Роль и значение финансовой системы Украины в становлении рыночных отношений
смотреть на рефераты похожие на "Роль и значение финансовой системы Украины в становлении рыночных отношений"
План
1. Роль и значение финансовой системы Украины в становлении рыночных отношений.
1.1 Состав и структура финансовой системы Украины, различные точки зрения.
2.Законодательные и правовые основы, регламентирующие механизм
функционирования финансовой системы Украины.
3.Экономическая оценка функционирования финансовой системы Украины в
условиях перехода Украины к рыночным отношениям. Причины сдерживающие
результативность механизма функционирования финансовой системы Украины в
годы реформ.
4.Проблемы функционирования финансовой системы Украины в условиях
современности и пути достижения финансовой стабилизации в Украине.
1. Роль и значение финансовой системы Украины в становлении рыночных отношений.
Анализ закономерностей развития финансов в различных условиях
общественного воспроизводства свидетельствует о наличии этих общих
признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и
условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два:
развитие товарно-денежных отношений и существование государства как
субъекта этих отношений. В отличии от таких стоимостных категорий ,как
например деньги, кредит, фонд оплаты труда и других, финансы органически
связаны с функционированием государства. Однако общие признаки всех
финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения
финансов. Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические
общественные отношения. Однако отношения представляются по-разному, имеют
свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой
системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои
присущие ему функии. Так, финансы предприятий обслуживают материальное
производство. При их участии создается валовый внутренний продукт(ВВП),
распределяемый внутри предприятий и отраслей производства. Через
государственный бюджет мобилизируются ресурсы а основной централизованный
фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями
хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами
населения. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд мобилизует средства
на выплату пенсии гражданам страны. Фонды имущественного страхования
предназначены для возмещения ущерба нанесенного стихийными бедствиями
предприятиям и населению, а по личному страхованию- для выплаты
застрахованному лицу или его семье материального обеспечиния при
наступлении страхового случая. Таким образом, каждое звено финансовой
системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а
финансовая система в целом- совокупность различных сфер финансовых
отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных
средств.
Другими словами, финансовая система- это система форм и методов
образования, распределения и использования фондов денежных средств
государства и предприятий.
По мнению доктора экономических наук Василина О.Д. финансовая система
государства- это прежде всего различные фонды видов финансово
сконструированных в его распоряжении, а также имеющих место у субъектов
хозяйствования и других финансовых институтов с целью их использования для
социального и экономического развития государства.
По мнению доктора экономических наук профессора Шокуна В.В. финансовая
система Украины представляет собой совокупность факторов конституционного
влияния государства на распределение СОП и его основной части НД, в
результате чего формируются централизованные и децентрализованные фонды
денежных средств Украины.
Никто и ничто так больно не чувствует координальных изменений в экономике,
как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или
неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение
политического имиджа независимого государства.
Анализ свидетельствует, а практика подтверждает, что структура финансов,
которая безсистемно сложилаь после оглашения независимости Украины, не
отвечает общим требованиям современного реформирования экономики.
Переход от смешаной экономики требует различных форм и типов
хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и
предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах,введении
конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ
требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям.
Становление финансовой системы Украины в условиях реорганизации экономики
сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на
теоретических и практических выводах мирового экономического опыта. Однако
нет готовых рецептов проведения быстрых координальных изменений, которые
оптимально бы отвечали интересам всех слоев населения и государства в
целом.
Делая выводы по вышеперечисленному, можно сказать что финансовая система
неотъемлемая часть экономической функции государства, точнее это система, с
помощью которой государство осуществляет экономические процессы, это
основа, база этих процессов.
Ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как
финансовая.
В дальнейшем рассматривая финансовую систему Украины мы увидим ее важное
значение и ее роль в практическом действии.
1. Состав и структура финансовой системы Украины, различные точки зрения.
Выделение форм финансовых отнощений характеризует относительное отдаление
отдельных составных финансов. Совокупность этих составных определяется
термином «финансовая система». Как и любая другая система она является не
простым набором, а совокупностью взаимосвязаных элементов, которые имеют
однородные признаки.
Состав и структуру финансовой системы Украины многие ученые-экономисты
видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет
действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек
носит проблематичный дискуссионный характер.
Доктор экономических наук профессор Василин О.Д.(1) выделяет состав
финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются
государственные финансы (см.схему №1). Он говорит о том, что государство
для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную
величину финансовых ресурсов, которые производятся в его
народохозяйственном комплексе. С этой елью оно осуществляет свою финансовую
деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов
для достижения экономического и социального прогресса в стране.
Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Оно
……средствует около 80% всех финансовых отношений и содержит различные
финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою
финансовую деятельность. Государственные финансы включают: государственный
бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения,
финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм
собственности, государственный кредит, государственное личное и
имущественное страхование.
Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу
функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу
государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций
государственной и комунальной форм собственности. Тут производится больше
чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом
финансовых отношений. В условиях становления раночных отношений часть
государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору
будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и
перераспределения, осуществляемого с помощью финансов. Это была точка
зрения профессора Василина О.Д.
А вот совершенно иначе представляет структуру финансовой системы Опарин
В.В.(см.схему №2). Он производит выделение составных элементов по признаку
движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов.
В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень экономической
системы (2). Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики – финансы субъектов
хозяйствования, уровень макроэкономики – государственнае финансы, уровень
мирового хозяйства – международный финансы, обобщенный уровень – финансовый
рынок.
Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его выделение
проводится по признаку ………ности или обособленного фонда финансовых
ресурсов, или спецефических форм и методов финансовых отношений.
Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья,
так как они имеют общие принципы организации и методы ведения хозяйственной
деятельности.
1.см: Василин О.Д. Державнi фiнанси Украйни // Ф.У.,-1997-№5-С.5
2.см: Опарин В.В. Финансовая система:теоретические основы и практические
аспекты ее разработки на Украине //Ф.У.,-1998-№9
Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой
спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны,
чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности
влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.
Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность
государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет,
государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного
сектора.
Сфера международные финансы отображает обменную и перераспределительную
функцию на мировом рынке и включает 3 направления: международные расчеты;
финансы международных политических, экономических, гуманитарных
организаций; международные финансовые институты.
Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как
спецефического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.
Обособленым звеном финансовой системы выступает страхование, которое не
принадлежит к конкретной сфере.
Такой является структура финансовой системы по мнению Опарина В.В. Данный
подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых
отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает
предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на
каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и ………………… между
ними.
Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора
экономических наук Шокуна В.В (1). Он предлагает в условиях реалий
существования Украины как независимого, демократического, социального и
правового государства перестроить собственную финансовую систему(см.схему
№3).
Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как
основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить
влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения
его стоимости.
Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в
экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости
ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция
перестройки финансовой системы Украины основывается на
Страницы: 1, 2