистического общества. Обуславливает характер труда не как жизненной основной потребности, а как способ жизни.
2. Распределение и присвоение предметов личного потребления по принципу: «От каждого по способностям, каждому по потребностям»
В контексте данной работы нельзя не упомянуть о таком виде собственности как коммунистическая собственность. Которая по К. Марксу и Ф. Энгельсу должна стать логическим продолжением развитой капиталистической собственности.
К особенностям отношений собственности на первой стадии коммунизма К. Маркс относил:
1.Сохранение общественного разделения руда, который является основой существенных отличий в труде разных индивидов социалистического общества. Обуславливает характер труда не как жизненной основной потребности, а как способ жизни.
2. Распределение и присвоение предметов личного потребления по принципу: «От каждого по способностям, каждому по потребностям»
Основами теории коммунистической собственности являются:
1. Принадлежность основных средств и условий производства обществу.
2. Присвоение средств производства совершается универсально развитыми индивидами, труд которых по своему характеру не является способом – «зарабатывать, что бы жить», а является внутренней потребностью.
3. Отношения объединения индивидов со средствами производства имеют непосредственно общественную форму.
4. Распределение и присвоение предметов личного пользования осуществляются по принципу: «От каждого по способностям, каждому по потребностям»
13
Содержание теории коммунистической собственности свидетельствует, что ее становление предусматривает качественные смены в системе общественных производственных отношений.
Необходимость, основные направления и формы реформирования отношений собственности в Украине.
Реформа отношений собственности в Украине предусматривает формирование такой системы отношений собственности, которая бы в полной мере отвечала достигнутому уровню обобществления труда и производства в разных сферах, отраслях экономики. Это является основой укоренения и функционирования тех видов и форм собственности, которые действительно реализуют единство труда и собственности. Вмещают в себе источники саморазвития, обеспечивают высокую эффективность производства. Главными направлениями достижения этой цели является разгосударствление и приватизация объектов государственной и колхозно-кооперативной собственности.
Разгосударствление – передача имущества, средств производства государственного предприятия во владение, распоряжение и использование трудовому коллективу разгосударствляемого предприятия при сохранении его принадлежности обществу, государству.
По своей сущности разгосударствление является процессом превращения трудового коллектива в субъект присвоения средств и результатов производства государственного предприятия, субъект полного хозяйственного ведения. Основными формами разгосударствления являются аренда и акционирование.
Разгосударствление сохраняет общественную собственность на имущество разгосударствленных предприятий, и устраняет государственную монополию, ее экономическую реализацию. Содержание разгосударствления охватывает: замену административно – командного управления объектами общественной собственности экономическими методами; переход от централизованно – установленных к хозяйственным взаимовыгодным договорным связям. В том числе замену централизованной системы материально – технического снабжения рыночной системой; переведение предприятий общенародной собственности на принципы хозяйственного расчета; переход к разнообразным формам хозяйствования.
Одновременно оно обуславливает демократизацию, демонополизацию экономики. Разгосударствление, переделывая государственные предприятия, на самостоятельных товаропроизводителей формирует достаточные условия
14
для создания конструктивной конкуренции между субъектами хозяйствования в границах общественной собственности.
Приватизация – переход на безоплатной или платной основе объектов государственной собственности (земли, предприятия жилищного фонда и др.) в принадлежность, собственность, распоряжение и использование трудовыми коллективам, группам лиц и отдельным лицам.
Приватизация означает ликвидацию общественной собственности в форме государственной собственности, ее превращение в разные виды и формы частной собственности.
Механизм разгосударствления и приватизации имеют юридический аспект, который констатирует смену прав субъектов собственности, и экономический аспект как реальный процесс трансформации государственной и колхозно-кооперативной собственности в разные виды и формы частной собственности.
Структуру механизма разгосударствления и приватизации образуют: принципы, формы и способы реформирования государственной и колхозно-кооперативной собственности; порядок определения объема
разгосударствления и приватизации; формирование органов
разгосударствления и приватизации; определение технологии разгосударствления и приватизации.
Принципы, формы, методы, способы объемы, субъекты и средства разгосударствления и приватизации устанавливаются законодательством Украины.
Основными формами разгосударствления являются, акционирование госпредприятий с последующей продажей определенной части акций корпоратизированных предприятий их работникам другим гражданам и государственным объединениям; аренда имущества разгосударствленных предприятий их трудовым коллективам, хозяйственными объединениями.
Формами приватизации являются: купля – продажа неразделимых имущественных комплексов по конкурсу или на аукционе; купля продажа частей в капитале предприятий по конкурсу на аукционе, на фондовой бирже, через предоплату или другими способами; выкуп имущества, сданного в аренду с выкупом; выкуп имущества трудовым коллективом и бесплатная передача отдельных предприятий, части их имущества; ликвидация предприятий с последующей продажей их имущества по конкурсу на аукционе, на бирже, через магазины оптовой и мелкооптовой торговли.
15
Многогранный процесс приватизации сводится к двум основным методам: бесплатного предоставления гражданам Украины определенной части государственного имущества, выкуп и продажа государственного имущества.
Объектами государственной собственности, которые подлежат приватизации, являются: земельный фонд, жилищный фонд, имущество предприятий, цехов, участков, которые выделяются в самостоятельные предприятия. И являются целостными имущественными комплексами: незавершенное строительство; часть в имуществе хозяйственных товариществ и объединений, которые принадлежат государству.
Субъектами приватизации являются государственные органы приватизации, покупатели, продавцы, представители и посредники.
Средствами приватизации являются частные и одолженные ценности покупателей, а так же приватизационные бумаги.
Приватизационные бумаги – ценные бумаги, которые дают право каждому гражданину на бесплатное получение в собственность в процессе приватизации определенной части имущества государственных предприятий, жилищного и земельного фонда.
Законодательством Украины установлено четыре их вида: имущественно - приватизационные сертификаты, компенсационные сертификаты, жилищные чеки и земельные боны.
Приватизация государственного жилищного фонда – отчуждение квартир (домов), прилежащих к ним хозяйственных строений и помещений государственного жилищного фонда в собственность граждан Украины.
Приватизация земельного фонда – передача гражданам и юридическим лицам Украины земельных участков вправо собственности, то есть в принадлежность, владение, распоряжение и использование.