Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами
p> Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели.
Классическим примером может служить введенный в начале века в Германии и сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва- едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько миллионов марок.

А вот более современный пример по той же Германии — решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской компании о вреде курения.

Налоговая система Японии построена таким образом, чтобы способствовать развитию корпораций. Средняя ставка налога на юридические лица в Японии составляет 36,7%. Широко используется система налоговых льгот. Таким образом стимулируется перекачка капиталов и рабочей силы как в судостроение, так и в текстильную промышленность.

Поощряется и внешнеторговая деятельность. В Южной Корее, например, предприятиям-экспортерам предоставлялись широкие льготы любым начинаниям, любым проявлениям предпринимательской активности.

Особую заботу проявляет японское государство об обеспечении японской экономики капиталами, поощряя накопления капитала корпорациями и индивидуальные сбережения. Например, процент со вкладов величиной до 3 млн. иен освобождаются от подоходного налога. Стимулируется покупка акций
-дивиденды облагаются значительно меньшим налогом, чем отложенные прибыли.
Значительная доля доходов частных корпораций не облагается налогами ради стимулирования сбережений.

Налоговое законодательство в Южной Корее очень жесткое. Главным налоговым ведомством является Национальная налоговая администрация, созданная в 1966 г., с целью увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет. В ее задачи входит также борьба с коррупцией, ведение дел о правильности уплаты налогов в арбитражном суде. С тех пор доля налогов в ВНП страны резко возросла: с 8% в середине 60-х гг. до 17% к началу 90-х гг. и продолжает оставаться примерно на этом же уровне. И дело тут не только в тщательном сборе налогов, но и в изменении их структуры. В отличие от большинства других развивающихся стран и новых индустриальных государств Южная Корея делает основную ставку на прямое налогообложение.

Другой особенностью Южной Кореи является система налогообложения потребления. Начиная с 60-х в стране существуют очень высокие налоги на импорт предметов роскоши. Из того же ряда средств и система государственных монополий. По закону 1972 г. введена государственная монополия на торговлю сигаретами, предусматривающая крупные штрафы за покупку, продажу и курение сигарет иностранного производства. И хотя дома состоятельные корейцы и могут позволить себе импортный табак, на публике этого обычно никто не делает.

2.2. Проблемы формирования эффективной системы государственного управления деятельностью предприятий в условиях экономических реформ в
России

На мой взгляд, российскую историю последних лет уходящего века можно разделить на два периода: время до августовского кризиса 1998 года и после него. Рассматривая экономическую политику российского правительства, невольно вспоминается высказывание советских руководителей: "Мы создаем трудности, чтобы потом их разрешать". Прошло более полувека с тех пор, когда этот лозунг был в ходу, но история показывает, что с тех пор почти ничего не изменилось: число проблем все увеличивается, но разрешать их, похоже, некому.

Этот "воз" проблем тянется еще с того докризисного периода, о котором теперь мы вспоминаем с наслаждением. Вот почему, говоря о трудностях, связанных с государственным регулированием деятельности предприятий, нельзя не сказать о тех, до сих пор не разрешенных, с которыми столкнулась Россия в злополучном 1998 году.

Корни этих проблем уходят в период зарождения системы коммерческих банков в России. Изначально банки начинали свою работу в условиях высокой инфляции. Тогда льготные деньги в виде льготных централизованных кредитов и относительно недорогих межбанковских кредитов были доступны для многих.
Ставки по рублевым вкладам населения были значительно ниже темпов инфляции, а полученные кредиты, быстро обесценивались. Все это позволяло банкам получать высокую прибыль на операциях с иностранной валютой и кредитовании торгово-посреднической деятельности. С наступлением 1994 года финансовой стабилизации инфляционный доход, утративший свою привлекательность, заменился на высокодоходные операции по государственным ценным бумагам.
Доходность ГКО-ОФЗ никак не была связана с процессами, происходившими в экономике. Процент по ГКО вначале был 20% годовых, затем 40%, а кончилось все свыше 100% годовых. Конечно же банки не хотели иметь дело с кредитованием реального сектора экономики и брать на себя риски неплатежей по кредиту и риск невозврата ссуд.

В этот период многие российские банки начали наращивать свою задолженность перед иностранными кредиторами, а причиной этому стали многочисленные форвардные контракты. В 1998 году станет ясно, что банки, еще жизнеспособные и выполняющие все функции на российском рынке, не в состоянии платить по проигрышам форвардных контрактов на внешних рынках.

Разразившийся в это время азиатский кризис ускорил развитие ситуации,
Именно полтора года назад проблемы российских банков стали приобретать конкретные очертания: растущий рынок акций стал стремительно падать, банки понесли огромные убытки.

Одновременно в тяжелом положении оказалась и промышленность: выгоднее было импортировать товары, нежели их производить, у предприятий не находилось средств даже на обслуживание полученных кредитов, не говоря уже об их возврате. Начала падать ликвидность банковской системы. Рынок ГКО сотрясали локальные кризисы. Разразился кризис на межбанковском рынке...

О причинах кризиса 1998 года будут говорить еще много. Об одной версии мне хотелось бы рассказать, В тот год правительство получило очередной кредит в размере 4 миллиардов 800 миллионов долларов на стабилизацию курса рубля. Эти немалые деньги поступили на один из счетов правительства в
Центробанке. После чего миллиарды были переведены на зарубежные корсчета уполномоченных банков (СБС-Агро, Менатеп, Инком, Объединенный банк и проч.) для того, чтобы те в свою очередь перечислили в российский бюджет рубли на эквивалентную сумму и тем самым стабилизировали отечественную валюту. Но суть в том, что банки, получив 4 миллиарда долларов, вместо живых рублей вручили государству гос.облигации ГКО и ОФЗ, которые к тому времени превратились в никчемные бумажки и могли использоваться только в качестве обоев. И тут же крупные банки, провернувшие аферу с кредитом МВФ, начали моментально банкротиться, переводя капиталы в свои более мелкие структуры. Сначала Инком, потом СБС-Агро... То есть никто в обиде не остался -разумеется, кроме российского бюджета и кредиторов из МВФ.

К чему же мы в итоге пришли? А последствия августовского кризиса 1998 года неутешительны. Экономика, так нуждающаяся в кредитах, инвестициях, реальных денежных средствах так и останется ни с чем. Реальные объемы банковской деятельности, на мой взгляд, уже никогда не достигнут предкризисного уровня. Совокупный капитал банковской системы упадет до отметки в 46,7 млрд. руб по сравнению с 102 млрд. руб 1998 года. Хотя активы в рублях банковской системы и вырастут на 14,4%, но валютные - снизятся на 26,5%. Доля кредитов в реальный сектор экономики уменьшится до
33%. У 162 кредитных организаций отзовут лицензии.

Наиболее острая проблема, которая сейчас стоит перед нашим правительством, - реструктурирование банковской системы, способной не только заниматься операциями по ценным бумагам, но и кредитованием реального сектора. Любой западный экономист Вам скажет, что без оживления хозяйственной активности в реальном секторе экономики, то есть увеличения потока инвестиций, банковская сфера не может полномерно развиваться. а следовательно и предприятия реального сектора. Но, как мне кажется, наше правительство не знает каким образом это сделать, либо не хочет утруждать себя такой проблемой. Другой причины я не могу найти на объяснение нового витка ГКО.

Итак, инвестиций, в которых как никогда нуждается промышленность, не будет. Свободные денежные средства населения трансформируются не в инвестиции, а в накопления, преимущественно в валютные. Прибегать к услугам банков намерена сегодня лишь треть населения. Хотя к 2000 году величина вкладов и выросла на 2,2 раза, это далеко не тот уровень, который необходим банковским структурам.

В российских условиях при длительном периоде накопления средств на приобретение дорогих товаров и отсутствие практики покупки товаров в кредит вкладчики весьма ярко реагируют на изменение финансовой ситуации (отток вкладов после 17 августа 1998 г. в связи с ростом курса доллара и "уход" в валюту и товар). В результате российские банки вынуждены рассматривать вклады населения как средства до востребования. Вклады граждан имеют высокую степень эластичности, что характерно для стран со слабо развитой экономикой. А вклады юридических лиц принимаются банками, как правило, на небольшие сроки и редко превышают период в 3 месяца.

Пассивы американских коммерческих банков почти на 86% состоят из привлеченных денежных средств - дивидендов. Тяжелейшая ситуация сложилась для российских банков в деятельности по привлечению депозитов - реальные располагаемые денежные доходы населения упали на 16,3%, а реальная заработная плата снизилась на 13,8% по сравнению с докризисным периодом.
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума превысила в январе 1999г. 39,8 млн. чел. или 27,1% от общей численности населения. Численность безработных достигла почти 8,6 млн. чел., увеличившись за год на 4,8%.

Безработица, низкая обеспеченность граждан - вот еще одна проблема, которую надо решать государству. А сделать это можно только лишь при условии работы промышленности, реального сектора экономики.

Хотя, многие отмечают неоспоримый факт, что от августовского кризиса российские предприятия только выиграли. Так или иначе, дефолт отечественному товаропроизводителю пошел на пользу. Беда в том, что рост оказался крайне слабым. И хотя бюджет на 2001 год назван сбалансированным, тем не менее более чем возможное снижение мировых цен на нефть в будущем году, продолжающийся конфликт на территории Чеченской республики и ряд других факторов говорят о том, что расходы государства в 2001 году будут расти опережающими темпами по сравнению с доходами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать