Роль Центрального банка в формировании финансово-кредитного рынка Российской Федерации
p> Основными задачами, на решении которых было сосредоточено внимание
Банка России, являлись:

1. Активное использование обменного курса рубля в качестве инструмента корректирования инфляционных ожиданий и влияния на уровень инфляции. Установление границ отклонений валютного курса от согласованных с правительством Российской Федерации пределов, т. е. проведение предсказуемой политики валютного курса (политика “валютного коридора”).

2. Сглаживание резких краткосрочных колебаний в конъюнктуре рыночного спроса и предложения на иностранную валюту.

3. Развитие инфраструктуры межбанковского валютного рынка Российской
Федерации с целью оптимизации формирования рыночного спроса и предложения на иностранную валюту на всех его институциональных и территориальных сегментах, обеспечения гарантии внутренней конвертируемости рубля по текущим валютным операциям.

4. Формирование и управление золотовалютными резервами с целью обеспечения высокого уровня международной ликвидности и гарантирования интервенций Банка России для регулирования динамики валютного курса в пределах заданной траектории.

Отличительной чертой политики Центрального банка явилось введение с июля 1995 г. режима “валютного коридора”, устанавливающего границы колебаний курса рубля к иностранным валютам.

“Валютный коридор в таких условиях, во первых, внес четкую предсказуемость в динамику курса рубля, а следовательно, и конъюнктуру внешней торговли. Это предоставило внешнеторговым фирмам возможность адекватно оценивать и эффективно страховать возникающие валютные риски с помощью операций финансового рынка. Во-вторых, “валютный коридор” ограничил абсолютный уровень повышения номинального курса рубля. По сути,
Банк России во втором полугодии снимал избыточное предложение иностранной валюты, приостанавливая дальнейшее падение реального курса доллара.
“Валютный коридор” в такой ситуации определил границ возможного ухудшения конъюнктуры экспорта.

Динамика торгов ММВБ в период с 01.01.94 по 7.05.96
[pic]

6) установление ориентиров роста денежной массы;
Статья 43. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Правительство и Центральный банк Российской Федерации примут меры необходимые для сокращения темпов роста совокупных кредитно-денежных показателей в 1996 году до уровня соответствующих индикатору инфляции в
1996 году.

Рост денежной базы и денежной массы будут определяться политикой
Банка России в отношения предоставления чистого кредита коммерческим банкам, операций с ценными бумагами на вторичном рынке , а также его интервенций ( продажа и покупка валюты ) на валютных рынках.

Для контроля за денежной массой орган денежно-кредитного регулирования устанавливает максимальные показатели объема своих чистых внутренних активов, а также предельные величины объема чистых требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному и расширенному правительствам.

Месячные целевые показатели будут установлены также объема официальных валовых и чистых международных резервов.

Изменения в институциональной и нормативной структуре финансового сектора будут по возможности в максимальной степени нейтральными по отношению к приросту широкого показателя рублевой денежной массы и станут осуществляться только после технической консультации с сотрудниками
Международного Валютного фонда.

7) прямые количественные ограничения
Статья 42. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно- кредитной политики только после консультаций с
Правительством Российской Федерации.
Например:
В соответствии с Законом Российской Федерации "О денежной системе
Российской Федерации" (статья 14) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить предельный размер расчетов наличными деньгами в
Российской Федерации между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу.

Все расчеты в Российской Федерации между юридическими лицами по одному платежу на сумму свыше 2 млн. рублей производить только в безналичном порядке.[51]

Статья 44. Банк России ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики Российской
Федерации; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.

банковское регулирование и надзор

Статья 55. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка
России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

Центральный банк считает, что чем больше у банка собственных денег, тем более он устойчив. Поэтому понятно особое внимание ЦБ к капитализации банков. Введение в действие Инструкции №1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" значительно увеличило эти показатели, которые стали соответствовать требования ЕС к европейским банкам [52].

Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций[53]
| | |для кредитных |
|дата |для банков |организаций с |
| | |ограниченным кругом |
| | |деятельности |
|на 1 апреля 1996г. |2,0 млн. ЭКЮ |500 тыс. ЭКЮ |
|на 1 января 1997г. |3,0 млн. ЭКЮ |750 тыс. ЭКЮ |
|на 1 января 1998г. |4,0 млн. ЭКЮ |1 млн. ЭКЮ |
|на 1 июля 1998г. |5,0 млн. ЭКЮ |1млн. 250 тыс. ЭКЮ |

Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, начиная с 1 января 1999 г., определяемых как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, устанавливается в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ (1 млн. ЭКЮ для кредитной организации с ограниченным кругом операций ).[54]

2) предельный размер не денежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации.

При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов, выданных кредитной организацией данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией одному заемщику (группе связанных заемщиков). При расчете используется следующая формула:

Крз

Н6 = ------ х 100%, где

К

К - размер собственных средств (капитал)

Крз - совокупная сумма требований кредитной организации к заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков по кредитам в рублях и иностранной валюте и суммы, не взысканные по банковским гарантиям, а также 50 % забалансовых требований (гарантий, поручительств) кредитной организации в отношении данного заемщика (заемщиков), предусматривающих исполнение в денежной форме.

Максимально допустимое значение норматива Н6 устанавливается в размере:[55]
|с баланса на 1.07.96 г. |60% |
|с баланса на 1.02.97 г. |40% |
|с баланса на 1.02.98 г. |20% |

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

Совокупная величина крупных кредитов, выданных кредитной организацией, включая взаимосвязанных заемщиков, с учетом 50% забалансовых требований (гарантий, поручительств) не может превышать размер капитала кредитной организации более чем:

SКркр

Н7 =----------

К
SКркр - совокупная величина крупных кредитов, выданных кредитной организацией .
| 1996 г. |в 12 раз |
| 1997 г. |в 10 раз |
| 1998 г. |в 8 раз |

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

Устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной кредитной организации, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов
(вкладчиков) и собственных средств кредитной организации:

Овкл

Н8 = -------- х 100%, где

К

Овкл - совокупная сумма обязательств кредитной организации

Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается в размере:[56]
| с баланса на 1.07.96 г. | 60 % |
| с баланса на 1.02.97 г. | 40 % |
| с баланса на 1.02.98 г. | 25 % |

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

Под ликвидностью понимается способность кредитной организации обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

В целях контроля за состоянием ликвидности кредитной организации устанавливаются нормативы ликвидности (текущей, мгновенной и долгосрочной).

Норматив текущей ликвидности (Н2) представляет собой отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней:

ЛАт

Н2 = ------ х 100%, где

ОВт

ЛАт - ликвидные активы -

ОВт - обязательства до востребования и на срок до 30 дней.

Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается в размере:[57]
|с баланса на 1.07.96 г. | 20 % |
|с баланса на 1.02.97 г. | 30 % |
|с баланса на 1.02.98 г. | 50 % |
|с баланса на 1.02.99 г. | 70 % |

Норматив мгновенной ликвидности (Н3) представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать