Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации
смотреть на рефераты похожие на "Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации"
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка
Российской Федерации
(курсовая работа)
.
Томск -1997
Содержание
ГЛАВА I
Принципы и история создания двухуровневой банковской системы
История двухуровневой банковской системы в России
ГЛАВА II
Инструменты регулирования Центрального Банка
Принципы двухуровневой банковской системы
Структура ЦБР и его подразделений
ГЛАВА III
Тенденции денежно-кредитной политики Банка России
Установление процентной ставки по операциям БР
Установления нормы обязательных резервов, депонируемых в Банке России
Операции на открытом рынке
Рефинансирование
Валютное регулирование
Установление ориентиров роста денежной массы
Прямые количественные ограничения
глава I
История двухуровневой банковской системы в России
История государственного банка Российской империи началась 31 мая
1860 года, когда император Александр II подписал указ о его создании.
Одновременно был утвержден первый устав Госбанка.
В периоде деятельности Государственного банка выделяют два
периода: с 1860 по 1894г. и с 1894г., когда был введен второй устав,
до 1917г. В течение первого периода Госбанк являлся в значительной
степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую долю
ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование
казны. На Госбанк возлагались функции, относившиеся к аппарату
Министерства финансов, в том числе проведение выкупной операции и связанное
с ней делопроизводство, поддержка Дворянского и Крестьянского банков и т. д. Второй период деятельности Государственного банка существенно
отличался от первого. Изменилась денежно-кредитная политика и источники
средств Госбанка, его финансовые отношения с казначейством и
организационные взаимоотношения с аппаратом Министерства финансов.
Свои операции Государственный банк начал осуществлять 2 июня 1860
года. Согласно уставу он учреждался "для оживления торговых оборотов и
упрочнения денежной кредитной системы". Основной капитал ему
"назначался" в 15млн. рублей. Это была очень небольшая сумма, если
учесть, что 59% переданных Государственному банку пассивов ликвидированных
банков состояли из вкладов, подлежащих возврату преимущественно по
востребованию, в активе же находились исключительно долгосрочные ссуды[1].
В то же время на Государственный банк возлагалась обязанность выплаты
процентов и возврата капитала по вкладам, внесенным в бывшие
государственные кредитные учреждения.
Операции Государственного банка должны были заключаться в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг на свой счет.
Учет векселей согласно уставу допускался только в случае, если они
были основаны на торговых сделках. При этом в отличие от предшествующего
периода, когда государственные банки во избежание потерь не выдавали мелких
ссуд, отказываясь иметь дело с мелкими торговцами, Государственному банку
разрешалось учитывать векселя на незначительные суммы при условии их
надежности. На протяжении всего периода деятельности Государственный банк
Российской империи находился в ведении министра финансов, как
"непосредственного главного начальника Банка". Но согласно уставу 1860
года Государственный банк был подведомственным Министерства финансов и
находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений.
Поэтому принципиальные вопросы по Госбанку, которые требовали доклада
государю, решались или, по крайней мере, оформлялись через Особенную
канцелярию по кредитной части.
Согласно уставу 1860 года управление всеми операциями и деталями
возлагалось на Правление банка, которое состояло из управляющего, его
товарища, 6 директоров и 3 депутатов от Совета государственных кредитных
установлений. Согласно уставу 1894г. Государственный банк был подчинен
лично министру финансов. Управление банком возлагалось на Совет банка и на
Управляющего банком.
Схема управления Государственным банком[2]
[pic]
Несмотря на то, что Государственный банк являлся крупнейшим
коммерческим банком страны, непосредственно коммерческие операции на
первом этапе его деятельности имели сравнительно небольшое значение. Это
объяснялось тем, что находясь в подчинении Министерства финансов,
Государственный банк выполнял функции, не свойственные коммерческому
банку. Его ресурсы использовались в значительной степени для проведения
выкупной операции, закончившейся в 1886г., и для других "нужд казны".
Операции Государственного Банка[3]
|годы |кредитные билеты|вклады и текущие|учет и ссуды |
| | |счета | |
|1861 |713 |62.3 |45.8 |
|1866 |661.6 |221.3 |64.6 |
|1871 |695.1 |228.1 |64.6 |
|1876 |751.6 |310.7 |137.8 |
|1881 |1085.1 |313.0 |225.6 |
|1886 |106.7 |391.9 |187.1 |
|1891 |907.4 |437.2 |193.8 |
|1896 |1055.3 |556.1 |406.4 |
|1901 |555.0 |671.4 |479.8 |
|1906 |1207.5 |553.6 |776.8 |
|1910 |1173.8 |738.6 |446.2 |
Кроме того Государственный банк осуществлял большое вложение
средств в государственные и гарантированные ценные бумаги. Только в
1896г. затраты банка за счет казны впервые сравнились с суммами казны,
вложенными в банк. Полностью же государственный долг был ликвидирован
только в 1901г.
Преследуя широкие цели непосредственного кредитования народного хозяйства, Государственный Банк не забывает, что и частные банки - часть, притом весьма ценная того же народного хозяйства. С середины 70-ых годов он в порядке "борьбы" правительства с кризисами и хозяйственными затруднениями отраслевого и местного значения начал проводить "операции по спасению" обанкротившихся предприятий и банков, включая их субсидирование и финансирование, принятие в собственную собственность или управление и последующую продажу, что и подчеркивает его позицию “банка банков”, сближая его с типом западноевропейских центральных банков.
Собственно говоря, Государственный Банк даже в ту пору своей
деятельности, когда он в силу необходимости был прямым конкурентов частных
банков, все-таки прилагал немало усилий, чтобы поставить своих конкурентов
на ноги. В данном случае Государственный Банк, конечно, был простым
орудием правительственной экономической политики. При помощи
Государственного Банка встают на ноги акционерные и взаимно-общественные
банки. В первые годы деятельности акционерных банков Государственный Банк
помогал их возникновению и часто спасал от краха, затем выступает в роли
опоры всей системы коммерческого кредита в России. Первоначально
Государственный Банк по отношению к частным банкам пытался проводить роль
deus ex machina, т. е. он приходил к ним на помощь в критические времена,
когда перед отдельными банками вырисовывались печальные перспективы краха.
Позднее Государственный Банк стал обладать эмиссионным правом и в огромных количествах казенными деньгами, роль его на рынке свободных денежных средств радикально изменилась. Государственный Банк перестал быть конкурентом частных кредитных учреждений в области приема вкладов.
Движение вкладов на 1 января [4]
| |1909 |1910 |1911 |1912 |1913 |
| Государственный |210 |274 |261 |258 |266 |
|Банк | | | | | |
|Частные банки |1434 |1840 |2251 |2505 |3046 |
Но до начала XX века Государственный Банк всего менее был склонен идти по дороге “банка банков”. Вступает он на нее довольно решительно. В юбилейном издании ( 1911 г. ) следующим образом сформулированы те основания, на которых на которых Государственный Банк открывал кредиты частным банкам:[5]
1. Частные банки могут пользоваться в Государственном банке кредитами
- по переучету векселей, на основании специальных счетов, обеспеченных
векселями или процентными бумагами, и в форме ссуд под процентные бумаги, а
так же под дубликаты накладных.
2. Кредиты открываются с утверждения Совета Государственного Банка по представлениям местных учреждений Банка в определенных размерах и формах.
3. Размер кредита определяется по соображению с оборотными средствами кредитного учреждения характером его деятельности, обрисовывающими общее положение кредитного учреждения.
4. К переучету и в обеспечение принимаются векселя. удовлетворяющие
требованиям Государственного Банка о векселях ( на предельный срок до 3 или
6 месяцев в зависимость от территории)
На протяжении 18 лет (1895 - 1912) кредитование Государственным
Банком возросло на 1177%. Сравнение этих данных внушительно подчеркивает
характер того сдвига, который произошел в деятельности Государственного
Банка.
Кредитование Государственным Банком частных кредитных учреждений в период с
1861 по 1912[6]
[pic]
С середины 80-ых годов основное внимание Государственного банка было сосредоточено на подготовке денежной реформы. Его задачей в это время
было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса
с помощью девизной политики. Государственный банк справился с этой задачей
к 1895г. На первое января 1995г. золотой запас России составил
911,6млн. руб. Рыночный курс кредитного рубля стабилизировался в 1893-
1895гг. Разница между его высшим и низшим курсом в 1895г. составила
1,59%[7].
90-еы годы XIX века в России были годами подъема железнодорожного и
промышленного строительства В связи с этим было принято решение
превратить Государственный банк в универсальное кредитное учреждение и в
одно из основных орудий стимулирования подъема во всех отраслях хозяйства.
Это требовало внесения изменений в устав Государственного банка. Новый
устав был утвержден 6 июня 1894г. Он значительно шире, чем устав
1860г., определял задачи Государственного банка. Согласно новому уставу к
его задачам добавлялось "содействие посредством краткосрочного кредита
отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству". Основной
капитал должен был составлять 50млн. руб., запасной - 5млн. руб.[8]
Широкое наделение правами и обязанностями Государственного Банка требовало большее финансирование со стороны правительства. С начала XX века основными средствами Банка являются средства казны.
Соотношение между вкладами частных лиц и учреждений с одной стороны и
средств казны и текущих счетов с другой. [9]
|годы |средства казны и |вклады и текущие счета |
| |сберегательных касс | |
| 1861 |30.3 |31.9 |
|1865 |41.8 |164.2 |
| 1870 |62.7 |198.7 |
| 1875 |30.9 |224.6 |
| 1880 |42.9 |224.7 |
| 1885 |66.6 |290.7 |
| 1890 |164.6 |224.6 |
| 1895 |381.8 |197.7 |
| 1900 |617.0 |195.5 |
| 1905 |394.7 |255.1 |
| 1910 |464.8 |273.7 |
| 1913 |887.9 |266.0 |