Командно-административная система требовала от строительных
организаций безупречного исполнения указаний “сверху”. При этом сами
строительные организации обязаны были расходовать заработанные средства
(прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных
размерах, получать сырье от закрепленных за ними поставщиков и передавать
готовую продукцию заранее определенным потребителям по стабильным ценам,
установленным вышестоящими органами управления. Потребитель к производителю
был привязан планом и создавать конкуренцию в тех экономических условиях не
мог.
При переходе на новые хозяйственные отношения при преобразовании
прежних органов управления всех уровней была нарушена полностью
управленческая вертикаль. Кроме того, при преобразовании государственных
предприятий в акционерные общества изменились принципы управления ими.
Государство (или уполномоченный им орган) может прямо влиять на
хозяйственную деятельность акционерного предприятия, владея контрольным
пакетом акций.
Распределение строительных организаций по формам собственности представлено в нижеследующей таблице.
Таблица 4
| |Количество, тыс. ед. |Процентное отношение |
|Число организаций всего |127,8 |100.0 |
|В том числе по формам | | |
|собственности: | | |
|частная |108.7 |85.1 |
|смешанная |12.7 |9.9 |
|индивидуальная |4.7 |3.7 |
|муниципальная |1.7 |1.3 |
Таким образом, данные этой таблицы свидетельствуют о том, что государственная форма собственности теряет свои доминирующие позиции, уступая ведущую роль частным предприятиям.
6. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Вместо единого общего рынка предприятиям сейчас приходится действовать в условиях раздробленности, при которой в каждом рыночном анклаве имеют место свои юридические, экономические и национальные особенности, в том числе и в ценообразовании. Намного труднее становится разрешение проблем и с производством, снабжением, организацией отношений, расчетами, планированием, маркетингом. В деятельности строительных компаний немалую роль играет давление со стороны местных органов власти с тем, чтобы в рамках производства и реализации продукции и услуг, в социальном обслуживании, политике занятости в первую очередь учитывались местные интересы.
Для развития российского бизнеса, в частности - строительного бизнеса
не имеется пока серьезной правовой основы. В каждом регионе действуют свои
законы, в том числе и о налогах. Решения вышестоящих органов порой так
“корректируются” местными властями, что по существу вообще перечеркиваются.
Все уровни управления вводят дополнительные налоги или другие аналогичные
платежи. Нередко постановления центральных и местных властей противоречат
друг другу, вводятся задним числом. В результате предприятия несут
неожиданные убытки и оказываются на грани банкротства.
Тем не менее в теперешних условиях в России просматривается тенденция перемещения центров хозяйствования на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период растет. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, чему является подтверждением все вышесказанное, а с другой - существенно упрощает систему управления национальным хозяйством в целом, снижает элемент случайности и способствует росту управляемости экономики России.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованьям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленных актами, определяющими статус этих органов, а также юридические лица и граждане.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст.215 ГК РФ).
Муниципальное предприятие учреждается местными органами. Имущество муниципального предприятия образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, а также полученных доходов. Указанное имущество передается в хозяйственное ведение предприятию в лице его трудового коллектива.
Руководитель муниципального предприятия пользуется правами, несет обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством, уставом предприятия и заключенным с ним контрактом.
Уставом предприятия могут быть определены другие категории должностных лиц, нанимаемых по контракту, заключаемому с собственником или уполномоченным им органом.
Контроль за деятельностью муниципальных предприятий осуществляется органами, уполномоченными собственником. Годовой баланс и отчет о финансово- хозяйственной деятельности предприятия предоставляется соответствующему органу.
Степень имущественной обособленности муниципальных унитарных предприятий, не являющихся собственниками переданного им имущества, выражается в закреплении за ними такого имущества на праве хозяйственного ведения. Ясно, что по отношению к этому имуществу предприятие обладает меньшей совокупностью прав, нежели собственник к своему имуществу.
Учреждения, не являющиеся собственниками закрепленного за ними имущества, владеют и пользуются им на праве оперативного управления. Права такого юридического лица по отношению к закрепленному за ним имуществу еще уже, чем при осуществлении права хозяйственного ведения.
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским Кодексом.
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также суть оперативного управления, отражены в статьях 295, 296.
На фоне сложившейся ситуации, характеризующейся расформированием крупных образований строительной отрасли и возникновением новых организационных формирований, в результате чего раздробленность строительного комплекса может стать неконтролируемой, проблема направления деятельности строительных организаций в единое русло в соответствии с целями и задачами, стоящими перед данным регионом, становится все более актуальной. Решению ее во многом может способствовать выбор для строительных организаций таких организационно-правовых форм, которые отвечали бы требованиям функционирования в рыночных условиях, обладали гибкостью и жизнеспособностью, и в то же время обеспечивали необходимое единение строительного комплекса региона.
В настоящее время многие муниципальные предприятия могут
преобразовываться в акционерные общества. Преимущественный выбор именно
этой организационно-правовой формы объясняется тем, что акционерное
общество является наиболее формой для крупных предприятий с долгосрочными
целями бизнеса. АО могут иметь неограниченный срок существования, благодаря
выпуску акций они получают более широкие возможности в привлечении
дополнительного капитала по сравнению с некорпорированным бизнесом.
Существование такого общества не зависит от состава акционеров.
В случае преобразования муниципального унитарного предприятия в АО изменения претерпевает и его имущественная обособленность: акционеры имеют в собственности лишь акции общества, сохраняя при этом на переданное имущество обязательственные права на выделение им доли, но только при ликвидации самого акционерного общества. Имущество же, собственником которого ранее являлись в лице муниципального образования местные органы самоуправления, отныне принадлежит акционерному обществу как юридическому лицу.
В результате приватизации строительные организации преобразовываются в
акционерные общества открытого и закрытого типа. Для строительных
организаций бывших строительных министерств характерно создание закрытых
АО, что обусловливалось преобразованием арендных предприятий в АО. Кроме
того, закрытые АО создаются преимущественно крупными хозяйственными
структурами. По своей организационной и правовой сущности ЗАО очень близки
к ООО. С точки зрения учредителя, данные формы по своей экономической
сущности идентичны, хотя имеются принципиальные различия.
В таблице 5 представлены сравнительные характеристики АО и ООО. Они отражают различия в регламенте регистрации общества, условиях выхода участников из него и других аспектов деятельности.
При выходе из состава ООО любого из участников активы общества могут уменьшиться и оказаться ниже установленного уровня. А это ведет к ликвидации общества, так как согласно законодательству при выходе участник может потребовать выдачи причитающейся ему доли. В ЗАО при выходе участника происходит передача принадлежащих ему акций другому участнику, а активы общества остаются неизменными. Ликвидация ООО может быть осуществлена только при единогласном решении всех участников, а в случае ЗАО для принятия подобного решения нужна его поддержка со стороны акционеров, присутствующих на собрании и владеющих не менее 3/4 голосующих акций. При явке акционеров, являющихся владельцами 50% голосующих акций, что обеспечивает правомочность собрания, за решение о ликвидации ЗАО должны проголосовать участники, владеющие 37, 5% общего числа акций.
Существуют различия в процедуре изменения состава участников обществ.
В ЗАО процедура выхода участника (акционера) сопровождается переоформлением
прав на принадлежащие ему акции и изменениями в реестре акционеров. В ООО
для оформления выхода участника из общества или передачи его доли другому
лицу необходимо изменить устав и перерегистрировать новую редакцию в
регистрационной палате, налоговой инспекции и других органах, что сопряжено
со значительными материальными затратами.
Отличительные особенности ЗАО и ООО имеют юридическую силу лишь в том случае, когда АО осуществило регистрацию эмиссии акций, так как в противном случае ЗАО функционирует как ООО. Регистрация эмиссии ценных бумаг - обязательный атрибут организационно-финансовой деятельности ЗАО.
Таблица 5
|ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО И АО |
|Аспекты деятельности |ЗАО |ООО |
|Создание и регистрация | | |
|общества | | |
|1.1. Состав учредительных|Протокол собрания |Протокол собрания |
|документов |учредителей, устав |учредителей, |
| | |учредительный договор, |
| | |устав |
|1.2. Регистрация эмиссии |Обязательная регистрация |Акции не выпускаются |
|акций |в органах ФКЦБ РФ | |
|2. Выход участника из |Продажа, дарение или |Возвращение участнику его|
|общества |передача акционером |доли имущества по |
| |принадлежащих ему акций |действительной стоимости |
| | |на момент выхода из |
| | |общества в денежной |
| | |форме, либо имущества в |
| | |натуральном виде |
|3. Изменение состава |Изменение реестра |Изменение устава и его |
|участников |акционеров |регистрация в |
| | |регистрационной палате, |
| | |налоговой инспекции, |
| | |внебюджетных фондах |
|4. Аудиторская проверка |Обязательна 1 раз в год |Не обязательна, как |
| |по требованию акционеров,|годовая. Может |
| |имеющих до 10% голосующих|проводиться по требованию|
| |акций, проводится |одного из участников |
| |независимо от годовой |общества |
|5. Ликвидация общества |По решению 3/4 голосующих|Только при единогласном |
| |акций, присутствующих на |решении всех участников |
| |собрании |общества |
|6. Взаимное проникновение|Возможно взаимное влияние|Только одностороннее |
|капитала при создании | |влияние материнского |
|дочерних предприятий | |общества на дочернее |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9