К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно- ссудные операции; банковские инвестиции; операции с золотом и иностранной валютой.
Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей
(акцептованных солидными банками), казначейских векселей, государственных
облигаций и других ценных бумаг; учетные операции – покупка центральным банком векселей у государства и
банков. покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так
как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые
коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую
центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой,
которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его
погашения, образует доход банка.
Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.
Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции
центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги.
Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве
промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой
кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е.
предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует
(например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или
ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание
на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная
часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком
на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства
выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные
учреждения, компании, население.
Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно- кредитной политики.
Государственный долг России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом о центральном банке РФ (Банке России) предусмотрено, что последний может предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него ценных бумаг.
3. Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне.
Впервые сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне проявилось при создании международного банка центральных банков – Банка международных расчетов (БМР) в Базеле в 1930 г. Его организаторами были центральные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. Все эти банки подписали конвенцию со Швейцарией, на территории которой функционирует банк.
В настоящее время членами БМР являются центральные банки 33 стран: всех стран Западной Европы, шести стран Восточной Европы, которые вступили в
него в довоенные годы и остались его акционерами, а также США, Японии,
Австралии, ЮАР и др.
Одной из задач БМР было облегчение расчетов по репарационным платежам
Германии и военным долгам, а также содействие сотрудничеству центральных
банков и расчетов между ними. Главная же задача Банка – координация
деятельности центральных банков ведущих промышленно развитых стран.
В соответствии с Уставом БМР выполняет две главные функции: оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для международных финансовых операций; в качестве доверенного лица или агента проводит международные расчеты со своими членами.
Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне было продолжено после Второй мировой войны в рамках создания Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), который позволил европейским странам возобновить товарообмен, несмотря на сохранившуюся неконвертируемость национальных валют. Европейский платежный союз (ЕПС) был создан для решения специфических задач и после их решения был распущен, т.е. представлял собой временный компромисс в сложившихся после войны условиях в Западной Европе.
Соглашение о Европейском платежном союзе подписали 17 стран.
Деятельность ЕПС состояла в том, что ежемесячно проводился зачет всех платежей стран-участниц, выводилось сальдо каждой страны, которое передавалось Банку международных расчетов, и страны вступали уже в отношения с БМР, который выполнял роль агента или посредника в этом многостороннем клиринге. Затем БМР осуществлял регулирование пассивных и активных сальдо по клиринговым счетам стран-участниц в соответствии с их квотами в ЕПС.
Механизм Европейского платежного союза привел к перекачиванию золота и долларов из стран-должников в страны-кредиторы, в первую очередь в ФРГ.
Таким образом, межгосударственное сотрудничество центральных банков
осуществлялось в рамках ЕПС, что привело к значительной либерализации
внешней торговли в западноевропейских странах и введению обратимости валют.
С декабря 1958 г. ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением. После
прекращения деятельности ЕПС все страны-члены ЕПС смогли избежать
дальнейшего роста дефицита платежных балансов и выплатить свои долги.
И, наконец, сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне продолжается в рамках Европейского союза (ЕС), что представляет собой долгосрочную стратегию, ведущую страны-участницы от элементарного таможенного союза к сотрудничеству на более высоком уровне в рамках общей валютной политики.
4. Центральный банк Российской Федерации.
Деятельность Центрального банка РФ регулируется Федеральным законом “О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят
Государственной Думой 12 апреля 1995 г.
В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Наряду с этим Банк самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.
Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой
подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения,
расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации.
Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на
положении местных органов Центрального банка.
Таким образом, ЦБР можно представить как единую систему, имеющую
своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На
местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при
крупных территориальных учреждениях (национальных банках, например
Национальный Банк РБ, областных управлениях) так называемые ЦОУ
(центральные операционные управления). Однако эти территориальные
учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать
нормативные документы.
Функции и задачи территориальных органов определяются специальным
Положением, утверждаемым Советом директоров.
Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.
К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном
подразделении ЦБР, а к крупным банкам в Главном управлении по надзору за
деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого
коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ)
- подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующей
территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению
корреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие
банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать
соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного
платежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого
банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном
управлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся
счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от
привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью
осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в
безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ
на другие счета.
Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна
вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на
РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого
может не произойти.
Как уже отмечалось, в каждом РКЦ к коммерческому банку, так же как и в
Главном управлении, прикреплен куратор, который следит за соблюдением
коммерческим банком экономических нормативов и своевременной сдачей
отчетности. В начале каждого месяца коммерческие банки сдают отчетность в
РКЦ. Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории коммерческими
банками ежеквартально представляются более подробные отчеты, а в начале
каждого года - подробный отчет за прошлый год.
В соответствии с законом актом основными целями деятельности Банка
России являются:
. защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Во взаимодействии с Правительством России он разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и
обеспечение устойчивости рубля:
. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом;
. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
. регистрируют эмиссию ценных бумаг кредитным организациям в соответствии с федеральными законами;
. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
. определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
. организует и осуществляет валютный контроль как через уполномоченные банки, так и непосредственно.