Реформирование трудовых отношений и социальное партнерство
p> . порядок рассмотрения дел в палатах должен основываться на Гражданско- процессуальном кодексе (возможно, при внесении в него определенных изменений для процессов по трудовым делам);

. палаты по трудовым спорам должны быть финансово независимы от государственного бюджета и работать с элементами самофинансирования;

. граждане и организации должны иметь право обжалования решений палаты по трудовым спорам в суде общей юрисдикции.
Реализация этих принципов достигается с помощью следующих механизмов:

. заявительно-лицензионный порядок создания палат по трудовым спорам

(заявку на создание палаты может подать любой гражданин, отвечающий квалификационным требованиям, установленным законом для председателя палаты, лицензии выдаются федеральными органами юстиции на местах), при этом количество таких палат в каждом субъекте Федерации не ограничивается;

. заседателями палат являются представители работников и работодателей, определяемые в соответствии с процедурой, установленной законом;

. финансирование палаты осуществляется в соответствии с количеством рассмотренных дел, при этом одним из источников финансирования являются пошлины за рассмотрение дел и штрафы с участников рассмотрения, частично финансирование может осуществляться из специализированных фондов, формируемых из взносов работодателей, профсоюзов, органов местного самоуправления, добровольных пожертвований;

. отмена судами общей компетенции определенного процента решений Палаты по трудовым спорам в определенный период времени может служить основанием для отзыва лицензии.
Создание такой системы позволит в значительной степени освободить суды общей компетенции от рассмотрения трудовых споров, создаст эффективный, саморегулируемый и доступный механизм контроля за соблюдением сторонами трудовых отношений условий трудовых и коллективных договоров.
К первоочередным задачам относится также внесение изменений в Закон "О занятости населения в Российской Федерации":

. облегчение порядка массовых увольнений и сокращение объема гарантий и компенсаций для увольняемых, возлагаемых на работодателя;

. отказ (по крайней мере частичный) от страхового принципа выплаты пособий по безработице, увязка выплаты пособия с реальной нуждаемостью безработного;

. увязка выплаты пособия по безработице с отработкой определенного объема общественных работ;

. расширение понятия "подходящая работа".
В следующую очередь необходимо принятие (либо пересмотр существующих) актов:

Закон "О коллективных договорах и соглашениях",

Закон "О порядке разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров",

Закон "О времени труда и времени отдыха".
Государственные меры по повышению эффективности защиты трудовых прав граждан должны осуществляться в следующих основных направлениях:

1. Совершенствование досудебных механизмов защиты трудовых прав.

2. Создание специализированной трудовой юстиции.

3. Введение новых законодательных норм, расширяющих возможности граждан в защите трудовых прав (см. разделы: "Реформа трудового права",
"Регулирование оплаты труда и политика доходов", "Охрана труда",
"Социальное партнерство и содействие развитию профсоюзов").

4. Поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан.

5. Информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости.
В целях повышения эффективности досудебных механизмов защиты трудовых прав граждан необходимо ускорить принятие закона о государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда, указания на необходимость которого закреплены в Указе Президента РФ от 04.05.94 #
858 и в Федеральном законе от 18.07.95 # 109-ФЗ.
Специализированная трудовая юстиция
Обеспечение дееспособности трудового права и усиление процессов саморегулирования в трудовых отношениях может быть достигнуто прежде всего эффективным судебным разрешением возникающих споров и конфликтов.
Существующие суды общей юрисдикции по ряду причин не способны выполнять эту роль.
Наилучшим вариантом было бы создание специализированной отрасли судебной системы, однако в обозримой перспективе решение этой задачи затруднено по причинам в первую очередь финансового характера (заложенный в Конституции принцип финансирования судебной системы исключительно из средств федерального бюджета при его предельной напряженности в настоящее время).
Кроме того, вызывает сомнения допустимость создания специализированной отрасли судебной системы, не поименованной прямо в Конституции Российской
Федерации и в Федеральном конституционном законе "О судебной системе
Российской Федерации".
В таких условиях представляется целесообразным пойти по пути создания системы, которую, по аналогии с рядом административных органов развитых стран, можно назвать квазисудебной. Такого рода система должна отвечать следующим требованиям:

. она должна состоять из юрисдикционных, то есть имеющих право на принятие решений, обязательных для сторон, органов (палат по трудовым спорам);

. порядок создания палат по трудовым спорам должен быть относительно простым, а их количество достаточным для обеспечения нормального доступа желающих к осуществляемой ими процедуре;

. при их формировании должен обеспечиваться высокий уровень квалификации лиц, рассматривающих и разрешающих трудовые споры, а также трехсторонний характер органа (представительство профсоюзов и работодателей наряду с профессионалом, возглавляющим палату);

. порядок рассмотрения дел в палатах должен основываться на Гражданско- процессуальном кодексе, но носить упрощенный по сравнению с судебной процедурой характер (в том числе сокращенные сроки рассмотрения дел);

. палаты по трудовым спорам должны быть финансово независимы от государственного бюджета и работать с элементами самофинансирования;

. граждане и организации должны иметь право обжалования решений палаты по трудовым спорам в суде общей юрисдикции.
Реализация этих требований может быть достигнута с помощью следующих механизмов:

. система палат по трудовым спорам создается в соответствии с

Федеральным законом (или разделом Трудового кодекса), устанавливающим их компетенцию, структуру, порядок создания, функционирования и финансирования;

. заявительно-лицензионный порядок создания палат по трудовым спорам

(заявку на создание палаты может подать любой гражданин, отвечающий квалификационным требованиям, установленным законом для председателя

Палаты, лицензии выдаются федеральными органами юстиции на местах), при этом количество таких Палат в каждом субъекте Федерации не ограничивается;

. заседателями палат являются представители работников и работодателей, определяемые в соответствии с процедурой, установленной законом;

. финансирование палаты осуществляется в соответствии с количеством рассмотренных дел, при этом одним из источников финансирования являются пошлины за рассмотрение дел и штрафы с участников рассмотрения, частично финансирование может осуществляться из специализированных фондов, формируемых из взносов работодателей, профсоюзов, органов местного самоуправления, добровольных пожертвований;

. отмена судами общей компетенции определенного процента решений Палаты по трудовым спорам в определенный период времени может служить основанием для отзыва лицензии.
Создание такой квазисудебной системы позволит в значительной степени освободить суды общей компетенции от рассмотрения трудовых споров, создаст эффективный, саморегулируемый и доступный механизм контроля за соблюдением сторонами трудовых отношений условий трудовых и коллективных договоров.
Поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан.
Необходимы политическая и моральная поддержка, официальное государственное признание позитивной, социально значимой роли профсоюзов (в том числе вновь создаваемых) и других общественных организаций, защищающих трудовые права граждан в деле формирования в России новых трудовых отношений и развития современной рыночной экономики.
Такую позицию следует подкрепить регулярными консультациями между правительством и основными социально-защитными и правозащитными организациями. Предмет консультаций: содержание, эффективность и взаимодействие институтов и мер государственной и негосударственной защиты прав и законных интересов работника. Целесообразно проводить консультации по следующим вопросам: современные тенденции в трудовых отношениях и на рынке труда, эффективность государственных и гражданских институтов защиты трудовых прав, координация усилий по преодолению очагов социальной напряженности, общественная экспертиза государственных мер по реформированию трудовых отношений, обсуждение гражданских инициатив в социально-трудовой сфере и т.д.
Могут осуществляться и иные формы государственной поддержки и сотрудничества с общественными организациями, защищающими права и законные интересы работника: в частности, размещение государственных социальных заказов; делегирование прав контроля (общественные инспекторы).
Информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости.
Проведение реформы трудовых отношений требует упорной разъяснительной и просветительской работы. Ее предметом должны быть реальная ситуация на рынке труда, международный опыт регулирования трудовых отношений и проведения реформ в этой сфере, общее повышение правовой грамотности населения в области трудового права.
Государственные программы информационно-методической поддержки гражданской самозащиты несут в себе две функции:

. просветительская функция: передача населению социальных и правовых знаний, помогающих адаптироваться к новым условиям в сфере труда и занятости, получить необходимые навыки для эффективного отстаивания своих прав и законных интересов;

. политическая функция: такого рода государственные программы являются и средством политической поддержки работников, проявления солидарности государства с широкими слоями населения, способствуют позитивному отношению населения к проводимым преобразованиям.
• Программы информационно-методической поддержки призваны обеспечить работника знаниями и навыками необходимыми: для самостоятельного трудоустройства и максимально эффективного использования возможностей службы занятости;
• для защиты своих прав и законных интересов при заключении трудового договора, разрешении трудовых споров в судебном и досудебном порядке;
• для эффективного использования при защите своих прав и интересов возможностей профсоюзов, правозащитных организаций, адвокатов, инспекций по труду, других государственных органов.
Подобные программы должны включать как информационный материал (необходимый минимум знаний о правах и обязанностях, о нормативных актах, их закрепляющих, и о государственных и гражданских институтах, обеспечивающих их соблюдение), так и социально-правовые рекомендации, предлагающие гражданину последовательные алгоритмы действий, необходимые для решения социально-трудовых проблем.
Передача знаний в области защиты трудовых прав и интересов будет осуществляться в самых разнообразных и удобных для населения формах:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать