Регулирование заработной платы и политика доходов

Сохранение, а в целом ряде стран углубление неравенства не меняет имущественного положения значительной части населения. Неизменная или понижающая доля низших групп в доходах иногда сопровождается сокращением их доходов в абсолютном выражении. Проблема распределения доходов как между странами, так и внутри стран, особенно развивающихся, составляет одно из острых противоречий в мире.

 Необходимо также отметить, что заработная плата является самой важной ценой в экономике; это единственный (или главный) источник дохода. В самом деле, около 75% национального дохода составляет заработная плата и жалованье. Так же как и политика доходов регулирование оплаты труда имеет свои противоречия. Так, например, заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности, условиям труда и самим индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в США, чем в Китае или России; они в целом выше на севере и на западе России, чем на юге страны; шахтеры в целом получают больше, чем трактористы; учителя государственных школ имеют заработную плату ниже, чем учителя частных заведений; бухгалтер одного предприятия может зарабатывать больше, чем бухгалтер другого предприятия. Ставки заработной платы дифференцируются также по полу и расовым признакам.

Таким образом, вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.

На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества жизни в целом.

На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.

Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов регулирования заработной платы.

В нашей стране эти вопросы особенно актуальны в связи с переходом к рыночной экономике. Экономический кризис, начавшийся в России в августе нынешнего года, резко обострил вышеуказанные противоречия в области регулирования заработной платы и политики доходов

Так, по статистическим данным (Экономической экспертной группы при Департаменте макроэкономической политики МФ РФ), приведенным в Диаграмме 1, в сентябре реальная заработная плата уменьшилась (по сравнению с июлем) более чем в три раза. Правда, в октябре наблюдалось частичное восстановление реальных доходов населения после их обвала на 23% в сентябре. Среднедушевой денежный доход повысился с 973 руб. в сентябре до 1093 руб. в октябре (т.е. на 12,4%). Таким образом, рост доходов опережал темпы инфляции, что обеспечило рост реальных располагаемых доходов на 7,4% по сравнению с уровнем сентября. Тем не менее, сохраняется значительное отставание реальных располагаемых доходов от соответствующего периода прошлого года. Такое отставание составило 26,9% для октября и 14,0% в целом за десять месяцев.

С другой стороны, размер средней зарплаты уменьшилась в октябре даже в номинальном выражении. Начисленная месячная зарплата составила 1065 руб., снизившись на 3,0% по отношению к сентябрю. С учетом инфляции это соответствует падению зарплаты в реальном выражении еще на 7,2% от уровня сентября; ее реальное снижение по сравнению с октябрем 1997г. составило 34,1%.

 В использовании доходов населения произошло частичное восстановление прежней (докризисной) структуры. Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг, достигавшая в сентябре 95%, снизилась до 82,4% (в первом полугодии эта доля составляла 76%). После наблюдавшегося в августе-сентябре крупномасштабного “проедания” сбережений доля доходов, направляемых на организованные сбережения, вновь стала положительной, хотя и оставалась очень низкой (1,0%). Практически не изменилась по сравнению с сентябрем доля средств, использованных на покупку валюты (6,1%). Несколько возросла доля доходов, использованных на прирост денег на руках у населения (4,8%). Это говорит о некотором восстановлении доверия к рублю в условиях снизившейся инфляции.


Диаграмма 1.


Источник: Обзор экономических показателей от 15 декабря 1998 года. Экономическая экспертная группа департамента макроэкономической политики МФ РФ.

В октябре остановился процесс резкого падения остатков вкладов населения в банках. Сумма рублевых вкладов, по предварительным данным, выросла на 0,5% (после падения на 15,5% за два предыдущих месяца). При этом продолжился интенсивный отток вкладов из коммерческих банков (остатки сократились на 13,0%), тогда как в Сбербанке сумма на счетах увеличилась на 4,2 млрд. руб. (3,8%).

В реальном выражении (с учетом инфляции) остатки рублевых сбережений населения продолжали сокращаться: их реальный уровень в целом по всем банкам уменьшился за октябрь на 3,8%.


На нынешней стадии кризиса оказались затронуты все слои населения. Причем Индекс Потребительских Настроений (данные подготовлены группой “ИПН-Россия” при Министерстве Финансов РФ и Казначействе США по мониторингу, заказанному ВЦИОМу) снизился во всех доходных группах примерно в равной степени. Это явилось, прежде всего, результатом роста цен на потребительском рынке. Но в высокодоходных и среднедоходных группах  по сравнению с низкодоходной группой усиливается пессимизм в оценках общеэкономических перспектив (Индекс Экономических Ожиданий  в высокодоходной и среднедоходной группах снизились на 18% и на 23% соответственно, по сравнению с июльским замером).  Возможно, из предположения, что развитие кризисных процессов, прежде всего, затронет сферу экономической деятельности в этих группах здесь также в большей степени снизились оценки материального положения в ближайшие 12 месяцев.



Рисунок.1. Индекс потребительских настроений по доходным группам респондентов в 1996- 1998 гг.

Аналогичные тенденции наблюдаются в группе респондентов моложе 30 лет и средневозрастной группе. Менее остро воспринимают перспективы развития ситуации в старшей возрастной группе, хотя именно в этой группе отмечается наибольшее снижение Индекса Текущего Материального Положения (эта группа населения более всего пострадала от роста цен на потребительском рынке).                                    


Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.

Политика доходов

Как направление государственного регулирования в экономике – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:

социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;

степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;

традициями заключения коллективных договоров;

социальной напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и другое. В западно-европейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.

Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, т.к. британское государство пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако, практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Таким образом политика доходов  не проявила себя в качестве эффективного инструмента экономического управления.


Доходы населения

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Условно, можно провести следующую классификацию доходов:



По форме получения

По отношению к налогообложению и ценам

По факторам производства

По способам получения

Денежные

Номинальные

Заработная плата

(номинальная,  реальная)

Доход от формальной экономики

Доход от  неформальной экономики

Натуральные

Располагаемые

 

Реальные

Рента (природные ресурсы, земля)


Фиктивная экономика

Вторая экономика

 

 

Наука

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать