Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

·       Экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

·       Криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

·       Законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

При их учете необходимо учитывать федеральные, региональные законы и нормативные акты, документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие их косвенно.

Степень развития малого бизнеса по регионам России объясняется особенностями инвестиционного климата в этих регионах. Хороший предпринимательский климат с высоким инвестиционным потенциалом и низкими инвестиционными рисками в Москве и Санкт – Петербурге дает почву для развития малого бизнеса. Плохой инвестиционный климат в еврейской автономной области, Туве, Хакасии, на Чукотке и в Дагестане с низким инвестиционным потенциалом и высокими рисками не дает развиваться малому предпринимательству.

При отсутствии региональных усилий развития малого бизнеса в России под действием объективных факторов (качество инвестиционного климата, региональная дифференциация политических и социально-экономических условий) сложилась очень пестрая картина региональных различий. Наряду с достаточно успешно развивающими малое предпринимательство регионами существует много таких, где и по объективным, и по субъективным факторам его развитие явно недостаточно. Региональное развитие и малый бизнес оказываются тесно связанными.

В условиях современной России сложилась разнообразная картина в сфере малого бизнеса. На его развитие оказывают воздействие разнообразные факторы, доставшиеся в наследство регионам от прошлого, от отсутствия последовательной и ясно выраженной региональной экономической политики федеральных властей, от не всегда грамотных действий местных органов власти. Перед последними в настоящее время стоит та же задача, что и перед федеральными органами, - создание на местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития предпринимательских начал. От ее успешного решения во многом зависит будущее регионов.


1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных законом организационно-правовых формах. Система, порядок образования и правовой статус коммерческих организаций закрепляются ГК РФ и специальным законодательством, которое принято и будет еще приниматься в развитие норм Конституции РФ и ГК РФ.

Современное российское предпринимательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность:

·       самостоятельная;

·       осуществляемая на свой риск4

·       направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица – особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже к уголовной ответственности.

Особенности правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно ст.23 ГК РФ к индивидуальной предпринимательской деятельности применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если только иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Одни и те же нормы регулируют отношения как между коммерческими организациями, так и между гражданскими предпринимателями или с их участием. Данное обстоятельство придает большую строгость регулируемым

 отношениям.

В качестве мер ответственности, которые могут быть применены к предпринимателю, следует указать, что он прежде всего обязан за счет своего имущества возместить партнеру убытки, включая упущенную выгоду, а также уплатить неустойку, если она была предусмотрена законом или договором. 

Особенностью индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что все споры подлежат рассмотрению в арбитражных судах. Это могут быть споры, связанные с неисполнением обязательств; об изменении или расторжении договоров; споры по поводу права собственности на имущество; отказ в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или уклонение от такой регистрации.

Несостоятельность(банкротство) индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным(банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает свою силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Основания и порядок признания предпринимателя банкротом определены в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» согласно ст.1 и 3 указанного Закона дело о несостоятельности рассматривается в арбитражном суде при наличии двух следующих условий:

·       предприниматель задолжал своим кредиторам на общую сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда;

·       предприниматель не способен выполнить требования кредиторов о возврате долга в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения обязательства.

Арбитражный суд, признав предпринимателя банкротом, принимает решение об удовлетворении требований кредиторов за счет имущества предпринимателя.

Индивидуальная предпринимательская деятельность имеет ограниченную практику и короткий период действия. Многие проблемы, связанные с применением законодательства в отношении предпринимателей, приходится решать впервые.

Хозяйственные товарищества признаются гражданским законодательством как отдельные разновидности субъектов предпринимательских отношений и имеют свои юридические и организационные признаки, которые отличают их от хозяйственных обществ.

В соответствии с законодательством РФ могут образовываться два вида товариществ:

ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО – коммерческая организация, участники которого несут ответственность по его обязательствам своим имуществом (ст.69 ГК РФ). Полное товарищество – это одновременно хозяйственное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Из этого следует, что такое товарищество является договорным объединением, поскольку оно создается и осуществляет деятельность на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества. При регистрации полного товарищества предъявление в регистрационную палату Устава не требуется, так как данный документ не предусмотрен действующим законодательством для коммерческих организаций данного типа.

ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ (коммандитное товарищество) – это смешанный вид коммерческой организации. В нем наряду с полными товарищами есть один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов) (ст. 82 ГК РФ).

Полные товарищи  отвечают по обязательствам своим имуществом, а коммандитисты рискуют  только своими вкладами.

Основной документ, который регулирует отношения в товариществе, - это учредительный договор. В законодательстве указывается, что учредительный договор подписывается только полными товарищами, поэтому они и управляют делами товарищества.

Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли в размерах, определяемых учредительными документами.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может быть учреждено одним или несколькими лицами. В законодательстве оговаривается предельный количественный состав учредителей, превышение которого влечет обязанность преобразования его в акционерное общество либо  ликвидацию, если вопрос его преобразования не решается в течение года. Общество не может быть учреждено хозяйственным обществом, состоящим из одного лица.

Учредительные документы должны содержать необходимые сведения, которые характеризуют ООО как коммерческую организацию, имеющую статус юридического лица: место нахождения, цель деятельности и др., а также сведения, отражающие специфику ООО. В них должны быть указаны: размер уставного капитала и размер долей каждого из участников, порядок внесения вкладов.

 Прекращение общества возможно вследствие его реорганизации либо ликвидации.

ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.

Это коммерческая организация, участники которой, в отличие от общества с ограниченной ответственностью, солидарно несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Общество с дополнительной ответственностью обладает рядом общих признаков и особенностей в сравнении с обществом с ограниченной ответственностью. Общим для этих обществ являются:

·       Возможность учреждения одним или несколькими лицами;

·       Разделение уставного капитала на доли, размер которых определяется учредительными документами.

В остальном к ОДО применяются нормы закона, действующие в отношении общества с ограниченной ответственностью, за рядом исключений, которые обусловлены специфическими чертами этой организации.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

До недавнего времени в России с сфере лицензирования отсутствовали единые нормы правового обеспечения. Нормы федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» о не нераспространении установленного им порядка лицензирования на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено иными, вступившими ранее в силу федеральными законами, противоречило принципу единства порядка лицензирования.

В закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» разработан в целях упорядочения и упрощения порядка лицензирования на территории РФ, определение единого предельного перечня лицензированных видов деятельности и сокращения числа видов деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать