Рейгане было предпринято 13 повышений налогов, которые отменили почти четверть сокращений налогов. К этому прибавилось повышение взносов по социальному страхованию. В общем, налоговые поступления как процент совокупного общественного продукта снизились за время президентства Рейгана с 20 до 18,6%, что примерно соответствовало доле сразу после второй мировой войны.
То, что «консервативная революция» не состоялась, нагляднее всего
демонстрирует тот факт, что объем федерального бюджета при Рейгане
постоянно возрастал, а именно, с 699,1 миллиарда долларов в 1980 году до
859,3 миллиарда долларов в 1987 году (соответственно стоимости доллара в
1982 году). Если даже не принимать в расчет военные расходы, то бюджет в
этот период вырос с 535,1 до 609,5 миллиарда долларов. При этом дефицит
государственного бюджета временами полностью уходил из-под контроля и
достиг в 1986 году рекордной высоты в 221 миллиард долларов. В этом
дефиците государственного бюджета вследствие снижения налогов и
одновременно повышения расходов был повинен сам президент, который, как
консерватор, твердо придерживался принципа уравновешенного государственного
бюджета и хотел его видеть закрепленным в конституции.
Сокращений социальных программ было давно недостаточно, чтобы
удерживать разрастающуюся дыру в бюджете. Характерно, что сильнее всего
сокращены были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных
организованных групп населения, которые к тому же принимали наименьшее
участие в выборах президента или в Конгресс. Продовольственные карточки
были отменены, и пособия для матерей-одиночек значительно сокращены.
Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались
почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним
страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе
произошла поляризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу
богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже
границы бедности.
Из-за протеста Конгресса потерпела неудачу самая крупная программа
децентрализации в истории западной демократии, «новый федерализм» Рейгана,
которая имела целью как значительное сокращение федеральных отчислений, так
и «обратный» перевод социально-государственных задач и одновременно
налоговых ресурсов на отдельные штаты. Сокращение федеральных субсидий
штатам было, однако, значительным, в сфере жилищного строительства и
городского развития почти драматическим. Темпы роста федеральных средств в
штатах номинально замедлились уже при администрации Картера, реально же в
результате высокого темпа инфляции даже снизились. Годы президентства
Картера поэтому могут рассматриваться как переходный период к «новому
федерализму» Рейгана. Это также относится к сфере политики дерегуляции:
здесь отмена предпринятых в федерально-государственном масштабе ограничений
конкуренции в воздушном и автомобильном сообщении началась еще при Картере
и была продолжена при Рейгане упразднением положений о защите окружающей
среды и об охране труда.
Администрация Рейгана успешно боролась с инфляцией и безработицей.
Индекс инфляции снизился с 12,5% в 1980 году до 4,5% в 1988 году. Квота
безработных в этот же период опустилась с 7 до 5,4%. Было создано 18
миллионов новых рабочих мест, хотя многие места приходились на группу с
самым низким доходом. При этом не следует забывать о том, что экономический
подъем следовал за тяжелым спадом 1981—82 годов (с квотой безработных в
10%) и что стремительно, почти драматически возрастал внешнеторговый
дефицит.
Совершенно в духе консервативной политики было огромное повышение
военных расходов, направленных против Советского Союза, вступление которого
в Афганистан было соответственно инструментализировано. Также и здесь, еще
при Картере, началась беспримерная программа вооружения, которой нужно было
встретить советскую угрозу, поставить на место «империю зла» (так Рейган
публично назвал Советский Союз). Президент предоставил также полную свободу
действий секретным службам, особенно ЦРУ под руководством Уильяма Кейси, в
стимулировании сопротивления в сфере советского влияния и в поддержке
антикоммунистических партизанских сил в «третьем мире». В этой политике
сначала, казалось, не было места для разоружения и контроля вооружений.
Только после того, как американский военный вес повысился по отношению к
Советскому Союзу — прежде всего благодаря начавшемуся с 1983 года
размещению ракет средней дальности в Западной Европе, Рейган смог во время
своего второго срока пребывания на посту президента вести с Советским
Союзом переговоры с позиции силы. Последовали 4 конференции на высшем
уровне, заключение договора о РСМД, успехи в ограничении стратегических
вооружений и в обоюдных внешних инспекциях. Однако уже в 1982 году в
Конгрессе образовалась широкая коалиция, которая сначала урезала наполовину
требуемый президентом темп роста в военном бюджете, а с 1984 года полностью
исключила его. Из-за высоких темпов вооружения резко изменилось
общественное мнение, и тревога за огромные дефицита бюджета, которые
привели к взрывообразному росту государственных долгов, все больше
определяла все области политики, в том числе и политику обороны. За другими
исследованиями остается право выяснить, была ли программа вооружения
администрации Рейгана действительно направлена первоначально против
Советского Союза или, как предполагает Э.-О. Чемпил, должна была
сознательно служить рычагом для ликвидации американского социального
государства.
Внешняя политика Рейгана являлась уклончиво антикоммунистической, как
она проявилась не только по отношению к Советскому Союзу, но и в ее
первоначальных идеологически-закоснелых чертах также и по отношению к
Центральной Америке и особенно к сандинистам в Никарагуа. То, что при
Рейгане осуществлялась политика разрядки, относится к парадоксам его
президентства. Борьба за власть с Советским Союзом была выиграна, потому
что пришедший в 1985 году к правлению Михаил Горбачев закончил свою
экспансионистскую мировую политику и, благодаря реформам, приблизил конец
Советского Союза и Варшавского договора. Рейган прикрепил, правда, эту
победу на свой флаг, однако она была в большей степени подарена Горбачевым,
чем завоевана. Остальные достижения во внешней политике происходили, в
основном, посредством символических акций, как, например, вторжение на
маленький остров Гренада в 1983 году, которое должно было положить конец
влиянию Кубы на Карибском море, и воздушная бомбардировка Ливии в 1986 году
как мера наказания обвиненной в терроризме страны. При этом американская
внешняя политика в основном осталась гибкой и прагматичной, как показал
быстрый вывод американских войск из Бейрута после покушения с применением
бомбы, в котором было убито 200 американских солдат. Как раз в сфере
внешней политики конкурировали различные политические институты, такие как
Совет Национальной Безопасности, министерство иностранных дел, министерство
обороны, ЦРУ и сотрудники Белого дома. Именно эта ситуация сделала
возможной аферу Иран—контрас, о которой стало известно в 1986 году
благодаря иностранным сообщениям в прессе. Вопреки возражениям министра
иностранных дел Джорджа Шульца и министра обороны Каспара Вайнбергера США
тайно поставляли оружие и боеприпасы Ирану, который с 1980 года вел войну
против Ирака. Целью было, таким образом, освободить американских граждан,
которые удерживались Ираном в качестве заложников, что, однако, удалось в
одном-единственном случае. Прибыли от сделки с оружием, очевидно по
инициативе подполковника Оливера Норта, который был сотрудником Совета
Национальной Безопасности в Белом доме, использовались ЦРУ для поддержки
никарагуанских контрас, ведущих партизанскую войну против сандинистского
правительства. Конгресс расследовал эти нелегальные и противоречащие
конституции действия в 1986 и 1987 годах, но не смог доказать
непосредственного участия в этом президента. Учитывая травматический опыт
уотергейтской истории, Конгресс опасался процесса по смещению с должности
все еще популярного президента, который восстановил веру Америки в себя.
Демократический депутат Шредер говорил в этой связи о «тефлоновом
президентстве» Рейгана, с которого соскальзывают все плохие известия.
Характерным для политического прагматизма Рейгана было то, что он демонстративно держался в стороне от социально-моральных вопросов, как, например, допуск утренней молитвы в государственных школах или запрет абортов. Вопреки настоянию своих христианско-консервативных сторонников он ограничивался риторическими высказываниями, но не проявлял конкретной инициативы. Эмоции, таящиеся в этих конфликтных вопросах, могли бы легко привести к поляризации и поставить под угрозу экономическую и социальную политику в Конгрессе. В конкретной политике эти социально-моральные вопросы, которые характеризовали определенные консервативные позиции, не имели для Рейгана Приоритета.
Президентство Рейгана было отмечено парадоксами: как консерватор президент создал большую в американской истории гору долгов. Несмотря на принципиальный поворот «рейганомики» против заклейменного как «социалистическое» кейнсианства, с помощью вооружения была создана массивная инвестиционная программа, которая по своему экономическому воздействию сводилась к «военному кейнсианству». Если в начале своего президентства Рейган видел в Советском Союзе еще «империю зла», то в 1987—88 годах взаимопонимание с этой страной стояло на переднем плане. Хотя Рейган способствовал убеждению общественности в том, что федеральное правительство неспособно решать актуальные проблемы, он, однако, оживил институт президента и показал, что политическая система реагирует на президента.
Сами противоречия и целевые конфликты, заложенные в рейгановском консерватизме, содействовали его крушению. То, что консервативная претензия, как ее риторически блестяще представил Рейган, не осуществилась, проявляется во многих аспектах: социальное государство «нового курса» по- прежнему существовало, концепция Рейгана «новый федерализм», по существу, провалилась. Социально-моральные вопросы, стоящие на самом верху повестки дня «новых правых», не были приняты Рейганом. В вопросах гражданских прав, эмансипации женщин и контроле за рождаемостью американская общественность осталась либеральной.
Число федеральных чиновников с 1980 по 1987 год возросло на 3%. Если в предвыборной борьбе 1980 года Рейган обещал ликвидировать министерства энергетики и образования, то это обещание не только не было выполнено, но и было создано еще одно министерство по делам ветеранов. Вместо запланированных 11 министерств в конце президентского срока Рейгана существовало 14 министерств, федеральное правительство не сократилось, а увеличилось. Также и в партийной системе и в общественном мнении в 80-е годы не наблюдалось консервативного перелома: демократическая партия господствовала в палате представителей и в большинстве штатов.
Что изменилось при Рейгане и что создавало видимость «консервативной революции», так это темы, стоящие в центре политической дискуссии. Эти изменения, как метко пишет Курт Л. Шелл, были равны смене образцов. Что выставлялось для дискуссии, так это была экспансия социального государства, критически выяснялись его объем и его функции. Что политический дух времени изменился еще при Картере, видно по тому, как беззаботно прежде либеральные демократы присоединились к политике экономии и дерегуляции.
Заключение
Итак, подведём итоги. Экономическая политика администрации Рейгана, получившая название «рейганомика», включала в себя: курс на снижение ставок федеральных налогов и предоставление корпорациям крупных налоговых и других льгот, направленных на стимулирование капиталовложений, прежде всего в наукоемких отраслях промышленности; ограничение роста правительственных расходов на социальные нужды при одновременном наращивании военных расходов; ослабление государственной регламентации (дерегулирование) предпринимательской деятельности (сокращение правил, требований к производственной и рыночной деятельности, в т. ч. требований по охране окружающей среды, и т. д.); проведение курса кредитно-денежной политики, направленного на преодоление инфляции и осуществление установок экономической программы правительства.
Однако декларированные «рейганомикой» цели радикального повышения темпов экономического роста, наведения порядка в государственных финансах, избавления федерального бюджета от хронических дефицитов (после 1960 г. федеральный бюджет ни разу не сводился без дефицита) не были реализованы.
Одной из основных причин нагромождения бюджетных дефицитов и
государственной задолженности явился проводившийся администрацией
Рейгана курс на эскалацию военных расходов, которые выросли со 134 млрд
дол. в 1980 фин. г. до 282 млрд дол. в 1987 фин. г. Закономерным следствием
многолетнего отвлечения значительной части ресурсов страны в военную сферу
является сокращение возможностей для гражданских капиталовложений и
снижение темпов экономического роста. За истекший период 80-х годов темпы
экономического роста в США были ниже, чем за предшествовавшие послевоенные
десятилетия, дефициты федерального бюджета в 80-е годы выросли до
астрономических масштабов, что наряду с ростом государственного долга (в
1986 фин. г. федеральный долг перешел за отметку в 2 трлн дол.) и внешней
задолженности породило острейшие проблемы для экономики и финансовой
системы страны, для экономической политики правительства.
Литература
1. Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. – Ростов- на- Дону: Феникс, 1997. – 640 с.
2. Иванян Э.А. Рональд Рейган: Хроника жизни и времени. – М.: Мысль, 1991.
– 411 с.
3. Рейган Р. Жизнь по американски. – М.: Новости, 1992. – 752с.: ил.
4. Современные Соединённые Штаты Америки: Энциклопедический справочник. –
М.: Политиздат, 1988. – 542 с.: карт.
Страницы: 1, 2