- формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении
которых осуществляются ценовое регулирование и контроль;
- определяют методы регулирования, предусмотренные Федеральным законом “О
естественных монополиях”, применительно к конкретному субъекту естественной
монополии;
- контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований
указанного Федерального закона;
- вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию
законодательства о естественных монополиях.
В сфере ценообразования и контроля за ценами (тарифами) перечисленными органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы:
- ценовое регулирование посредством определения (установления) цен
(тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
- установления минимального уровня обеспечения определенных групп потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре.
Эти органы принимают также решения о методах и способах ценообразования применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности. При установлении цены (тарифа) учитывается стимулирующая роль цены в повышении качества производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) и в удовлетворении спроса на них, а также оценивается обоснованность затрат. В число учитываемых при принятии решения факторов входят:
- издержки производства (реализации) товаров (услуг), в том числе
заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях,
необходимых для их воспроизводства и амортизационные отчисления;
- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров (услуг) по
различным ценам (тарифам);
- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу
потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Отсутствие системного подхода со стороны государства в области ценообразования привело к тому, что все последнее десятилетие продолжается рост цен на все виды топлива и электроэнергию по всем группам потребителей и сохраняется устойчивая диспропорция между уровнем тарифов для промышленности и потребителей, имеющих более льготные тарифы, в первую очередь, населения и сельского хозяйства. Предпринятые в последние годы шаги по развитию оптового рынка энергоресурсов не привели к ожидаемому снижению тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению.
Эффективность государственного регулирования ценовых условий на
продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на
функционирование предприятий реального сектора. Так, принятие
Правительством РФ в октябре 1998 г. решения о временном замораживании цен
на топливно-энергетические ресурсы позволило снизить затраты на выпуск
продукции в народном хозяйстве на рубль продукции с 92,8 коп. в 1998 г. до
83,6 коп. в 1999 г. В итоге рост затрат устойчиво отставал от цен выпуска,
рентабельность продукции повысилась с 8,1% до 18,5%, были созданы
предпосылки для роста производства.
В 2000 г. ситуация изменилась. Рост цен на продукцию ТЭК обусловил
опережающий рост затрат по отношению к росту цен на продукцию. Если в целом
по промышленности инфляция составила 31,6%, то в топливной промышленности -
55,2%, электроэнергетике - 39,9%. Следствием стало снижение рентабельности
реального сектора и рост дифференциации по объему прибыли, основной объем
которой стал концентрироваться в сырьевых отраслях.
Одна из основных причин подобного положения - в зависимости органов регулирования от естественных монополистов, представители которых часто входят в состав этих органов. Тем самым естественным монополиям предоставлена возможность навязывать свои «правила игры», включать в цены все оправданные и неоправданные затраты. В итоге «проблемы» и ошибки естественных монополистов перекладываются на плечи потребителя. Другой причиной является отсутствие единой методологической базы ценообразования и контроля за деятельностью естественных монополий. В связи с этим деятельность естественных монополий не подпадает под реальный государственный контроль.
Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В частности, необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую работу регулирующих органов. Следует четко определить и разделить функции органов регулирования на федеральном и региональном и местном уровнях, законодательно определить процедуры разрешения конфликтов.
Одной из важнейших проблем ценообразования на продукцию
естественных монополий в сфере ТЭК является несоответствие цен на основные
виды топлива их теплотворной способности, технологичности при
использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет 1 :
0,74 : 5,2 и значительно отличается от соотношения цен на уголь, газ,
мазут, принятого в мировой практике и равного 1 : 1,3 : 1,4.
Правовое регулирование ценообразования.
Конституция использует понятие «ценовая политика», а не
"ценообразование". Публично-правовое регулирование предполагает активное
участие в нем государства, то есть осуществление государством в данной
области определенной властной и целенаправленной деятельности - политики.
Административная деятельность государства и муниципальных образований в
области ценообразования связана и с некоторыми организационно-
политическими, не правовыми и доправовыми основами. В некотором смысле
институт публично-правового регулирования цен - это средство
государственной политики цен. Государство в лице соответствующих органов
формирует данный институт, осуществляет выбор того, какими средствами
тарифного администрирования целесообразно воспользоваться в данных
социально-экономических условиях, какие средства неприемлемы в принципе,
какие должны быть зарезервированы, определяет объем (поле) ценового
регулирования.
Наряду с непосредственным административным вмешательством и контролем в данном поле используются и иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой, участием государства и муниципальных образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности. Конституция и конституционный закон "О Правительстве", относят ценовое регулирование к финансовой сфере, к вопросам бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Институт публично-правового регулирования ценообразования не имеет непосредственного отношения к финансам и финансовому праву. Предмет института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений по государственному управлению формированием физическими и юридическими лицами цен на отдельные товары.
Публично-правовое регулирование ценообразования не имеет
непосредственного (овеществленного) предмета (денежных средств). В этом
смысле предмет данного института сводится к нематериальному управлению.
Верным является возложение на государственные органы контрольных и
репрессивных функций и в тех отраслях, цены в которых устанавливают
муниципальные органы. Была установлена особая разновидность публично-
правовой ответственности за нарушение порядка применения регулируемых цен.
Наряду с общеизвестными видами публично-правовой ответственности (уголовной
и административной) в российской правовой реальности возникают различные
разновидности: налоговая ответственность, ответственность по
антимонопольному законодательству, ответственность за экологические
правонарушения, ответственность в области ценообразования. В соответствии с
ним взысканию (конфискации) подлежит не прибыль, а излишне полученная
выручка. В этом же размере взыскивается штраф. Штраф при повторном
правонарушении взыскивается в двукратном размере.
Заключение.
Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом,
чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
Выделяются три уровня в регулировании ценообразования: установление
государством фиксированных цен; установления условий ценообразования для
предприятий; свободные (договорные) цены. Регулирование цен представляет
собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. В годы экономической
реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое
распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него
смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти.
Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной
из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового
регулирования ценообразования. Эффективность государственного регулирования
ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает
значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора.
Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В частности,
необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую работу
регулирующих органов.
Список используемой литературы.
1. Выбор стратегии ценообразования на рынке. Роль государства в
ценообразовании. Государственное регулирование цен.
http://www.mibif.ru/proftest/market/6/ls5_4.htm.
2. Пудров Ю. А. Проблемы публично-правовых основ ценообразования. http://www.fdp.ru/rus/papers/paper023.html
3. О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов. Об основах ценовой политики Российской Федерации. Цапелик В.Е. http://www.legislature.ru/fund/archive/expertiz/sep1.htm
4. Основные неурегулированные проблемы. Государственное регулирование ценообразования в естественных монополиях: проблемы и пути их решения. http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?doc&nd=981600365&nh=1&part=47.
Страницы: 1, 2